Найти в Дзене
Лесной романтик.

Станция Ермилово (бывш. Хумалйоки/Humaljoki)(История Большой Приморки)

Железнодорожная станция Хумалйоки была открыта 1 сентября 1916 года. Она разместилась несколько севернее центра одноимённой деревни, которая, в свою очередь, находилась на берегу залива Хумалйоенлахти (сейчас – залив Ермиловский). Помимо обычной деятельности промежуточной станции, Хумалйоки обеспечивала поступление грузов снабжения для береговой батареи ближнего боя, построенной здесь во время Первой мировой войны русским военно-морским ведомством. Для этого на станции имелся специальный воинский тупик с высокой платформой, уложенный на некотором отдалении от приёмо-отправочных путей. Пассажирское здание было построено, вероятно, по проекту Туре Хеллстрёма, но точных сведений на этот счёт нет. В 1929 году вокзал разобрали и перевезли на новое место в глубинных районах Финляндии – станцию Лиевестуоре, близ г. Ювяскюля. В 1930 году там состоялось открытие «нового старого» вокзала, который благополучно дожил до наших дней. Причиной переноса здания послужило уменьшение пассажиропотока на л

Железнодорожная станция Хумалйоки была открыта 1 сентября 1916 года. Она разместилась несколько севернее центра одноимённой деревни, которая, в свою очередь, находилась на берегу залива Хумалйоенлахти (сейчас – залив Ермиловский). Помимо обычной деятельности промежуточной станции, Хумалйоки обеспечивала поступление грузов снабжения для береговой батареи ближнего боя, построенной здесь во время Первой мировой войны русским военно-морским ведомством. Для этого на станции имелся специальный воинский тупик с высокой платформой, уложенный на некотором отдалении от приёмо-отправочных путей. Пассажирское здание было построено, вероятно, по проекту Туре Хеллстрёма, но точных сведений на этот счёт нет. В 1929 году вокзал разобрали и перевезли на новое место в глубинных районах Финляндии – станцию Лиевестуоре, близ г. Ювяскюля. В 1930 году там состоялось открытие «нового старого» вокзала, который благополучно дожил до наших дней. Причиной переноса здания послужило уменьшение пассажиропотока на линии Терийоки-Койвисто в целом, и по ст. Хумалйоки, в частности. Несмотря на открытие в 1925 году связующего ж.д. участка от Койвисто до Лииматта (сейчас – пл. Лазаревка, пригород Выборга), местные жители неохотно пользовались железной дорогой для поездок в Выборг. Прямой поезд Терийоки-Койвисто-Виипури в расписании тех лет был заложен всего один-единственный, да и шёл он от Хумалйоки до городского вокзала аж три с половиной часа. Напомним, что расстояние между этими пунктами по железной дороге составляет 57 км. Понятно, что с появлением в этих краях автобусного сообщения большинство пассажиров выбрало новый вид транспорта, в то время более быстрый. Так, имеются сведения, что в первые годы эксплуатации автобусной линии Койвисто-Виипури разница во времени проследования участка поездом и автобусом составляла 1 час в пользу последнего.

Здание вокзала Хумалйоки, только что перемещённое в Лиевестуоре.Станционная табличка ещё отсутствует. Фото 1929 г.
Здание вокзала Хумалйоки, только что перемещённое в Лиевестуоре.Станционная табличка ещё отсутствует. Фото 1929 г.

Кроме того, несмотря на довольно плотную населённость окрестных территорий, основная застройка Хумалйоки сконцентрировалась у шоссе, от которого до железнодорожной станции было 2 км, и жителям удобнее было пользоваться безрельсовым транспортом. К тому же, в Хумалйоки, являвшейся самой крупной деревней волости Койвисто, имелось большое количество магазинов, народная и начальная школы, молодёжное и рабочее общества, организовывавшие досуг для местных жителей. Поэтому часто ездить куда-то по железной дороге им не было необходимости.

Вокзал станции Ермилово. Фото Д. Веревкина, август 2008 г.
Вокзал станции Ермилово. Фото Д. Веревкина, август 2008 г.

Так или иначе, вокзал увезли, а станцию понизили в ранге до «разъезда с пассажирской платформой». Надо полагать, грузить-выгружать тут тоже было особенно нечего. Уже к 1923 году добрую половину станционных путей и старый воинский тупик разобрали из-за уменьшения размеров движения в условиях независимой Финляндии. О том, какое пассажирское здание построили в Хумалйоки взамен демонтированного в 1929 г., и было ли оно вообще построено, сведений нет.

