Найти в Дзене
Ирина Райкова

Почему Ярмола в ,,Олесе,, А.И.Куприна так странно сообщает о ведьме : не герою ,а куда то в печь ?

Хотела я сначала написать всё вместе : в одной статье и о ,,расшатанном,, доме из 12- ти комнат в ,,Олесе ,, А. Куприна , и о полуразрушенной Тёмной Башне с 12 -тью карнизами из ,,Часа Быка ,, И.Ефремова ( там эта Башня будет в главе ,,Три слоя смерти,, )

Общее число ,,12,, подсказывает ,что есть какое то единство этих образов на глубинном уровне .

А также и в том ,и в другом случае имеет место нарушение некой целостности ,выраженной этим числом : ветхость двенадцатикомнатного дома и полуразрушенность Башни ,из двенадцати карнизов которой ,уцелела лишь часть.

Но я углубилась в перечитывание 2-й главы ,,Олеси ,, ,заметив очень интересный нюанс .

И лучше я про Башню из ,,Часа Быка ,, в отдельной статье напишу ,чтоб не путаться сейчас .

Но я опять буду писать про аналогии ,которые вижу в ,,Олесе ,, и ,,Часе Быка ,,. Очень интересные новые открылись мне опять !

Итак ,сначала Куприн ,,Олеся ,,

Начало 2 главы ,,Олеси ,, ощущается мной как некая метафорическая карта ⬇️

У печи сидит Ярмола ,перемешивая в печке уголья .Одновременно главный герой - господин Ярмолы - ходит по комнате взад - вперёд по диагонали . Метёт вьюга .Тускло горит лампа под убогим зелёным абажуром.

И думается мне , когда читаю начало главы , что в своём внутреннем потаённом смысле - это одно целое ,то есть это всё элементы какого то состояния реальности на тот момент .

И каждый занят подготовкой к какому то сакральному действу ( это касается и одушевлённых и неодушевленных персонажей : людей ,предметов и самой природы )

Всё тут как бы к месту ⬇️

Ярмола делает свое дело ,открыв заслонку печи ,словно подготавливается к чему то.

Его господин - он же главный герой - тоже к чему то готовится : он как будто измеряет своими шагами диагональ комнаты .

Что касается диагонали ,думаю ,тут без знания древней ,,сакральной геометрии ,, не обошлось . Диагональ соединяет два противоположных наискось угла , а ,,угол,, в сакральной геометрии занимает особое место .

Я уверена ,что слово ,,диагональ ,, ключевое .

Если бы не потаённый внутренний смысл ,то более естественно звучало бы ,что герой просто ходит взад и вперёд ( от нечего делать просто так ) .

Природа на видимом человеку уровне вторит некой дестабилизации ⬇️

В доме оживают всевозможные звуки : ветер воет ,хлопают ставни , скрипят полы , слышаться герою и стоны ,и визги , и дикий смех .

Такое впечатление ,что некая конструкция - структура расшаталась ,подготавливаясь к чему то.

А тусклая зелёная лампа тоже играет свою потаённую роль. Я уже раньше писала свои догадки насчёт этой лампы . Думаю ,что бледный круг - тень ,отбрасываемый ею- инфернальный образ : ведь в нём затаилась какая то ,,...жизнь, ещё более жуткая и угнетающая , чем бешеный хаос (...) сновидений ,, ( 9-я глава ,,Олеси,, )

Но почему именно зелёный цвет ( абажура) ? -думалось мне .

В таких глубоких произведениях ни одно слово не написано просто так .

И я дальше вернусь к этому зелёному цвету .

А сейчас переключаюсь на другой момент ⬇️

Вот интересно, что именно в этом состоянии нестабильности ( выраженной метелью и всякими движениями ветра / звуками в доме ) у героя возникает беспричинная тревога ,что этот вечер вдруг замкнется на самом себе и так и будет тянуться до конца жизни ! Также будет метель. И также будет сидеть Ярмола у печи. Также тускло будет гореть лампа .

Страх Дня Сурка ,как сказали бы теперь !

Вот почему так ?

Тут думается о двух полюсах , о дуальности ⬇️

Есть два полюса какого - либо энергетического состояния - 1.нестабильность ,расшатанность , и наоборот 2. остановка всякого движения и замыкание на повторяемость одного и тоже и момента.

Этого второго и тревожится герой .

Может он интуитивно угадывает эту закономерность : ,,возбуждение ,, может смениться ,,торможением ,, и так и застыть ?

У И .А. Ефремова в,, Часе Быка,, есть глава ,, По краю бездны ,,

Она предшествует прохождению через ,,нуль- пространство ,, ,вероятно ,как некий предварительный этап ( если принять ,что символически это инициация )

Кстати ,герой ,,Олеси,, по смыслу ведь тоже чувствует себя на ,,краю бездны ,, в тот момент непонятной тревоги .

