Хотела я сначала написать всё вместе : в одной статье и о ,,расшатанном,, доме из 12- ти комнат в ,,Олесе ,, А. Куприна , и о полуразрушенной Тёмной Башне с 12 -тью карнизами из ,,Часа Быка ,, И.Ефремова ( там эта Башня будет в главе ,,Три слоя смерти,, )
Общее число ,,12,, подсказывает ,что есть какое то единство этих образов на глубинном уровне .
А также и в том ,и в другом случае имеет место нарушение некой целостности ,выраженной этим числом : ветхость двенадцатикомнатного дома и полуразрушенность Башни ,из двенадцати карнизов которой ,уцелела лишь часть.
Но я углубилась в перечитывание 2-й главы ,,Олеси ,, ,заметив очень интересный нюанс .
И лучше я про Башню из ,,Часа Быка ,, в отдельной статье напишу ,чтоб не путаться сейчас .
Но я опять буду писать про аналогии ,которые вижу в ,,Олесе ,, и ,,Часе Быка ,,. Очень интересные новые открылись мне опять !
Итак ,сначала Куприн ,,Олеся ,,
Начало 2 главы ,,Олеси ,, ощущается мной как некая метафорическая карта ⬇️
У печи сидит Ярмола ,перемешивая в печке уголья .Одновременно главный герой - господин Ярмолы - ходит по комнате взад - вперёд по диагонали . Метёт вьюга .Тускло горит лампа под убогим зелёным абажуром.
И думается мне , когда читаю начало главы , что в своём внутреннем потаённом смысле - это одно целое ,то есть это всё элементы какого то состояния реальности на тот момент .
И каждый занят подготовкой к какому то сакральному действу ( это касается и одушевлённых и неодушевленных персонажей : людей ,предметов и самой природы )
Всё тут как бы к месту ⬇️
Ярмола делает свое дело ,открыв заслонку печи ,словно подготавливается к чему то.
Его господин - он же главный герой - тоже к чему то готовится : он как будто измеряет своими шагами диагональ комнаты .
Что касается диагонали ,думаю ,тут без знания древней ,,сакральной геометрии ,, не обошлось . Диагональ соединяет два противоположных наискось угла , а ,,угол,, в сакральной геометрии занимает особое место .
Я уверена ,что слово ,,диагональ ,, ключевое .
Если бы не потаённый внутренний смысл ,то более естественно звучало бы ,что герой просто ходит взад и вперёд ( от нечего делать просто так ) .
Природа на видимом человеку уровне вторит некой дестабилизации ⬇️
В доме оживают всевозможные звуки : ветер воет ,хлопают ставни , скрипят полы , слышаться герою и стоны ,и визги , и дикий смех .
Такое впечатление ,что некая конструкция - структура расшаталась ,подготавливаясь к чему то.
А тусклая зелёная лампа тоже играет свою потаённую роль. Я уже раньше писала свои догадки насчёт этой лампы . Думаю ,что бледный круг - тень ,отбрасываемый ею- инфернальный образ : ведь в нём затаилась какая то ,,...жизнь, ещё более жуткая и угнетающая , чем бешеный хаос (...) сновидений ,, ( 9-я глава ,,Олеси,, )
Но почему именно зелёный цвет ( абажура) ? -думалось мне .
В таких глубоких произведениях ни одно слово не написано просто так .
И я дальше вернусь к этому зелёному цвету .
А сейчас переключаюсь на другой момент ⬇️
Вот интересно, что именно в этом состоянии нестабильности ( выраженной метелью и всякими движениями ветра / звуками в доме ) у героя возникает беспричинная тревога ,что этот вечер вдруг замкнется на самом себе и так и будет тянуться до конца жизни ! Также будет метель. И также будет сидеть Ярмола у печи. Также тускло будет гореть лампа .
Страх Дня Сурка ,как сказали бы теперь !
Вот почему так ?
Тут думается о двух полюсах , о дуальности ⬇️
Есть два полюса какого - либо энергетического состояния - 1.нестабильность ,расшатанность , и наоборот 2. остановка всякого движения и замыкание на повторяемость одного и тоже и момента.
Этого второго и тревожится герой .
Может он интуитивно угадывает эту закономерность : ,,возбуждение ,, может смениться ,,торможением ,, и так и застыть ?
У И .А. Ефремова в,, Часе Быка,, есть глава ,, По краю бездны ,,
Она предшествует прохождению через ,,нуль- пространство ,, ,вероятно ,как некий предварительный этап ( если принять ,что символически это инициация )
Кстати ,герой ,,Олеси,, по смыслу ведь тоже чувствует себя на ,,краю бездны ,, в тот момент непонятной тревоги .
