Найти в Дзене
Нитка

Как русские чаеторговцы соперничали с англичанами в Китае: часть II

Еще одним центром русского чайного дела в Китае был юго-восточный город-порт Фучжоу. Его открыли для иностранцев в 1842 году. С 1860 в Фучжоу уже работали коммерсанты из Великобритании. Однако русские сумели выдержать конкуренцию и здесь, несмотря на то что в городе их было не больше 25 против множества опытных англичан. Дошло до того, что английские торговые компании нередко подделывали торговые марки русских. Так, надворный советник Н. А. Попов рассказывал о претензии одной из русских фирм к английской. Его рассказ приводит историк В. Г. Шаронова: «Получив заказ от какого-то сибирского купца спрессовать для него несколько тысяч ящиков, английская фирма начала прессовать его с русскою маркой, употребляемой уже много лет фирмою “Пятков, Молчанов и К°[9] ” и пользовавшейся в Сибири большой известностью: “чай английской фирмы изготавливается из плохого материала и дурно спрессован, по отсутствии специалистов этого дела, но зато английская фирма берет меньшую комиссию, чем русски
wb.fujian.gov.cn
wb.fujian.gov.cn

Еще одним центром русского чайного дела в Китае был юго-восточный город-порт Фучжоу. Его открыли для иностранцев в 1842 году. С 1860 в Фучжоу уже работали коммерсанты из Великобритании. Однако русские сумели выдержать конкуренцию и здесь, несмотря на то что в городе их было не больше 25 против множества опытных англичан. Дошло до того, что английские торговые компании нередко подделывали торговые марки русских.

Так, надворный советник Н. А. Попов рассказывал о претензии одной из русских фирм к английской. Его рассказ приводит историк В. Г. Шаронова: «Получив заказ от какого-то сибирского купца спрессовать для него несколько тысяч ящиков, английская фирма начала прессовать его с русскою маркой, употребляемой уже много лет фирмою “Пятков, Молчанов и К°[9] ” и пользовавшейся в Сибири большой известностью: “чай английской фирмы изготавливается из плохого материала и дурно спрессован, по отсутствии специалистов этого дела, но зато английская фирма берет меньшую комиссию, чем русские фирмы. Англичане начали употреблять чужую марку без разрешения. По слухам этот чай идет на золотые прииски, где его употребляют рабочие, которые платят нормальные деньги за этот чай. В этом случае англичане и сибирские купцы в выигрыше. В проигрыше рабочие и русские торговые фирмы в Китае. Русские фирмы в Китае занимаются специальной закупкой разных сортов чая и приготовлением кирпичного чая. Дело свое они обставили настолько солидно, что погоня за несколькими сотнями или даже тысячами рублей, могущих быть полученными в виде комиссии за плохой чай, считается ими вполне основательно неразумной. Англичане считают изготовление и продажу кирпичного чая побочным делом, поэтому не заботятся о прибыли и качестве, т. к. это для них добавочный доход, а для нас основной. Китайцы, которые покупают приготовленный кирпичный чай на русских фабриках, — для них надо вводить пошлину на ввоз и количество готовых выданных свидетельств о происхождении чая, и эти деньги тоже составили бы статью государственного дохода”». По итогам расследования виновные были найдены, а английскому консулу направили протест.

Так описывал производство кирпичного чая в Фучжоу в 1898 году врач В. Д. Черевков: «В Фучжоу есть две русские фабрики для выделки кирпичного чая. Такая фабрика представляет обширный, высокий сарай, где вдоль одной из стен идет ряд котлов с кипящей водой, а почти посредине находится огромный, деревянный пресс, приводимый в движение ручной силой. Материалом для приготовления кирпичного чая служат обломки листьев и корешки их, являющиеся, как отброс при приготовлении черных и зеленых чаев. На фабриках кирпичного чая такой материал кладется на выгнутые сита; последние ставятся над парами кипящей в котлах воды и закрываются сверху крышкой; когда он достаточно размякнет, его вкладывают в особые деревянные формы, сделанные в виде кирпича, посыпают сверху мелким порошком чая для придания поверхности однообразно-ровного вида, закрывают плотно деревянной же крышкой и затем кладут под пресс, с громадной силой сплющивающий эту чайную массу в форму плотного кирпича. Приготовленные чайные кирпичи складываются в такие же большие кладки, как и глиняные, с отдушинами для проветривания, и когда остынут, завертываются в бумагу и укладываются в ящики для отправки их в Сибирь, которая, среди русских земель, является одною из главных потребительниц этого сорта чая».

К концу позапрошлого века в России стал популярным чай с острова Формоза; так европейцы ранее называли Тайвань, современное частично признанное государство к востоку от КНР. В Российской империи даже выпустили серию открыток с тайваньскими сборщицами чая в традиционных одеждах. Прежде всего Тайвань важен для мировой чайной индустрии как поставщик высококачественных улунов. После 1949 года, когда к власти в материковом Китае пришли коммунисты, многие чайные мастера, а вместе с ними и предприниматели, эмигрировали на Тайвань. Китайскую чайную церемонию нередко называли «чаепитием праздных людей». Конечно, при новом строе на материке праздность осуждалась, однако на острове Тайвань, куда не дотянулся коммунистический переворот, постарались не допустить прерывания традиции.

В 1980-х годах, на фоне мирового энергетического кризиса, чайная продукция Тайваня стала терять конкурентоспособность. Тогда тайваньцы попробовали переориентироваться с экспорта на внутренний рынок — по крайней мере частично. Сделать это было не так просто, поскольку любовь самих тайваньцев к чаю не была чем-то повсеместным или само собой разумеющимся. Более того, понятие «чайный домик» ассоциировалось с публичным домом и временами японской оккупации: в этих помещениях японские офицеры пользовались услугами местных жительниц. Чтобы вернуть хорошее отношение тайваньцев к чаепитиям, на острове распространяли специальные «пространства чая», говорили об «искусстве чая» и строили чайные заведения нового типа. Одновременно в тайваньских школах и даже детских садах началась популяризация чая с учетом его колоссального исторического значения для Китая. Судя по привычкам современных островитян, просветительскую работу можно считать успешной.

До развития индийского чаеводства Китай фактически был чайным монополистом, а китайская чайная отрасль была во многом ориентирована на Россию, поэтому, когда в 1917 году импорт фактически прекратился и основные русские потребители чая ушли с рынка, индустрия китайского чая резко пришла в упадок. Правительство Китайской (а с 1949 года — Китайской Народной) Республики пыталось оказывать умирающему чайному делу поддержку. Существует даже легенда о караванах, ходивших к советской границе и успешно продававших чай в 1920-е годы. Когда чай в существенных объемах стали производить в СССР, прежде всего в Грузии и Краснодарском крае, российские специалисты приезжали в Китай и обучали местных жителей, намеренных снова поставить китайское чайное дело на ноги. Китайцы даже учились по русским учебникам.

В 1960-х советско-китайские отношения переживали серьезный кризис, а в марте 1969 года страны столкнулись в вооруженном конфликте на острове Даманском. Охлаждение отношений с Китаем привело к тому, что спустя 20 лет родиной чая в советском массовом сознании стали Индия и Цейлон, а про Китай, рассказывает историк Сергей Мстиславский, стали забывать.

Сегодня в Китае созданы большие институты чаеведения, постоянно изобретаются новые сорта чая. Напиток с новой силой набирает популярность, и если в давние времена чаепитием занимались только самые образованные и те, кто сам был занят в сфере чайного производства, теперь чайный стол для переговоров найдется в офисе любой приличной китайской компании.

Чай
114,7 тыс интересуются