3 декабря 2025 года/
Давненько на ВДНХ не проводились по-настоящему масштабные автомобильные фестивали. Последний раз подобное зрелище можно было увидеть в 2014 году в обновлённом павильоне «Космос» на ретровыставке, посвящённой 90-летию советского автопрома. И вот на два августовских дня главные аллеи и площади ВДНХ заполонили автомобили. Называлось это действо фестиваль «ПроДвижение». Здесь посетители с ностальгией вспоминали «копейку», «козлика», «буханку», «красную шапочку», «горбатого», «мыльницу» и другие автомобили.
Тематический раздел «Тракторная и автомобильная промышленность» открылся на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке ещё в 1939 году, позднее натурные экспонаты выставлялись на подиумах в павильоне «Машиностроение», а в 1967 году на схеме ВДНХ появился отраслевой павильон «Транспорт СССР». Впрочем, в этом павильоне не было настоящих автомобилей - только небольшие макеты и модели.
Смотрите старые фотографии. Павильон «Механизация». 1939-1940 гг.:
Павильон «Механизация». 1946 год:
Снимок уникален тем, что сделан на закрытой для посетителей ВСХВ, а автомобильная выставка была адресована участникам правительственного совещания по развитию автопрома в новой сталинской пятилетке.
У павильона «Машиностроение». 1958 год:
Павильон «Машиностроение». 1958 год:
Ну а самым впечатляющим событием в истории стала выставка «Автопром-84», когда на открытой площадке и на четырёх этажах Монреальского павильона показали около 160 самых современных автомобилей из разных союзных республик от малолитражек до карьерных самосвалов. Автозаводы привезли на выставку линейки серийных автомобилей, а конструкторские бюро представили опытные перспективные экземпляры.
«Автопром-84» в Монреальском павильоне. 1984 год:
Панорама выставки «Автопром-84». 1984 год:
«Автопром-84» на ВДНХ. 1984 год:
Выставка «Автомобильная промышленность» в павильоне «Космос» (2014)
Фестиваль «ПроДвижение» был приурочен ко Дню рождения ВСХВ-ВДНХ и вполне логично, что основой экспозиции стали именно советские классические автомобили. Когда-то они демонстрировались здесь в качестве новинок, а теперь стали музейными экспонатами. Свои машины привезли на ВДНХ как частные коллекционеры, так и автомобильные музеи: Музей Гаража особого назначения, Музей транспорта Москвы, Музей автомобилей ВАЗ (Тольятти), Музей автомобилей УАЗ (Ульяновск), Автоклуб «Москвич», Историческое автомобильное общество Gorkyclassic, Автоклуб «Волга М-21» и другие.
Иллюстрация: https://vdnh.ru/avtofestival/
Завсегдатаев «Олдтаймер-Галереи» и ретроралли сложно чем-то удивить, тем не менее, благодаря участию в «ПроДвижении» региональных музеев и коллекционеров, на ВДНХ обнаружились экземпляры, которые прежде не приезжали на московские выставки. Этот фотоальбом посвящён самым популярным отечественным автомобилям, раритетным моделям и автомобилям с историей. За два дня выставку осмотрели 270 000 посетителей, которых нет в кадре: чтобы не оказаться в толпе и красиво заснять экспонаты, фотографу пришлось вставать пораньше.
1896 год. «Яковлев и Фрезе» (копия). Самобеглая коляска, передвигающаяся на скорости до 20 километров в час без участия лошади, была представлена на легендарной Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. За техническую часть первого русского автомобиля отвечал владелец завода газовых и керосиновых двигателей Е.Яковлев, а двухместный кузов собрал хозяин экипажной фабрики П.Фрезе.
1911 год. «Русско-Балтийский С24-30» (копия). На подобном спортивном авто гонщики Андрей Нагель и Вадим Михайлов в 1912 году участвовали в международном ралли «Монте-Карло», преодолели 3257 километров и завоевали приз за самый дальний пробег. Этот «Руссо-Балт», как и две другие реплики, снимается в фильме «Битва моторов», который выйдет на экраны в 2026 году.
