В обсуждении прошлой статьи про странный образ космического экипажа в капюшонах в ,,Часе Быка ,, И.Ефремова ,который то ли жив ,то ли мёртв , и о котором точно известно лишь то ,что он ни на что не реагирует , а также производит странно гнетущее впечатление на землян , мне была подброшена идея насчёт того ,что этот образ навевает другое понятие ,так называемый ,,День Сурка ,,, ,
то есть может быть неким олицетворением такого состояния .
Об этом мне написала автор канала ,,Бегу по волнам ,, Алиса.
Самой мне этого даже и в голову не приходило !
И вот я тут же взяла в руки ,,Олесю,, А.Куприна ....
Просто я чувствовала и ранее ,что сходство символов роднит эти два разных по жанру произведения ,как два сообщающихся сосуда ,например
Я открыла начало ,,Олеси ,, Во 2-й главе есть эпизод ,когда герой ( тот ,который повстречается с Олесей ) - в своём доме ( из 12-ти комнат ) сидит со своим слугой ( он же спутник по охоте и повар ) Ярмолой.
И вдруг впадает в странную беспричинную тоску !
А эта его тоска имеет своим предметом тревогу ,что тот вечер может застыть и повторяться всю жизнь ! День Сурка же ! ( Ну просто Куприн таких слов ещё не знал 🙂 )
Вот этот отрывок ⬇️
На меня нашло странное, неопределенное беспокойство. Вот, думалось мне, сижу я глухой и ненастной зимней ночью в ветхом доме, среди деревни, затерявшейся в лесах и сугробах, в сотнях верст от городской жизни, от общества, от женского смеха, от человеческого разговора... И начинало мне представляться, что годы и десятки лет будет тянуться этот ненастный вечер, будет тянуться вплоть до моей смерти, и так же будет реветь за окнами ветер, так же тускло будет гореть лампа под убогим зеленым абажуром, так же тревожно буду ходить я взад и вперед по моей комнате, также будет сидеть около печки молчаливый, сосредоточенный Ярмола - странное, чуждое мне существо, равнодушное ко всему на свете: и к тому, что у него дома в семье есть нечего, и к бушеванию ветра, и к моей неопределенной, разъедающей тоске ,,
У И.Ефремова тот непонятный экипаж в капюшонах назван ,,странными существами ,, . Но там двояко : то вроде и люди ,но в одной фразе - уже и ,,существа ,,
У Куприна Ярмола - это тоже человек ,конечно ,но вот в том отрывке тоже назван ,,странным существом ,, ! ⬆️
У Ефремова представители странного экипажа ,словно равнодушны ко всему на свете : они не реагируют ни на какие сигналы , отчего
не понятно живы ли они .
А у Куприна
Ярмола
,,странное, чуждое (...) существо, равнодушное ко всему на свете,,
Про странный экипаж из ,,Часа Быка ,, можно предположить ,что это жители какой то планеты ,которую они и загубили ( так мне написал Виталий) ,
про Ярмолу вообще у Куприна сказано конкретно ,что как личность он , мягко говоря ,так себе : о семье не заботится , семья живёт в нужде и голоде- а ему всё равно .
,,Ярмола считается самым бедным и самым ленивым мужиком (...) жалование и свой (...) заработок он пропивает ; таких плохих волов ,как у него нет нигде в окрестности ,,
Он же ещё к тому же заведомый браконьер и беспечный бродяга !
Вот какой типчик ! Что у Ефремова тот экипаж в социальном плане может быть преступниками ( мы можем так предположить по негативной энергетике ,излучаемой образом этого корабля ) ,что у Куприна Ярмола такой и есть .
Мне ещё понравилось ,как Виталий в комментарии назвал странный экипаж из ,,Часа Быка,, ,,чудиками ,, :)
И вот Ярмола у Куприна тоже чудик ! :) Учудил попросить научить его писать свою ,,фамилие ,, ,хотя ему ,с точки зрения главного героя ( который и учит этому Ярмолу ) это совсем не нужно .
