Найти в Дзене
Максим Бурмистров

Арт-фестиваль «Русская Венеция» в Холуе – гвоздь сезона!

Если я ехал в Шую посмотреть на уникальное музейное собрание, то у супруги был свой собственный фетиш – ежегодный фестиваль «Русская Венеция», который проводится весной в старинном селе Холуй, что расположилось неподалеку от города.
Как, оказывается, сильно укоренилась в нашем сознании Европа, что даже свой собственный фестиваль, проводящийся в селе, полном собственной и очень интересной историей, мы не можем назвать звонче и памятнее, обязательно «втыкая» в название манящее: «Венеция»!
Лично мое отношение к подобным названиям сугубо отрицательное, особливо в свете последних событий. Я тоже люблю Европу, часто там бывал и многое видел, но сегодня «та Европа» и нынешняя- это абсолютные противоположности, и я не понимаю, зачем надо привязываться к чему-то чужому, чуждому, избегая гордости от национального названия, прусть простого, но своего. Например, можно назвать фестиваль «Холуйская акватория», «Холуйский заплыв», «Холуйская феерия», "Холуйские челны", но при чем тут, в русской глуб

Если я ехал в Шую посмотреть на уникальное музейное собрание, то у супруги был свой собственный фетиш – ежегодный фестиваль «Русская Венеция», который проводится весной в старинном селе Холуй, что расположилось неподалеку от города.
Как, оказывается, сильно укоренилась в нашем сознании Европа, что даже свой собственный фестиваль, проводящийся в селе, полном собственной и очень интересной историей, мы не можем назвать звонче и памятнее, обязательно «втыкая» в название манящее: «Венеция»!
Лично мое отношение к подобным названиям сугубо отрицательное, особливо в свете последних событий. Я тоже люблю Европу, часто там бывал и многое видел, но сегодня
«та Европа» и нынешняя- это абсолютные противоположности, и я не понимаю, зачем надо привязываться к чему-то чужому, чуждому, избегая гордости от национального названия, прусть простого, но своего. Например, можно назвать фестиваль «Холуйская акватория», «Холуйский заплыв», «Холуйская феерия», "Холуйские челны", но при чем тут, в русской глубинке, какая-то далекая, туманная Венеция? Где она и где мы?..
Уж простите мое стариковское брюзжание, свои соображения по поводу названия, я, конечно, как водится, вывалил на супругу, но она и ухом не повела: - Я сказала: поедем, значит – поедем!
Живописная пустая, порой извилистая трасса с отличным асфальтом ведет из Шуи в Холуй, по дороге проезжаем и еще один уникальный пункт – Палех, но не останавливаемся, Палех требует вдумчивого посещения, а не пробежки в пятнадцать минут, как говорится, «галопом по Европам» тут не прокатит, поэтому это древнее село мы просто проскочим, Бог даст, вернемся еще когда-нить в Шую, съездим специально!
Я тоже еду в Холуй с желанием, и вот, почему. Для многих название это выглядит смешным, и само-по себе не вызывает в душе ассоциативного отклика, но я то про Холуй много, чего знаю. Насколько помню, село образовалось в этой глуши не случайно, не стихийно, как это зачастую происходило, а специально, прицельно: суздальский люд, измученный татарскими набегами, а по другим легендам, княжескими поборами, сбежал в дремучие труднопроходимые леса и болота, так и зачалась тут жизнь. Но дела по началу шли плоховато, земли тут бедные, земледелие, что называется, рискованное. Однако умелый и упорный народ нашел выход и в XIX веке Холуй становится одним из крупнейших, в имперской России… иконописным центром! Почти полтора миллиона дешевых образов вывозится ежегодно из села, иконопись тут поставлена на поток. Правда, качество икон из Холуя оставляет желать лучшего, массовость губит качество, тем не менее, ярмарочная торговля по всей России двигает бюджетный товар, а местные мастера, семейные мастерские только увеличивают тиражи.

Феодоровская икона Божией Матери – классический образчик поточной холуйской иконы второй половины XIX века.
Феодоровская икона Божией Матери – классический образчик поточной холуйской иконы второй половины XIX века.

Революция и последующая за ней, богоборческая волна заставили холуян сначала прекратить выпуск икон и призадуматься – что делать дальше? Выход нашелся: вместо иконописи они освоили другой промысел – роспись шкатулок, этим же промыслом занялись, откинув иконопись, и в Палехе. Правда, объемы были уже не те, но зато этот промысел, пусть и в небольшом объеме, но удалось сохранить до наших дней.

Шкатулка, расписанная в Холуе в советское время (примерно - сороковые-пятидесятые годы прошлого столетия).
Шкатулка, расписанная в Холуе в советское время (примерно - сороковые-пятидесятые годы прошлого столетия).