1931 год. Бронеавтомобиль Д-12 конструкции Николая Дыренкова на шасси Форд-А был вооружён двумя пулемётами ДТ и одним зенитным «Максимом» на самолётной турели. До наших дней сохранился единственный Д-12, найденный на месте боёв Великой Отечественной войны в карельских лесах.
1936 год. Самосвал ГАЗ-410 мог перевозить сыпучие грузы до 1200 килограммов. Кузов опрокидывался самостоятельно под тяжестью груза при открытии запора. Даже с малой грузоподъёмностью эта машина была очень востребована на стройках и произведена в количестве 21 000 экземпляров.
1941 год. Полноприводный ГАЗ-61 для командного состава РККА. На выставке не оказалось классической чёрной «эмки», но представлен вездеход на шасси ГАЗ-М-1, этот экземпляр числился за маршалом Иваном Коневым.
1941 год. Лёгкий внедорожник ГАЗ-64 задумывался как машина разведки на замену мотоциклам с коляской, но чаще использовался как командирский автомобиль. Начавшаяся война требовала быстрого принятия решений и инженер В.Грачёв сконструировал машину за 51 день, уже в августе ГАЗ-64 запустили в производство.
1943 год. Вездеход ГАЗ-67Б по прозвищу «Иван-Виллис» имел расширенную колею, позволявшую двигаться по следу грузовых машин и не опрокидывался, в отличие от ГАЗ-64.
1945 год. Представительский автомобиль ЗиС-110 проектировался для обслуживания партийной номенклатуры и выпускался в разных модификациях, включая фаэтон, кабриолет и бронированную версию.
1949 год. Кабриолет ГАЗ-М-20 «Победа» стал новаторской моделью с обтекаемым кузовом и независимой передней подвеской. Опытный образец был представлен в Кремле в 1945 году, но по причине дефицита металла серийный выпуск откладывался.
1953 год. Внедорожник ГАЗ-69, известный также как «козлик», комплектовался двигателем от «Победы» и был незаменим на селе и в армии. Серийное производство началось на ГАЗе и продолжалось в Ульяновске на автозаводе имени Ленина до 1972 года.
1956 год. Спортивный родстер ГАЗ «Специальный» на шасси «Победы» (копия). Торпедовцы из Горького разработали шесть вариантов спортивных автомобилей, на которых участвовали во всесоюзных автогонках.
1958 год. Первый советский внедорожник вагонной компоновки УАЗ-450, он же «буханка», проектировался по заданию Министерства обороны СССР, но оказался незаменим в разных отраслях народного хозяйства.
1958 год. Легковой автомобиль ГАЗ-М-21 «Волга» сменил «Победу» на горьковском конвейере. Показ опытного образца состоялся в 1956 году на ВДНХ, причём это была первая советская модель с автоматической коробкой передач. Хотя в серийном производстве автоматом были оснащены лишь 700 экземпляров из 639 000 выпущенных автомобилей.
1961 год. Гоночный автомобиль «Эстония-3» серийно выпускался на Таллинском ремонтном заводе № 1 по заказу ДОСААФ. «Эстония-3» с 500-кубовым мотоциклетным форсированным двигателем доминировала на гоночных трассах. Из 36 выпущенных автомобилей сохранился лишь один.
1962 год. Такси ГАЗ-21Т «Волга» отличалось гигиенической легкомоющейся обивкой и складным передним сиденьем для перевозки крупногабаритного груза. Поначалу у такси не было единой цветовой гаммы, но после пробега 100 000 километров машины отправлялись на ремзаводы, где не только проходили капремонт, но и получали опознавательный знак московского такси - «красную шапочку».
1963 год. Компактный легковой автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец», он же «горбатый», родился в Москве на МЗМА под именем «Москвич-444», заднемоторная компоновка была подсмотрена у итальянского «Фиат-600». Однако до постройки новых корпусов АЗЛК производственная площадь была ограничена и новинку передали на комбайновый завод «Коммунар» в Запорожье, где и был налажен серийный выпуск.