И как он учится это делать ! Каждую букву ,,учителю,, приходится соединять с каким то образом ,чтоб Ярмола понял .
Например , как писать букву ,,к,, понимает только тогда ,когда ему говорят рисуй ,,палку ,а посредине палки кривуля хвостом набок ,,
Ну не чудик ? )) Легче ему даётся буква ,,О,, ,хотя и она получается кривая )) похожая очертаниями на Каспийское море ))
Символизм тут налицо . Буква ,,О,, она же нулевая точка ,а у Ефремова есть ,,нуль - пространство ,,
Вот Ярмола и владеет лучше всего написанием этой буквы ,,О,, ( по сравнению с прочими буквами )
И я догадываюсь почему Ярмоле не даётся алфавит . Впечатление ,что у него мышление такое ,как будто он функционирует в мире сновидения . Так во сне бывает ,что трудно писать , даже если в реале и умеешь ))) Да про него и ясно говорится ,что в лесу он ориентируется прекрасно днём и ночью ,зная каждую тропинку как свои пять пальцев . А ,,лес ,, символически может выражать сферу бессознательного или ,,логику сновидения ,,
Я давно поняла ,что Ярмола у Куприна символически это проводник .
Думаю ,что -в такую область ,которая в славянском эпосе называется ,,Навь ,,
Кстати ,славянская Навь у исследователя русского эпоса Миролюбова характеризуется как место ,в котором нет движения ( он приводит фольклор ,как доказательство ). Тут опять вспомним неподвижный экипаж странного звездолёта в ,,Часе Быка,,
Ярмола сопровождает главного героя ,,Олеси,, в лес ( по сюжету они идут охотиться )и кричит в пространство ,,У- бый !,, ( по сюжету он даёт команду собаке поймать зайца ) .
Это ,,У- бый,, созвучно слову ,,убитый ,,. А в древних обрядах посвящения ( инициации ) символическая смерть была одним из этапов ,который необходимо было пройти .
Вот у меня ощущение ,что Ярмола это такой проводник инициируемого героя ..куда ...в Навь (?) ...наверное .
А проводнику и положено быть равнодушным ко всему на свете . Вот почему имеется разделение на ,,человека ,, и ,,существо ,,.
Как человек ,как личность - он так себе .
,,Существо ,,- это если отбросить все социально - психологические качества и останется одно равнодушие ,а также получается ,что останется - ,,проводник,, ?
Похоже ,что он также соответствует Бабе - Яге славянского фольклора ( в начале 2-й главы Ярмола сидит у печи ,перемешивая в печке уголья )
И там в лесу Ярмола - проводник как бы фиксирует ( выкрикивая ,,У-бый ,,) это состояние символической смерти (?) .
Интересно ,что этот эпизод в ,,Олесе ,, вызывал во мне странно тревожные чувства ! Этот крик куда то в пространство дремучего леса ,похожий на слово ,,Убитый ,, ! Жути добавляет и то ,что это короткое слово ,,у -бый ,, произносится Ярмолой ожесточённо и частично резким фальцетом ( первый слог ) ,а частично ( второй слог ) отрывистой басовой нотой .
А у Ефремова тоже при приближении странного корабля раздается звук ,заставляющий человека содрогнуться и производит такое тревожное впечатление ,что земляне глушат его.
"У - бый ! " кричит Ярмола .
Как будто по смыслу ,,мертвец идёт ,, - так он вещает кому то в пространство ...так казалось мне ,когда я это читала ....
,,Проводник ,, словно сообщает кому то ,что инициируемый в этом качестве переступил этот порог ! Встречайте ,мол....!
На самом деле посвящаемый физически жив ,но в то же время и мёртв !! символически ! ( потому что это такая часть обряда )
И этот момент ,когда Ярмола выкрикивает ,,У- бый ,, отправная точка для встречи с ведьмой Олесей ! С этого момента герой начинает плутать по лесу и выходит к избушке .