И вот в главе ,,По краю бездны,, в ,,Часе Быка ,, описывается момент ,когда Родис понимая ,что какой бы высокой ступени развития не достигло её общество ,это тоже не предел .
,,Что придёт в грядущем ?" - размышляет она ⬇️
,,Эра соединения Шакти и Тамаса ? Уравновешивание корней двухполюсной вселенной ? Но как избежать замыкания ,бесструктурности ,аннигиляции ? Даже смутные догадки об этом ей не под силам ,,
Вот о чём главная мысль : как соединить два крайних полюса - Свет и Тьму , избежав при этом замыкания ,бесструктурности и самоуничтожения ?!
Вот чего и герой ,,Олеси ,, тревожится самым иррациональным образом : замыкания на один и тот же момент !
Впрочем ,может это действие ,,мёртвой энергии ,, Ярмолы ( Виталий подсказал мне такую мысль) ,который подобно Бабе Яге поджидает у печи ,как будто вот вот крикнет герою ,,ну всё готово ,садись на лопату и лезь в печь ,,
И почему у героя именно в этот вечер , в этот момент , рождается вопрос , а нет ли какой ведьмы в этих краях ( если не вдаваться в глубокий смысл ,то на поверхности этот вопрос вроде бы порожден скукой, то есть опять от ,,нечего делать,, ,как и хождение по диагонали )
Услышав вопрос о ведьме ,Ярмола как то странно отстраняется от этой темы.
Но действительно очень странно : ведь он одновременно и отказывается дать информацию ( не знаю, мол, ничего такого ) и в тоже время даёт её !
Не хотел бы ,не сказал , а если хотел ,то почему изобразил равнодушие ?
А он между прочим не раз изображает равнодушие .
Своё страстное желание пойти в лес на охоту ,он тоже скрывает под напускным равнодушием !
,,Я видел ,что Ярмоле не терпится скорее пойти в лес ,но он скрывает это страстное желание охотника под напускным равнодушием ,,
В лесу Ярмола даст команду собаке убить зайца : ,, У- бый ! ,, Герой побежит за зайцем вслед ( совсем как в ,, Приключении Алисы в Стране Чудес,, Л. Кэррола Алиса побежит за Кроликом ) ,
будет плутать и наткнется на ,,ведьму,,
Ну и для чего нужна Ярмоле вот эта оболочка равнодушия ?
Может это проверка намерения была ?
Но дальше совсем уж странно ⬇️
Ярмола всё же говорит герою про ведьму ,но как будто и не герою вовсе , а гудящей печке !
Вот загадка ,так загадка !
У меня почему то ощущение ,что может этим действом Ярмола сам и создаёт вот эту ,,реальность с ведьмой ,, ?
Теперь снова к ,, зелёной лампе ,,⬇️
Ну а что касается зелёной лампы ( выше я написала ,что ещё вернусь к этой теме) ,то очень странную аналогию ( странную по своему невероятному совпадению !) увидела я в той же главе ,,Часа Быка ,, ,,По краю бездны ,, .
Есть в этой главе строки из поэзии Серебряного века :
,,Двадцать дней ,как плыли каравеллы,
Встречных волн проламывали грудь.
Двадцать дней, как компасные стрелы
Вместо карт указывали путь,,
Это стихи Николая Гумилёва.
Глава ,,По краю бездны,, начинается с этих строк ! ⬆️
А в этих строках есть слова ,,указывали путь ,,
Так Ярмола тоже по сути указывает путь ! ( сообщает герою ,где у них можно отыскать ведьму и даёт её координаты !)
Ещё в этой главе ,, По краю бездны ,, есть загадочная фраза про спектр .
Я не понимаю её до конца . Может мне кто - нибудь объяснит ,какой спектр имеется в виду ? ( понятно ,что спектр мелодии ,но больше ничего не понятно )
Когда там Родис произнесла ( вернее ,пропела ) стихи ,строчки ,где есть слова ,,миг между светом и тенью ,, ( то есть вот опять тема двух полюсов ) ,
то Чеди спросила - В синем спектре ?
- Зелёном .Я взяла мелодию из ,,Равнодушной Богини ,, !
Какая неожиданная синхронизация с ,,Олесей ,, ! Я сначала заметила совпадение по цвету.
Опять этот зелёный . И тут же мне открылось другое - слово ,,Равнодушный ,,. Только выше я писала о загадочном равнодушии Ярмолы и вот увидела это же слово там ,где нашла совпадение по цвету !
Ну и ну !