И вот в главе ,,По краю бездны,, в ,,Часе Быка ,, описывается момент ,когда Родис понимая ,что какой бы высокой ступени развития не достигло её общество ,это тоже не предел .

,,Что придёт в грядущем ?" - размышляет она ⬇️

,,Эра соединения Шакти и Тамаса ? Уравновешивание корней двухполюсной вселенной ? Но как избежать замыкания ,бесструктурности ,аннигиляции ? Даже смутные догадки об этом ей не под силам ,,

Вот о чём главная мысль : как соединить два крайних полюса - Свет и Тьму , избежав при этом замыкания ,бесструктурности и самоуничтожения ?!

Вот чего и герой ,,Олеси ,, тревожится самым иррациональным образом : замыкания на один и тот же момент !

Впрочем ,может это действие ,,мёртвой энергии ,, Ярмолы ( Виталий подсказал мне такую мысль) ,который подобно Бабе Яге поджидает у печи ,как будто вот вот крикнет герою ,,ну всё готово ,садись на лопату и лезь в печь ,,

И почему у героя именно в этот вечер , в этот момент , рождается вопрос , а нет ли какой ведьмы в этих краях ( если не вдаваться в глубокий смысл ,то на поверхности этот вопрос вроде бы порожден скукой, то есть опять от ,,нечего делать,, ,как и хождение по диагонали )

Услышав вопрос о ведьме ,Ярмола как то странно отстраняется от этой темы.

Но действительно очень странно : ведь он одновременно и отказывается дать информацию ( не знаю, мол, ничего такого ) и в тоже время даёт её !

Не хотел бы ,не сказал , а если хотел ,то почему изобразил равнодушие ?

А он между прочим не раз изображает равнодушие .

Своё страстное желание пойти в лес на охоту ,он тоже скрывает под напускным равнодушием !

,,Я видел ,что Ярмоле не терпится скорее пойти в лес ,но он скрывает это страстное желание охотника под напускным равнодушием ,,

В лесу Ярмола даст команду собаке убить зайца : ,, У- бый ! ,, Герой побежит за зайцем вслед ( совсем как в ,, Приключении Алисы в Стране Чудес,, Л. Кэррола Алиса побежит за Кроликом ) ,

будет плутать и наткнется на ,,ведьму,,

Ну и для чего нужна Ярмоле вот эта оболочка равнодушия ?

Может это проверка намерения была ?

Но дальше совсем уж странно ⬇️

Ярмола всё же говорит герою про ведьму ,но как будто и не герою вовсе , а гудящей печке !

Вот загадка ,так загадка !

У меня почему то ощущение ,что может этим действом Ярмола сам и создаёт вот эту ,,реальность с ведьмой ,, ?

Теперь снова к ,, зелёной лампе ,,⬇️

Ну а что касается зелёной лампы ( выше я написала ,что ещё вернусь к этой теме) ,то очень странную аналогию ( странную по своему невероятному совпадению !) увидела я в той же главе ,,Часа Быка ,, ,,По краю бездны ,, .

Есть в этой главе строки из поэзии Серебряного века :

,,Двадцать дней ,как плыли каравеллы,

Встречных волн проламывали грудь.

Двадцать дней, как компасные стрелы

Вместо карт указывали путь,,

Это стихи Николая Гумилёва.

Глава ,,По краю бездны,, начинается с этих строк ! ⬆️

А в этих строках есть слова ,,указывали путь ,,

Так Ярмола тоже по сути указывает путь ! ( сообщает герою ,где у них можно отыскать ведьму и даёт её координаты !)

Ещё в этой главе ,, По краю бездны ,, есть загадочная фраза про спектр .

Я не понимаю её до конца . Может мне кто - нибудь объяснит ,какой спектр имеется в виду ? ( понятно ,что спектр мелодии ,но больше ничего не понятно )

Когда там Родис произнесла ( вернее ,пропела ) стихи ,строчки ,где есть слова ,,миг между светом и тенью ,, ( то есть вот опять тема двух полюсов ) ,

то Чеди спросила - В синем спектре ?

- Зелёном .Я взяла мелодию из ,,Равнодушной Богини ,, !

Какая неожиданная синхронизация с ,,Олесей ,, ! Я сначала заметила совпадение по цвету.

Опять этот зелёный . И тут же мне открылось другое - слово ,,Равнодушный ,,. Только выше я писала о загадочном равнодушии Ярмолы и вот увидела это же слово там ,где нашла совпадение по цвету !

Ну и ну !

Изображение создано в приложении ,,Шедеврум,,
Изображение создано в приложении ,,Шедеврум,,