Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 1019. ВДНХ-2025. Автомобильная классика СССР

3 декабря 2025 года/

Давненько на ВДНХ не проводились по-настоящему масштабные автомобильные фестивали. Последний раз подобное зрелище можно было увидеть в 2014 году в обновлённом павильоне «Космос» на ретровыставке, посвящённой 90-летию советского автопрома. И вот на два августовских дня главные аллеи и площади ВДНХ заполонили автомобили. Называлось это действо фестиваль «ПроДвижение». Здесь посетители с ностальгией вспоминали «копейку», «козлика», «буханку», «красную шапочку», «горбатого», «мыльницу» и другие автомобили.

Тематический раздел «Тракторная и автомобильная промышленность» открылся на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке ещё в 1939 году, позднее натурные экспонаты выставлялись на подиумах в павильоне «Машиностроение», а в 1967 году на схеме ВДНХ появился отраслевой павильон «Транспорт СССР». Впрочем, в этом павильоне не было настоящих автомобилей - только небольшие макеты и модели.

Смотрите старые фотографии. Павильон «Механизация». 1939-1940 гг.:

1939—1940 Вид на ВСХВ из павильона Механизации

Павильон «Механизация». 1946 год:

1946 ВСХВ. Павильон «Механизация». Образцы послевоенного автопрома

Снимок уникален тем, что сделан на закрытой для посетителей ВСХВ, а автомобильная выставка была адресована участникам правительственного совещания по развитию автопрома в новой сталинской пятилетке.

У павильона «Машиностроение». 1958 год:

1958 У павильона "Машиностроение" на ВСХВ

Павильон «Машиностроение». 1958 год:

1958 Павильон "Машиностроение"

Ну а самым впечатляющим событием в истории стала выставка «Автопром-84», когда на открытой площадке и на четырёх этажах Монреальского павильона показали около 160 самых современных автомобилей из разных союзных республик от малолитражек до карьерных самосвалов. Автозаводы привезли на выставку линейки серийных автомобилей, а конструкторские бюро представили опытные перспективные экземпляры.

«Автопром-84» в Монреальском павильоне. 1984 год:

1984 Выставка "Автопром-84" на ВДНХ

Панорама выставки «Автопром-84». 1984 год:

Выставка Автопром-84

«Автопром-84» на ВДНХ. 1984 год:

Автопром-84 на ВДНХ
-2

Выставка «Автомобильная промышленность» в павильоне «Космос» (2014)

-3

Фестиваль «ПроДвижение» был приурочен ко Дню рождения ВСХВ-ВДНХ и вполне логично, что основой экспозиции стали именно советские классические автомобили. Когда-то они демонстрировались здесь в качестве новинок, а теперь стали музейными экспонатами. Свои машины привезли на ВДНХ как частные коллекционеры, так и автомобильные музеи: Музей Гаража особого назначения, Музей транспорта Москвы, Музей автомобилей ВАЗ (Тольятти), Музей автомобилей УАЗ (Ульяновск), Автоклуб «Москвич», Историческое автомобильное общество Gorkyclassic, Автоклуб «Волга М-21» и другие.

-4

Иллюстрация: https://vdnh.ru/avtofestival/

-5

Завсегдатаев «Олдтаймер-Галереи» и ретроралли сложно чем-то удивить, тем не менее, благодаря участию в «ПроДвижении» региональных музеев и коллекционеров, на ВДНХ обнаружились экземпляры, которые прежде не приезжали на московские выставки. Этот фотоальбом посвящён самым популярным отечественным автомобилям, раритетным моделям и автомобилям с историей. За два дня выставку осмотрели 270 000 посетителей, которых нет в кадре: чтобы не оказаться в толпе и красиво заснять экспонаты, фотографу пришлось вставать пораньше.

-6

1896 год. «Яковлев и Фрезе» (копия). Самобеглая коляска, передвигающаяся на скорости до 20 километров в час без участия лошади, была представлена на легендарной Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. За техническую часть первого русского автомобиля отвечал владелец завода газовых и керосиновых двигателей Е.Яковлев, а двухместный кузов собрал хозяин экипажной фабрики П.Фрезе.