«Фиат»
1963 год. Гоночный автомобиль «Эстония-8» построен чемпионом СССР по кольцевым гонкам Антсом Сейлером в единственном экземпляре по мотивам английского спорткара «Купер Т49 Монако» с использованием деталей от «Волги», «Запорожца» и «Москвича-407». Производители игрушек оценили необычный дизайн и откликнулись выпуском набора из нескольких гоночных машинок разной окраски.
1964 год. Легковой автомобиль «Москвич-408» - главный успех советского автоэкспорта 1960-х годов, когда две трети выпускаемых машин продавались на Ближний Восток, в Африку и Латинскую АМерику, а на европейский рынок «Москвичи» пробились благодаря успешному участию в международных ралли.
1967 год. Лёгкий внедорожник ЛуАЗ-969 «Волынь» разработан запорожскими конструкторами совместно с НАМИ на агрегатах ЗАЗ-968 и производился на авторемонтном заводе в Луцке. Благодаря небольшой массе машина обладала выдающейся проходимостью.
1967 год. Итальянский седан «Фиат-124А», обладатель награды «Автомобиль года», близкий родственник «Жигулей». Это автомобиль с историей: машину привезли в СССР для проведения эксплуатационных испытаний, после которых было принято решение о приобретении лицензии на производство. После списания автомобиль приобретён частным владельцем.
1970 год. Легковой автомобиль ВАЗ-2101 «Жигули» по прозвищу «копейка» - самый массовый советский автомобиль: за период с 1970 по 1988 год с конвейера сошли 4 800 000 экземпляров. Стараниями инженеров машина не стала точной копией «Фиата», у неё улучшили подвеску и усилили кузов, переделали тормозную систему, изменили панель приборов и модернизировали двигатель. При этом поначалу некоторые комплектующие для двигателя, фары и стёкла поставлялись из Италии.
1970 год. Легковой автомобиль «Москвич-412» (реплика) участвовал в сверхмарафонском ралли Лондон - Мехико протяжённостью 25 000 километров и финишировал третьим. Из 96 стартовавших экипажей три четверти не выдержали испытание и сошли с дистанции.
1972 год. Грузо-пассажирский универсал ГАЗ-24-02 «Волга» имел три ряда сидений с возможностью трансформации салона для перевозки груза. Автомобиль использовался в такси и государственных ведомствах, а в личное пользование поступал в редких случаях. К примеру, артист Юрий Никулин получил разрешение на приобретение универсала для перевозки циркового инвентаря.
1977 год. Внедорожник ВАЗ-2121 «Нива» сочетает высокую проходимость и комфортабельный салон. Молодые конструкторы Пётр Прусов и Валерий Сёмушкин создали советский кроссовер из серийных агрегатов ВАЗ-2101 с двигателем от ВАЗ-2106, что позволило быстро наладить производство по низкой себестоимости.
1979 год. Автомобиль милиции ГАЗ-24 «Волга» (реплика) оснащался импортными радиостанциями и проблесковыми маяками. Этот экземпляр повторяет окраску и комплектацию машины 10-го отделения ГАИ ГУВД Мосгорисполкома.
1979 год. Легковой автомобиль ЗАЗ-968М «Запорожец», или «мыльница», лишился характерных для ЗАЗ-966 оттопыренных «ушей», которые заменили решётками на задних крыльях.
1980 год. ВАЗ-2121 AustroTaiga - экспортная версия «Нивы» для Австрии имела множество отличий от базовой модели, включая цвет и обивку сидений, боковые зеркала увеличенного размера, противотуманные фары, литые диски, дополнительные стопсигналы, обогрев и снегоочиститель заднего стекла и другие полезные опции.
1980 год. Легковой автомобиль ГАЗ-24 «Волга» в окраске машины сопровождения эстафеты Олимпийского огня. Кавалькада машин во время эстафеты постоянно двигалась на малой скорости и для избежания перегрева горьковские инженеры внесли изменения в серийную модель - установили радиатор большей ёмкости и пониженную главную передачу.
