Найти в Дзене

Чем отличается солярка от дизеля и почему эти отличия важно знать

Среди автомобилистов и даже профессионалов иногда возникает путаница между понятиями «дизель» и «солярка». Многие считают их синонимами, но это не совсем так. Чтобы поставить точку в этом вопросе, давайте разберёмся, что представляет собой дизельное топливо сегодня и какова история его предшественника – солярки. Понимание этой разницы не просто вопрос эрудиции, но и ключ к правильной эксплуатации современных дизельных двигателей. Современное дизельное топливо, которое мы сокращенно называем «дизель» или «дизтопливо», является высокотехнологичным продуктом глубокой переработки нефти. Оно значительно отличается от топлива, которое производилось десятилетия назад. Процесс производства современного дизеля включает: В результате получается стабильное, чистое и эффективное топливо, отвечающее строгим требованиям современных дизельных двигателей и экологическим стандартам. Его главные преимущества: пониженная вязкость, минимальное образование отложений, хорошие моющие свойства и стабильность

Среди автомобилистов и даже профессионалов иногда возникает путаница между понятиями «дизель» и «солярка». Многие считают их синонимами, но это не совсем так. Чтобы поставить точку в этом вопросе, давайте разберёмся, что представляет собой дизельное топливо сегодня и какова история его предшественника – солярки. Понимание этой разницы не просто вопрос эрудиции, но и ключ к правильной эксплуатации современных дизельных двигателей.

Современное дизельное топливо, которое мы сокращенно называем «дизель» или «дизтопливо», является высокотехнологичным продуктом глубокой переработки нефти. Оно значительно отличается от топлива, которое производилось десятилетия назад.

Процесс производства современного дизеля включает:

  • Фракционная перегонка: исходное сырье – нефть – разделяется на различные фракции при высоких температурах.
  • Гидроочистка: один из важнейших этапов, в ходе которого из дизельных фракций удаляются нежелательные компоненты, прежде всего, сера. Снижение содержания серы – это требование экологических стандартов и условие для корректной работы современных систем нейтрализации выхлопных газов.
  • Удаление воды и органических кислот: эти примеси могут вызывать коррозию и снижать качество топлива.
  • Добавление присадок: современный дизель содержит целый комплекс присадок. Они улучшают цетановое число (характеризует воспламеняемость топлива), предотвращают образование смол и лаковых отложений, защищают от коррозии, улучшают смазывающие свойства (которые из-за удаления серы могут ухудшаться), и препятствуют замерзанию в холодное время года.

В результате получается стабильное, чистое и эффективное топливо, отвечающее строгим требованиям современных дизельных двигателей и экологическим стандартам. Его главные преимущества: пониженная вязкость, минимальное образование отложений, хорошие моющие свойства и стабильность состава.

Фото: freepik.com / vecstock
Фото: freepik.com / vecstock

Термины «соляр», «солярка» или «соляровое масло» действительно использовались, и вполне официально, для обозначения топлива для дизельных двигателей. Однако это происходило преимущественно 50-70 лет назад. В СССР, США, Германии, Франции существовали стандарты, где фигурировали названия Solarol или «солярное масло».

Что представляла собой «солярка» того времени?

По сути, это была более грубая фракция нефти, получаемая после отгонки бензина и керосина, но до начала перегонки мазута. Процесс её получения был значительно проще и менее технологичен:

  1. Первичная перегонка: из нефти отгонялись легкие фракции.
  2. Отстаивание и охлаждение: полученная горячая жидкость охлаждалась, и в процессе отстаивания более легкие золотисто-коричневые фракции отделялись от тяжелых и темных.
  3. Контроль качества: часто качество определялось «на просвет» – солярка должна была быть прозрачной, без видимых включений.
  4. Повторная перегонка: иногда проводилась дополнительная перегонка для улучшения качества, где собиралась фракция с плотностью до 860 кг/м³.

Эта «прямогонная» солярка, благодаря высокому содержанию водорода и отсутствию агрессивной серы, превосходно сгорала в дизелях катеров, подводных лодок и тяжелой техники того времени.

Главный недостаток старой солярки: она замерзала, образуя парафиновую массу, уже при температурах около -10°C, что делало её непригодной для использования в холодном климате без специальных мер.

-3

Производство дизельного топлива развивалось вместе с развитием двигателей и технологий нефтепереработки.

  • Зимнее дизельное топливо: для использования в холодных условиях создавались варианты, которые часто получались путем смешивания обычного дизеля с керосином для понижения температуры замерзания. Сейчас используются специальные депрессорные присадки.
  • Тракторный соляр и котельное топливо: более тяжёлые фракции солярки использовались для тракторов и другой тяжёлой техники, а самые густые – в качестве котельного топлива для отопительных систем и пароходов.
  • Авиационное топливо: впоследствии, более светлые фракции начали перерабатывать для нужд авиации, а остатки использовались как обычное дизельное топливо.
-4

Итак, основная разница между «дизелем» и «соляркой» заключается в следующем:

  • «Солярка» – это устаревший, разговорный термин, который исторически обозначал менее очищенное и менее технологичное дизельное топливо старого образца.
  • «Дизель» (дизтопливо) – это современный, технически сложный продукт нефтепереработки, отвечающий жестким стандартам качества, экологическим нормам и требованиям современных высокоточных дизельных двигателей.

Почему это важно знать?

1. Технические характеристики: современные дизельные двигатели (особенно с системами Common Rail, насос-форсунками и сажевыми фильтрами DPF) крайне чувствительны к качеству топлива. Использование некачественной «солярки» (то есть, топлива старого образца или с неизвестными характеристиками) может привести к:

– Быстрому износу топливной аппаратуры (форсунок, ТНВД).
– Засорению сажевых фильтров.
– Снижению мощности и увеличению расхода топлива.
– Поломкам двигателя.

2. Экологические нормы: старая «солярка» не соответствовала современным экологическим стандартам из-за высокого содержания серы и других примесей, приводящих к значительному загрязнению воздуха.

3. Смазывающие свойства: парадоксально, но у современного дизельного топлива есть один недостаток, которого не было у старой «солярки» – это ухудшенные трибологические (смазывающие) характеристики. Это связано с удалением сернистых соединений, которые ранее играли роль смазки. Современный дизель компенсирует это специальными присадками, но именно поэтому использование некачественного топлива критично – оно не обеспечит необходимую смазку.

-5

Вывод

Хотя в быту слова «дизель» и «солярка» часто используются как взаимозаменяемые, с технической точки зрения между ними лежит целая эпоха развития нефтепереработки. Сегодня правильно говорить «дизельное топливо» или «дизтопливо». Использование качественного, современного дизельного топлива – залог долгой и беспроблемной работы вашего автомобиля, его соответствия экологическим нормам и сохранения ресурса двигателя. Будьте внимательны к тому, что заливаете в бак!

Автор: Максим Кашеваров

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!