-7

1911 год. «Русско-Балтийский С24-30» (копия). На подобном спортивном авто гонщики Андрей Нагель и Вадим Михайлов в 1912 году участвовали в международном ралли «Монте-Карло», преодолели 3257 километров и завоевали приз за самый дальний пробег. Этот «Руссо-Балт», как и две другие реплики, снимается в фильме «Битва моторов», который выйдет на экраны в 2026 году.

-8
-9
-10

1931 год. Бронеавтомобиль Д-12 конструкции Николая Дыренкова на шасси Форд-А был вооружён двумя пулемётами ДТ и одним зенитным «Максимом» на самолётной турели. До наших дней сохранился единственный Д-12, найденный на месте боёв Великой Отечественной войны в карельских лесах.

-11

1936 год. Самосвал ГАЗ-410 мог перевозить сыпучие грузы до 1200 килограммов. Кузов опрокидывался самостоятельно под тяжестью груза при открытии запора. Даже с малой грузоподъёмностью эта машина была очень востребована на стройках и произведена в количестве 21 000 экземпляров.

-12

1941 год. Полноприводный ГАЗ-61 для командного состава РККА. На выставке не оказалось классической чёрной «эмки», но представлен вездеход на шасси ГАЗ-М-1, этот экземпляр числился за маршалом Иваном Коневым.

-13

1941 год. Лёгкий внедорожник ГАЗ-64 задумывался как машина разведки на замену мотоциклам с коляской, но чаще использовался как командирский автомобиль. Начавшаяся война требовала быстрого принятия решений и инженер В.Грачёв сконструировал машину за 51 день, уже в августе ГАЗ-64 запустили в производство.

-14

1943 год. Вездеход ГАЗ-67Б по прозвищу «Иван-Виллис» имел расширенную колею, позволявшую двигаться по следу грузовых машин и не опрокидывался, в отличие от ГАЗ-64.

-15

1945 год. Представительский автомобиль ЗиС-110 проектировался для обслуживания партийной номенклатуры и выпускался в разных модификациях, включая фаэтон, кабриолет и бронированную версию.

-16

1949 год. Кабриолет ГАЗ-М-20 «Победа» стал новаторской моделью с обтекаемым кузовом и независимой передней подвеской. Опытный образец был представлен в Кремле в 1945 году, но по причине дефицита металла серийный выпуск откладывался.

-17

1953 год. Внедорожник ГАЗ-69, известный также как «козлик», комплектовался двигателем от «Победы» и был незаменим на селе и в армии. Серийное производство началось на ГАЗе и продолжалось в Ульяновске на автозаводе имени Ленина до 1972 года.

-18

1956 год. Спортивный родстер ГАЗ «Специальный» на шасси «Победы» (копия). Торпедовцы из Горького разработали шесть вариантов спортивных автомобилей, на которых участвовали во всесоюзных автогонках.

-19

1958 год. Первый советский внедорожник вагонной компоновки УАЗ-450, он же «буханка», проектировался по заданию Министерства обороны СССР, но оказался незаменим в разных отраслях народного хозяйства.

-20

1958 год. Легковой автомобиль ГАЗ-М-21 «Волга» сменил «Победу» на горьковском конвейере. Показ опытного образца состоялся в 1956 году на ВДНХ, причём это была первая советская модель с автоматической коробкой передач. Хотя в серийном производстве автоматом были оснащены лишь 700 экземпляров из 639 000 выпущенных автомобилей.

-21

1961 год. Гоночный автомобиль «Эстония-3» серийно выпускался на Таллинском ремонтном заводе № 1 по заказу ДОСААФ. «Эстония-3» с 500-кубовым мотоциклетным форсированным двигателем доминировала на гоночных трассах. Из 36 выпущенных автомобилей сохранился лишь один.

-22

1962 год. Такси ГАЗ-21Т «Волга» отличалось гигиенической легкомоющейся обивкой и складным передним сиденьем для перевозки крупногабаритного груза. Поначалу у такси не было единой цветовой гаммы, но после пробега 100 000 километров машины отправлялись на ремзаводы, где не только проходили капремонт, но и получали опознавательный знак московского такси - «красную шапочку».

