После завершения второй мировой войны, победители получили секретную разработку Германии: аппаратура магнитной записи на ленточном носителе. Мало кто тогда предполагал, какие великие перспективы у этого великого изобретения.
Лежащей в руинах Европе и СССР тогда было не до развлечений, а вот американцы быстро смекнули, какой коммерческий успех ждет новое изобретение.
Как уж принято, в любой новой разработке, первым делом начали разрабатывать модели для тех, у кого много денег- для радиостанций. Первые репортерские магнитофоны были ненадежными и часто ломались, но практически в течении года удалось справится с «детскими болезнями» . В 1948 году фирма Californian Stancil Hoffman corporation начала выпускать магнитофоны уже серийно.
Американская фирма «АМПЕКС» изготовила студийный магнитофон в 1947 году.
Хоть радиостанции и платили большие деньги за магнитофон, но их количество недостаточно для серийного производства. Пришлось производителям переключиться на выпуск бытовых магнитофонов.
ФРГ, в те годы, сидела под жесткими запретами в области промышленного производства. Единственное послабление-выпуск бытовых вещей и оборудования. Этим воспользовался Макс Грюндик, быстро наладивший выпуск дешевых радиоприемников. Если в самой Германии успех был обеспечен, но экспорт был затруднен: в других странах были свои производители радиоприемников, которые были совсем не рады конкурентам.
В 1950 году, Максу Грюндику предложили освоить выпуск катушечных магнитофонов. Предприимчивый немец в короткие сроки довел конструкцию «до ума» и с 1951 года начинал выпускать магнитофонные панели "Reporter 300". Пусть Вас не смущает название «Репортер», магнитофонная панель предназначалась для установки в корпус радиоприемников и «музыкальных шкафов».
Делать качественные магнитофоны это лишь полдела, а надо было еще заставить население покупать эти магнитофоны.
Народ искренне не понимал, зачем им этот огромный, тяжеленный и жутко дорогой аппарат. Музыкальные магазины завалены дешевыми грампластинками на любой вкус, любая хитовая новинка тут же появляется на прилавках. Так для чего нужен магнитофон?
Производители магнитофонов в рекламе лепетали про запись выступлений детишек, про сохранение домашних концертов и т.д. Согласитесь, аргументы совершенно не убедительные. Однако трубить о том, что магнитофон позволяет бесплатно копировать любую музыку , они тоже не могли. Это нарушение авторских прав и огромные судебные проблемы.
Лишь спустя несколько лет, покупательская масса оценила все достоинства нового бытового радиоприбора и продажи пошли резко вверх.
В СССР следили за мировыми тенденциями и с 1948 года начали выпускать магнитофоны для радиостудий серии «МАГ», а позже и «МЭЗ».
В 1948 году разработали упрощенный магнитофон для массового применения «Днепр».
Скорость протяжки ленты была необычной: 18 и 46,5 см/сек. Хорошо, хоть это не прижилось в качестве советского стандарта.
Предполагалось, что магнитофон будут покупать организации для своих клубов и домов отдыха. Увы, надежда не оправдалась. Всех вполне устраивали радиолы. В итоге магнитофоны стали ставить на радиоузлы, где они не шибко то и эксплуатировались.
С 1952 года начался мелкосерийный выпуск уже бытового магнитофона «Днепр-3», но спросом этот аппарат не пользовался. Хотя на всех рекламных объявлениях тех лет прямым текстом написано «копируйте любую понравившуюся музыку». Однако даже такая вольность не прельщало потенциальных покупателей. Все предпочитали дешевые грампластинки.
В 1954 году, для популяризации магнитной записи, начали выпускать дешевые приставки к электрофонам и радиолам «Волна», «МП-1». Приставка стоила как ползарплаты уборщицы.
Видимо, этот фактор и стал решающим: приставки пользовались огромным спросом. Испробовав приставки на практике, народу захотелось аппаратура покачественней.
Вот тут-то стало понятно, что наступила эра катушечных магнитофонов. Было срочно принято решение начать массовое производство бытовых магнитофонов. В 1955 году, на Новосибирском заводе Точного Машиностроения, начался выпуск магнитофонов «Мелодия».
Видимо первые экземпляры магнитофона оценили в министерстве и вызвали директора завода Королёва М.Н. из очередного отпуска. С Москвы директор вернулся на завод с новеньким немецким магнитофоном «Grundig TK-820». Поставил его перед конструкторами КБ и дал задание срочно разработать оснастку для выпуска точной копии - таково задание министерства. Сказано - сделали : с 1956 года завод начал выпускать новую модель магнитофона «Мелодия МГ-56».
Аппарат имел внушительные размеры: 42см х 42см х 21 см., весил целых 24 кг., но зато он был на тот момент самым современным магнитофоном.
Практически следом начали выпускать магнитофоны «Спалис», «Чайка», «Эльфа», «Аккорд». Именно 1956 год стал началом массового выпуска катушечных магнитофонов в СССР.
Много лет спустя эта ситуация повторится с видеомагнитофонами, причем в первую очередь в Европе и США.
Если статья была интересна, можете угостить автора чашечкой кофе, нажав здесь.
Загляните еще в ОГЛАВЛЕНИЕ канала, там много интересных и полезных статей.
Полная или частичная перепечатка статьи, без письменного разрешения автора, запрещена.