Станцию в 1948 году трижды пытались переименовать. Сперва название просто перевели, и вместе с посёлком назвали Хмельницкая, затем вместе с посёлком же переименовали в Рябово, и лишь к концу 1948 года название Рябово перекочевало на своё нынешнее место, а станции и посёлку присвоили нынешние названия — в честь погибшего здесь 15 июня 1944 года лётчика, лейтенанта Ивана Ивановича Ермилова. При этом границы посёлка были расширены за счёт присоединения близлежащих мелких деревень.

При реконструкции была полностью уничтожена старая финская платформа. Вместо неё около главного пути была построена временная деревянная платформа, способная принять трёхвагонный состав РА-2, а также абсолютно новая широкая низкая платформа около четвёртого бокового пути (почти что на месте старой финской). Она способна вместить шестивагонный состав электропоезда ЭР2, но с момента постройки долгое время не использовалась.

2014 году стали известны подробности предполагаемой реконструкции станции Ермилово. Об этом сообщила газета «Выборгские ведомости». Проект предусматривал удлинение существующих станционных путей и строительство ещё одного дополнительного пути, к которому подведут подъездную ветку от портовых терминалов Приморска (пос. Карасёвка). Станция примыкания этой ветки (Ермилово, а не Приморск) выбрана из топографических соображений. Также будет приведен к нормативным требованиям существующий в пределах станции автодорожный переезд, при этом точка пересечения сдвинется на несколько сот метров в сторону Куолемаярви.

Планируется электрификация станции: 23 августа 2018 года Дмитрий Медведев подписал постановление, которым разрешил Российским железным дорогам использовать 6 миллиардов рублей, ранее выделенных на строительство вторых путей и электрификацию линии Выборг – Приморск – Ермилово, на проект реконструкции железной дороги, которая должна обеспечить выход грузов к морским терминалам юга России. В мае 2019 года получены технические условия РЖД на примыкание путей общего пользования Приморского УПК к существующим станциям Приморск и Ермилово для строительства вторых железнодорожных путей и электрификации участка Выборг — Приморск — Ермилово. Вложение средств в развитие ветки откладывалось. Представители перевозчика мотивировали это затягиванием сроков строительства другой линии, Лосево — Каменногорск, куда предполагалось вынести грузовое сообщение с магистрали из Петербурга в Хельсинки, по которой курсируют скоростные поезда «Аллегро». В планах модернизировать ветку Выборг — Ермилово до 2025 года.

Но что-то пошло не так....

Дизель поезд Ра3 на ст Ермилово. 25.09.25 Фото Автора канала.
Дизель поезд Ра3 на ст Ермилово. 25.09.25 Фото Автора канала.

Информационное табло.ст.Ермилово Фото автора канала. 25.09.25
Информационное табло.ст.Ермилово Фото автора канала. 25.09.25

По состоянию на сентябрь 2025 года на станции Ермилово уложено путевое развитие, построен новый автодорожный переезд, расположенный в 400 м восточнее старого. Пассажирская платформа на 4 главном пути станции, построено новое служебное здание блочного типа из лёгких металлических конструкций. Движение поездов через станцию осуществляется по 4 пути, остальные пути не используются.

Платформа и боковые пути с.Ермилово вид в сторону Куолеамаярви. Фото автора канала.
Платформа и боковые пути с.Ермилово вид в сторону Куолеамаярви. Фото автора канала.

Ст.Ермилово. Вид в сторону Приморска на дальнем плане удаляющийся утренний Ра3 на Выборг. Фото автора канала.
Ст.Ермилово. Вид в сторону Приморска на дальнем плане удаляющийся утренний Ра3 на Выборг. Фото автора канала.

Вокзал ст.Ермилово. 1959 года постройки. По назначению не используется.
Вокзал ст.Ермилово. 1959 года постройки. По назначению не используется.

Входной светофор ст.Ермилово.со стороны Куолеамаярви. фото автора канала
Входной светофор ст.Ермилово.со стороны Куолеамаярви. фото автора канала

Широкое старое полотно путевого развития вид в сторону Куолеамаярви. Фото автора канала.
Широкое старое полотно путевого развития вид в сторону Куолеамаярви. Фото автора канала.

Новый тупик на ст.Ермилово. фото автора канала.
Новый тупик на ст.Ермилово. фото автора канала.

В поселке расположен укрепрайон времён Финской войны. Прочитать об укрепрайона, можно по ссылке

Прочитать про путешествия по укрепрайону, и получить информацию для путешествия можно тут.

Продолжение следует .

В публикации использовался материал с сайта

Зеленогорск СПб: История и современность

До встречи на лесных дорогах.