-23

1963 год. Компактный легковой автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец», он же «горбатый», родился в Москве на МЗМА под именем «Москвич-444», заднемоторная компоновка была подсмотрена у итальянского «Фиат-600». Однако до постройки новых корпусов АЗЛК производственная площадь была ограничена и новинку передали на комбайновый завод «Коммунар» в Запорожье, где и был налажен серийный выпуск.

-24

«Фиат»

-25

1963 год. Гоночный автомобиль «Эстония-8» построен чемпионом СССР по кольцевым гонкам Антсом Сейлером в единственном экземпляре по мотивам английского спорткара «Купер Т49 Монако» с использованием деталей от «Волги», «Запорожца» и «Москвича-407». Производители игрушек оценили необычный дизайн и откликнулись выпуском набора из нескольких гоночных машинок разной окраски.

-26

1964 год. Легковой автомобиль «Москвич-408» - главный успех советского автоэкспорта 1960-х годов, когда две трети выпускаемых машин продавались на Ближний Восток, в Африку и Латинскую АМерику, а на европейский рынок «Москвичи» пробились благодаря успешному участию в международных ралли.

-27

1967 год. Лёгкий внедорожник ЛуАЗ-969 «Волынь» разработан запорожскими конструкторами совместно с НАМИ на агрегатах ЗАЗ-968 и производился на авторемонтном заводе в Луцке. Благодаря небольшой массе машина обладала выдающейся проходимостью.

-28

1967 год. Итальянский седан «Фиат-124А», обладатель награды «Автомобиль года», близкий родственник «Жигулей». Это автомобиль с историей: машину привезли в СССР для проведения эксплуатационных испытаний, после которых было принято решение о приобретении лицензии на производство. После списания автомобиль приобретён частным владельцем.

-29

1970 год. Легковой автомобиль ВАЗ-2101 «Жигули» по прозвищу «копейка» - самый массовый советский автомобиль: за период с 1970 по 1988 год с конвейера сошли 4 800 000 экземпляров. Стараниями инженеров машина не стала точной копией «Фиата», у неё улучшили подвеску и усилили кузов, переделали тормозную систему, изменили панель приборов и модернизировали двигатель. При этом поначалу некоторые комплектующие для двигателя, фары и стёкла поставлялись из Италии.

-30

1970 год. Легковой автомобиль «Москвич-412» (реплика) участвовал в сверхмарафонском ралли Лондон - Мехико протяжённостью 25 000 километров и финишировал третьим. Из 96 стартовавших экипажей три четверти не выдержали испытание и сошли с дистанции.

-31

1972 год. Грузо-пассажирский универсал ГАЗ-24-02 «Волга» имел три ряда сидений с возможностью трансформации салона для перевозки груза. Автомобиль использовался в такси и государственных ведомствах, а в личное пользование поступал в редких случаях. К примеру, артист Юрий Никулин получил разрешение на приобретение универсала для перевозки циркового инвентаря.

-32

1977 год. Внедорожник ВАЗ-2121 «Нива» сочетает высокую проходимость и комфортабельный салон. Молодые конструкторы Пётр Прусов и Валерий Сёмушкин создали советский кроссовер из серийных агрегатов ВАЗ-2101 с двигателем от ВАЗ-2106, что позволило быстро наладить производство по низкой себестоимости.

-33

1979 год. Автомобиль милиции ГАЗ-24 «Волга» (реплика) оснащался импортными радиостанциями и проблесковыми маяками. Этот экземпляр повторяет окраску и комплектацию машины 10-го отделения ГАИ ГУВД Мосгорисполкома.

-34

1979 год. Легковой автомобиль ЗАЗ-968М «Запорожец», или «мыльница», лишился характерных для ЗАЗ-966 оттопыренных «ушей», которые заменили решётками на задних крыльях.

-35

1980 год. ВАЗ-2121 AustroTaiga - экспортная версия «Нивы» для Австрии имела множество отличий от базовой модели, включая цвет и обивку сидений, боковые зеркала увеличенного размера, противотуманные фары, литые диски, дополнительные стопсигналы, обогрев и снегоочиститель заднего стекла и другие полезные опции.