1980 год. Прототип Иж-2126-01 - единственный опытный экземпляр будущей серии Иж-2126 «Орбита»/«Ода».
1981 год. Легковой автомобиль ВАЗ-21061-37 в экспортном исполнении по стандартам США и Канады. Конструкторы дополнили базовую модель брусьями безопасности в дверях, системой рециркуляции выхлопных газов, новой светотехникой и бамперами с гидравлическими кронштейнами.
1989 год. Развозной пикап ЗАЗ-968МП «Запорожец» появился из забракованных кузовов с кустарным обустройством грузового отсека для внутризаводских перевозок. Как ни странно, довольно нелепый автомобиль с малой вместимостью оказался востребован и завод произвёл 2500 пикапов на продажу.
1990 год. Внедорожник УАЗ-3172-01 - единственный опытный экземпляр с цельнометаллическим кузовом. Помимо гражданской версии, разрабатывался армейский вариант с брезентовым верхом.
2004 год. Внедорожник Иж-27171 «Охотник» - единственный опытный экземпляр пикапа, который в итоге не пошёл в серию и изготавливался по индивидуальным заказам в количестве 22 экземпляров. За передними сиденьями предусмотрено багажное отделение для охотничьих аксессуаров.
На фестивале «ПроДвижение» советская автоклассика экспонировалась на всей территории ВДНХ и органично смотрелась на фоне исторических павильонов.
Для удобства перемещения посетителей между площадками по Северной аллее курсировал автобус «Икарус».
Современное российское автомобилестроение представляли «Аурус», «Москвич-3» и инновационные беспилотные разработки.
Карьерный самосвал БелАЗ-75581 грузоподъёмностью 90 тонн продолжает традиции советских автозаводцев. Белорусский автозавод в Жодино Минской области был основан в 1948 году и специализировался на производстве самосвалов-гигантов, тягачей и погрузчиков. На ВДНХ БелАЗ-75581 можно увидеть в постоянной экспозиции во дворе павильона Республики Беларусь.
Зарубежное представительство ограничилось некоторыми знаковыми моделями мирового автопрома.
Подлинный «Роллс-Ройс» 1932 года, который на протяжении почти сотни лет поддерживался в рабочем состоянии частными владельцами.
Классический «Форд-Мустанг» 1970 года
«ДеЛореан» 1982 года, который создатели трилогии «Назад в будущее» превратили из провального стартапа в самый знаменитый автомобиль мирового кинематографа.
Трёхосный пикап Mercedes-Benz G-класса 6х6 - технически совершенный, комфортабельный и поэтому очень дорогой внедорожник, производившийся на заказ в 2013-2015 годах в количестве около 100 экземпляров.
Социалистические страны были представлены лишь микроавтобусом «Баркас», который выпускался в ГДР в 1961-1991 годах в пассажирском и грузовом вариантах, а также в спецкомплектации для армии, полиции, скорой помощи, пожарной охраны. Один из 175740 выпущенных автомобилей оказался тюнингован в музыкальный киоск с диджейским пультом.
Вахтовые автобусы и передвижные столовые на шасси ЗиЛ-131 предназначались для обслуживания рабочих в отдалённых районах. А если покрасить грузовик в розовый цвет и переименовать в Кристину, то получится гламурный городской фудтрак (точка быстрого питания на колёсах).
На конкурсе кастомных мотоциклов посетители могли проголосовать за самую оригинальную разработку и победителем стал, если не ошибаюсь, мотоцикл, собранный из деревянных деталей.
Программу фестиваля «ПроДвижение» завершило ретроралли «ВДНХ – наше наследие», которое планируется проводить ежегодно.
Удачной поездки и зелёных светофоров!
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе
Москва до сих пор загадка? Презентация проекта «Город на память»
#городнапамять #москва #история #архитектура #вднх #автомобили #ПроДвижение #ретроавтомобили