Сейчас в Холуе много ремесленников, народ, памятуя о прошлом, ищет себя в творчестве и в кустарном производстве, до былого величия селу далеко, но ведь тут что главное: важно не останавливаться, двигаться вперед, а там – кто знает, может быть, поселению еще удастся прогреметь «на всю Ивановскую»?!
И еще о названии. Холуй, если делать ударение на «
у» - слово почти ругательное, обозначающее человека лакейского, мелкого по социальному положению, эдакого подхалима, угождающего чужим желаниям. Но название села произносится иначе, с ударением на первый слог, что абсолютно меняет словесный смысл. Холуем, по мнению специалистов-историков, именовали встарь плетеную ивовую корзинку, используемую для ловли рыбы, а это уже вполне соотносится с тем, что само село стоит на довольно большой реке Тезе и, учитывая, что земледелием тут было особо не прокормиться, именно главный промысел - ловля рыбы и стала отправной точкой в имяобразовании.
Полюбовавшись вдосталь пролетавшими, за окнами, весенними пейзажами с яркой зеленью, перелесками, пригорками и опушками, мы и подъехали к повороту на Холуй, при этом навигатор показал, что ехать еще километр, но… блин, что это такое??? Ехать дальше некуда, обочины по обе стороны забиты машинами и людьми, спешащими вдаль, все, как и мы оказались слишком умными, приехав заранее, оказывается, фестиваль не просто так здесь проходит, он еще и привлекает к себе огромное внимание!

Я обалдел: столько машин и людей, мне казалось, что никого не будет. Машины из самых разных регионов, просто шок!
Я обалдел: столько машин и людей, мне казалось, что никого не будет. Машины из самых разных регионов, просто шок!

Мы решили не рисковать и не ехать дальше, ведь понятно, что в принципе, можно подобраться поближе и поискать «дыдочку», чтобы воткнуть машину, но, как я и предполагал, мы правильно сделали: после фестиваля те, кто проехал непосредственно к месту проведения мероприятия, выезжали с таким трудом, что лучше об этом не думать.

И первые станут последними: эти машины запаркованы у самого села, а как потом они будут выбираться, это отдельная история!
И первые станут последними: эти машины запаркованы у самого села, а как потом они будут выбираться, это отдельная история!

У меня есть особенность: я не люблю сборища народа. Однажды попав в неуправляемую толпу на массовом мероприятии в Москве (может кто помнит, в девяностые проводилось первое лазерное шоу на Ленинских горах, возле здания МГУ), когда народ пёр просто валом через заборы, кусты, накапливаясь перед представлением несколько часов, а потом беспорядочной волной покатил разом, всей массой, в темноте ночи обратно… Как мы тогда бежали, не забуду. Поэтому сейчас я стараюсь не попадать «в массовку», не люблю толпу, этого хаотического броуновского движения тел, лиц, разноголосого шума, среди всего этого – громкой музыки, поэтому мне потребовалось некоторое время, чтобы адаптироваться.

Толпа окружила нас и понесла. Телевизионщиков - тоже.
Толпа окружила нас и понесла. Телевизионщиков - тоже.

Надо отдать должное организаторам фестиваля, здесь многое было продумано, в том числе в русле отвлечения и рассредоточения народа. Основная тема фестиваля – это проход по реке Тезе, делящей Холуй на две части, расписных лодок. Именно отсюда растут корни названия мероприятия и тот самый «венецианский» флёр: тут тебе и река (как итальянские каналы), тут тебе и уникальные суда, которые тоже в Венеции есть.

Все действо разворачивается на берегу, но река здесь – главный объект.
Все действо разворачивается на берегу, но река здесь – главный объект.

В качестве развлечений посетителям фестиваля предоставлена возможность купить уникальные сувениры, которые привозят мастера со всех окрестностей и даже очень издалека. Здесь и сувениры, игрушки, одежда, кухонная утварь, и многое, многое другое. Мы сразу отхватили супруге прекрасную плетеную дамскую сумочку (отголоски первого, как вы помните, местного промысла по плетению корзин для рыбной ловли) и плетеную же, корзинку, которую теперь используем для хранения чеснока.

Что за краски, что за запах!
Что за краски, что за запах!
Сувениры – на любой вкус!
Сувениры – на любой вкус!
Подушки и одеяла, выполненные в технике пэчворк – просто загляденье!
Подушки и одеяла, выполненные в технике пэчворк – просто загляденье!

Другая локация – это лодки. Для фестиваля местные мастера расписывают несколько судов, которые на воду спускать не будут, но рядом с ними и даже в них можно фотографироваться. Правда, разместили их не так удачно, потому что в кадр всегда влезают толпы снующего народа, сделать красивый кадр крайне сложно.

Расписные лодки – это главный повод для мероприятия.
Расписные лодки – это главный повод для мероприятия.
Чтобы сфотографироваться, надо ждать не только освобождения судна, но и отсутствия людей на заднем фоне.
Чтобы сфотографироваться, надо ждать не только освобождения судна, но и отсутствия людей на заднем фоне.
Сделать кадр без пипла крайне сложно: нога в кроссовке и сумка - минимальная помеха для съемки.
Сделать кадр без пипла крайне сложно: нога в кроссовке и сумка - минимальная помеха для съемки.

