Жестовая речь была запрещена в дошкольных учреждениях. Потому, что не формируется главное – словесно-логическое мышление.
Занятия, прогулки, режимные моменты, вся жизнь в интернате – нон-стоп сопровождалось постоянным проговариванием. Зачем? Раз дети не слышат, то и слова-понятия у них не появляются. Нет самого элементарного – названий. Ребенок не знает, что вот это – мама, вот это – суп, это – стол. Он пока мыслит образами, «картинками». Жестовая речь – это обозначение целого слова одним жестом, то есть, по сути тоже картинкой. А надо было научить детей именно словам, чтобы формировалась речь устная и письменная. Да-да! В три года мы начинали учить детей специальной пальцевой азбуке, дактилологии, где положением пальцев обозначаются буквы. И одновременно обычным буквам. Сначала дети запоминали таблички с названиями предметов глобально, абрис слова целиком. Например, перед игрой. Таблички «кукла», «мяч», «машина», «мишка» и так далее, подкладываешь к игрушкам. Проговариваешь. Потом показываешь табличку «мяч», дети показывают, где именно он… Потом учились читать эти слова с одновременным проговариванием вслух и пальцами. Получается, детей учили сразу двум письменным языкам – дактильному и обычному. Запоминали по-разному, как и обычные дети. Процесс длительный и постоянный. И именно нон-стоп. Потому что учить нужно было всё.
Кстати, к концу первого года, младшей группы, дети прекрасно общались дактилологией. И учили потом, когда приезжали домой, своих родителей и всех вокруг. И друзья-приятели через несколько дней начинали тоже болтать дактильными буквами. Помните, у всех же в детстве был этот «секретный язык», когда буквы пальцами показывали. Он не такой, конечно: дактильные буквы максимально похожи на обычные буквы.
Труд это был сложный. Потом, когда я стала работать логопедом в обычном детском саду, первое время восторженно летала на крыльях: надо же! Ты сказал что-то детям, а они тебя ПОНЯЛИ! А если не поняли, можно просто объяснить.
И поначалу ловила себя на том, что иногда пытаюсь детям проговаривать дактилологией, пальцами…
Однажды эта азбука меня здорово выручила. В институте мы ее тоже учили, на спецкурсе. И это было иногда удобно: не будешь же через всю аудиторию на перемене подруге кричать: «Пошли в туалет». Сказал рукой, и все понятно.
Мужа своего я тоже научила. В роддома тогда не пускали посетителей. Общение – или по телефону (к нему огромная очередь, да и не у всех в квартирах они были), или в записках. А когда еще эту записку в передачке принесут… Поэтому вся моя палата на четвертом этаже роддома дружно завидовала мне, когда мы с мужем переговаривались через окно.
***
Зарплата.
Вот что было хорошим в интернате, так это зарплата.
В те времена ставка начинающего учителя (и воспитателя, по-моему) с высшим образованием была 100 рублей.
В интернате были целых две доплаты: 25% «за вредность», ее получали все педагоги, работающие, как сейчас принято говорить, с детьми с «ограниченными возможностями здоровья». То есть с неслышащими, невидящими, с нарушениями интеллекта и с тяжелыми речевыми нарушениями. Позже этот процент снизили до 20-ти.
И вторая доплата: «детдомовские» 20%. Это тем педагогам, кто работал в детдомах, интернатах, домах малютки и подобных.
То есть, моя ставка была 100 рублей+25%+20%. И это еще не считая переработок! Ведь получалось количество отработанных часов гораздо больше, чем положено на ставку! Рабочий день воспитателя с «особыми детьми» на ставку – 5 часов. А у нас получалось 6-7 часов, в зависимости от смены. И плюс двойная оплата в выходные.
Вот и получалось, что я, девчонка только что из института, зарабатывала больше иного рабочего со стажем. У меня в месяц тогда выходило не меньше 180, а иногда и больше двухсот рублей.
Педагогам еще ведь и прибавляли оклад «за выслугу». Первый раз – через три года, а потом каждые пять лет. Так что воспитатели, которые много лет работали, уж точно меньше двухсот не получали.
То же самое касалось всех работников, в том числе и ночных нянь, про которых я уже писала. Все эти проценты и им тоже полагались. Ставка няни тогда была 90 рублей, плюс проценты…
К слову: моя мама, работая старшим воспитателем в яслях, к тому времени уже лет 15, а до этого учителем в школе, получала меньше 100 рублей. Правда, у нее не было высшего образования, только педучилище, да и работала она на 0,75 ставки, но все-таки! А папа, бывший тогда начальником (!) РСУ в нашем городке, не намного больше меня получал…
И думаете, я радовалась, получая такие суммы? Нет… принимала как должное!
Когда мы уже жили в «нормальной» коммуналке, соседка однажды поинтересовалась моей зарплатой. Я сказала. Она возмутилась невероятно:
– Ты! Молодая соплячка! Работая четыре часа в день (у сурдопедагога рабочий день 4 часа), получаешь больше меня, инженера, а у меня стаж пятнадцать лет, и работаю по восемь часов!
Я ответила:
– Зато ты за свои восемь часов успеваешь пять раз чаю попить, все кроссворды разгадать, все сплетни обсудить не по одному разу, и перемерять сапожки-курточки-юбочки (было тогда такое, фарцевали по учреждениям). Ты же сама все время об этом рассказываешь. А я выхожу с работы, аж спина дымится. И, простите, не помню, пи́сала я сегодня, или нет.
Именно так ей и сказала.
А, да, еще добавила:
– И ты пришла с работы, и отдыхаешь. А я дочку спать уложила в девять вечера, и до двенадцати на кухне сижу. То пособия делаю, то планы пишу, то конспекты. Таблички, адаптированные книги. Сама же видишь каждый вечер.
Она ничего не ответила.
© Елена Тершукова. Канал на Дзен: Елена-Уютные истории за чаем
✅ Друзья! Начала публиковать свою книгу "Интернат". Это 4-я часть, а предыдущая здесь:
✅ Я пишу не только о своей жизни. На моем канале, много разных историй из жизни: веселых, романтичных, задумчивых. Всегда рада пообщаться и узнать ваше мнение! Вам сюда:
Елена-Уютные истории за чаем ☕🍰🍬
А можно сразу в подборки (нажимайте на эти синие буковки) 😊
✅ Пээс. Так как я отключила монетизацию, теперь единственное мне вознаграждение в Д. - ваши лайки и комментарии 🤝😄