Вот думаю ,что тот странный экипаж ,застывший в неподвижности ,чьи лица скрыты , тоже может быть каким то намёком на этап процесса инициации ! Что то соответствующее переходу в Навь ?
Возможно сигнал об обнаружении этого экипажа в космосе земляне получили потому что для них настал такой момент ,а не спонтанно !
Я это не связываю пока в какую то целостную картину ,потому что это лишь догадки на уровне чувств . Просто есть ясное ощущение общности символов и смыслов ,которые они таят .
И я наконец то хоть чуточку приблизилась к пониманию ,чем может быть зелёная лампа в ,,Олесе"
Я сразу поняла ,что её образ нужен вовсе не для описания интерьера .
Эта старая лампа отбрасывает круг света и почему то сопровождает героя от самого начала ( когда он символически вступает на путь инициации , ещё сидя в доме и поддавшись наплыву непонятной тоски и тревоге ,что тот вечер застынет и будет длиться всю жизнь ) и эта же лампа также светит своим тусклым светом ,когда герой страдает полесской лихорадкой .
Даже во сне ,даже в бреду лихорадки ,он осознаёт и видит тот световой круг отбрасываемой лампой ! И этот круг его пугает! ,,Почему ? ,,- думала я ,когда читала .
,,... в этом спокойном круге с нечёткими краями притаилась безмолвная ,однообразная ,таинственная жизнь , ещё более жуткая и угнетающая ..."
Вот этот образ меня вообще очень удивлял своей загадочностью !
Как это так ? Жизнь ,но страшная и пугающая ! и что значит ,,затаилась в этом круге ,, ? Что имел в виду Куприн ?
Почему то опять на уровне чувств кажется ,что имеет связь с ,,инферно ,, Ефремова .
В ,,Олесе ,, Куприна - ,,тусклый свет этой загадочной лампы под убогим зелёным абажуром ,,
а у Ефремова в ,,Часе Быка ,,- тусклый свет по кольцу пробегает по корпусу корабля странного экипажа ! ⬇️
,,В трубах пульсировало бледное пламя , кольцом обегавшее всё сооружение,,
Даже фигура та же - круг !
Почему и там ,и там подчёркивается тусклота света ?
Может вот это состояние ( условно - ,,день Сурка,, ), пока неактивно ,но вызывает тревогу ,потому что в потенциале оно встроено в мироздание и можно угодить в него...?
,,Слабый, тусклый свет,, - как индикатор неактивного состояния ,,дня Сурка ,, или ,,Инферно ,, ?
Для того и нужна была древним людям инициация ,чтобы познать энергоинформационное устройство Вселенной и иметь Силу .
И Куприн ,и Ефремов знали об этом .
Я так думаю.
Мне теперь понятие ,,Инферно ,, представляется вот чем ⬇️
Есть некий энергоинформационной Океан ( поле) . И в нём имеются разные участки ,подобно тому как описываются в ,,Часе Быка ,, гравитационные поля ,которые
имеют очень разнообразную форму ,чаще всего волчков ,воронок ,сильно сплющенных конусов ,протянувшихся цепями в направлении анизотропии пространства - времени
Вот даже думается ,а точно ли он это гравитационных полях пишет ? Может и имеется в виду энергоинформационное поле ?
То есть в непроявленном , потенциальном виде ,как некая структура , имеется и ,,инферно,, ... или скорее то ,что является его зачатком . Допустим это таже воронка , ну или волчок .
Некий негатив человеческий деятельности резонирует с этой энергетической структурой ,наполняя её , сливаясь с ней ,начинает подпитывать ,пока ,,крышка,, не захлопнется и не наступит то состояние замкнутости ,внутри которого даже добрые поступки в итоге приводят ко злу , то есть сама энергия ( со знаком минус ) задаёт направление даже добрым поступкам ,то есть в этом состоянии уже заложен вектор Зла ,как типичное свойство этой энергетической структуры .
И теперь только Сверхсила извне может внедриться ,разомкнув эту энергоинформационную зацикленность ,повернуть вектор и исправить положение .