В ожидании начала представления на воде, мы прошли дальше по набережной в сторону храма и вот тут случился шок. Маковки старинной стройной Троицкой церквушки видны издалека, ворота в ограде и в храме распахнуты настеж. Мы вошли, но церковь находится только в зачаточном реставрационном состоянии, внутри строительные материалы и следы робко начатого ремонта.

Снаружи храм обихожен, но внутри работы только начинаются.
Снаружи храм обихожен, но внутри работы только начинаются.
Здесь предстоит много, очень много работы!
Здесь предстоит много, очень много работы!

Немного разочарованные, вышли на улицу, где симпатичный батюшка разговаривал с народом. Четко выхватив разочарование на наших лицах, он кивнул в глубину территории на неприметное зданьице и спокойно, с легкой улыбкой спросил:
- А вы там были?
Мы отрицательно замотали головами.
- Тогда искренне рекомендую!
И мы пошли. Нерешительно открыли старинные двери и… Боже мой, какая красота!!! В маленьком и таком уютном Введенском храме все осталось так, как и было до революции, как будто все сметающая на своем пути, безбожная рука сюда, по каким-то неведомым причинам, так и не дотянулась!..

Введенский храм мал, да удал!
Введенский храм мал, да удал!

Мы ходили, как зачарованные, от иконы к иконе, рассматривали росписи, резьбу, иконстас, а вот сделать фото не решились, но если вы когда-нибудь поедете в Холуй, железобетонно ставьте в список мест для посещения этот храм первым номером, это ошеломляющее место силы!
Тем временем, подходило время для начала праздника, мы заняли место посередине того отрезка реки, по которому должны проплыть лодки, их уже было видно около старого деревянного моста, ныне закрытого из-за аварийного состояния. Народ также прибывал и распределялся по набережной, все ждали главного представления. И, наконец, был дан старт, расписные лодки двинулись вниз по течению под дружный гул толпы!

Началось!!!
Началось!!!

Флотилия неспешно пошла вниз по течению. Конечно, мы ожидали от действа большего. Хочется ведь, раз уж ты приехал, почитай, за полтыщи верст, увидеть что-то такое-эдакое, чтоб дух захватило от восторга, от масштаба. Чтоб эдакая глыбища прошла по реке, прям не знаю, час чтоб все плыло и не кончалось, но… Увы, лодки прошли до обидного быстро, даже несмотря на то, что поддержать массовость во флотилию включили несколько спортивных снарядов с множеством юных гребцов.

Многоместные лодки лишь на мгновение продлили представление.
Многоместные лодки лишь на мгновение продлили представление.

Но, когда лодки уже прошли и народ, по обыкновению, резко отхлынул со своих мест, убрав камеры, рванувшись к выходу, мне удалось сделать редкий кадр, ведь организаторы приготовили сбрприз, о котором никто не догадывался. На противоположном берегу вдруг разом грохнули выстрелы и в небо взметнулись разноцветные фонтаны!

Вот это да!
Вот это да!

После фейерверка потянулись к выходу и мы, правда, все же не отказали себе в удовольствии пройти по селу, пусть и не долго. Для себя мы с радостью отметили, что село это жилое и вполне перспективное, судя по тому, что дома ухоженные, часто – новые, роскошные, а значит, жизнь здесь не просто теплится, а бурлит.

Еще одна симпатичная фестивальная инсталляция.
Еще одна симпатичная фестивальная инсталляция.

Неспешно выбирались мы к машине, это заняло больше времени из-за сплошной пробки, которую образовали все, кто с утра пораньше проперся до самого села, теперь они мучительно продирались обратно сквозь толпу машин и людскую массу.
Вот и подошел к концу фестиваль, впрочем, само мероприятие не заканчивалось, торговля продолжалась, призывно обволакивал отдыхающих и гостей аромат шашлыка, пирожков, блинов, так что при желании можно провести в Холуе весь день. А еще тут есть музей и вообще, село это интересное, в него мы тоже, не загадывая, хотели бы вернуться и увидеть все без фестивальной суеты.
Что касается фестиваля, то, наверное, специально на него из столицы мы не поедем, но и сожалений о посещении нет, тем более, что с годами, по сведениям, мероприятие разрастается, получает развитие, ширится, а значит, в следующем году будет еще интереснее и лодок, вероятно, прибавится и активностей вокруг центрального события – тоже. Так что скажем «Русской Венеции» - семь футов под килем и попутного ветерка, пусть все получится!

Всё про путешествию в Шую, мотайте на ус и в добрый путь!
Открытие: Шуя! Часть 1.
Главный музей в Шуе. Часть 2.
Яркие впечатления в Шуе. Часть 3.