-36

1980 год. Легковой автомобиль ГАЗ-24 «Волга» в окраске машины сопровождения эстафеты Олимпийского огня. Кавалькада машин во время эстафеты постоянно двигалась на малой скорости и для избежания перегрева горьковские инженеры внесли изменения в серийную модель - установили радиатор большей ёмкости и пониженную главную передачу.

-37

1980 год. Прототип Иж-2126-01 - единственный опытный экземпляр будущей серии Иж-2126 «Орбита»/«Ода».

-38

1981 год. Легковой автомобиль ВАЗ-21061-37 в экспортном исполнении по стандартам США и Канады. Конструкторы дополнили базовую модель брусьями безопасности в дверях, системой рециркуляции выхлопных газов, новой светотехникой и бамперами с гидравлическими кронштейнами.

-39

1989 год. Развозной пикап ЗАЗ-968МП «Запорожец» появился из забракованных кузовов с кустарным обустройством грузового отсека для внутризаводских перевозок. Как ни странно, довольно нелепый автомобиль с малой вместимостью оказался востребован и завод произвёл 2500 пикапов на продажу.

-40

1990 год. Внедорожник УАЗ-3172-01 - единственный опытный экземпляр с цельнометаллическим кузовом. Помимо гражданской версии, разрабатывался армейский вариант с брезентовым верхом.

-41

2004 год. Внедорожник Иж-27171 «Охотник» - единственный опытный экземпляр пикапа, который в итоге не пошёл в серию и изготавливался по индивидуальным заказам в количестве 22 экземпляров. За передними сиденьями предусмотрено багажное отделение для охотничьих аксессуаров.

-42

На фестивале «ПроДвижение» советская автоклассика экспонировалась на всей территории ВДНХ и органично смотрелась на фоне исторических павильонов.

-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50

Для удобства перемещения посетителей между площадками по Северной аллее курсировал автобус «Икарус».

-51

Современное российское автомобилестроение представляли «Аурус», «Москвич-3» и инновационные беспилотные разработки.

-52
-53
-54

Карьерный самосвал БелАЗ-75581 грузоподъёмностью 90 тонн продолжает традиции советских автозаводцев. Белорусский автозавод в Жодино Минской области был основан в 1948 году и специализировался на производстве самосвалов-гигантов, тягачей и погрузчиков. На ВДНХ БелАЗ-75581 можно увидеть в постоянной экспозиции во дворе павильона Республики Беларусь.

-55

Зарубежное представительство ограничилось некоторыми знаковыми моделями мирового автопрома.

-56

Подлинный «Роллс-Ройс» 1932 года, который на протяжении почти сотни лет поддерживался в рабочем состоянии частными владельцами.

-57

Классический «Форд-Мустанг» 1970 года

-58

«ДеЛореан» 1982 года, который создатели трилогии «Назад в будущее» превратили из провального стартапа в самый знаменитый автомобиль мирового кинематографа.

-59

Трёхосный пикап Mercedes-Benz G-класса 6х6 - технически совершенный, комфортабельный и поэтому очень дорогой внедорожник, производившийся на заказ в 2013-2015 годах в количестве около 100 экземпляров.

-60

Социалистические страны были представлены лишь микроавтобусом «Баркас», который выпускался в ГДР в 1961-1991 годах в пассажирском и грузовом вариантах, а также в спецкомплектации для армии, полиции, скорой помощи, пожарной охраны. Один из 175740 выпущенных автомобилей оказался тюнингован в музыкальный киоск с диджейским пультом.

-61

Вахтовые автобусы и передвижные столовые на шасси ЗиЛ-131 предназначались для обслуживания рабочих в отдалённых районах. А если покрасить грузовик в розовый цвет и переименовать в Кристину, то получится гламурный городской фудтрак (точка быстрого питания на колёсах).

-62

На конкурсе кастомных мотоциклов посетители могли проголосовать за самую оригинальную разработку и победителем стал, если не ошибаюсь, мотоцикл, собранный из деревянных деталей.

-63
-64

Программу фестиваля «ПроДвижение» завершило ретроралли «ВДНХ – наше наследие», которое планируется проводить ежегодно.

-65
-66
-67

Удачной поездки и зелёных светофоров!

Фотографии: Евгений Чесноков

-68

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»

-69

Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе

-70

Москва до сих пор загадка? Презентация проекта «Город на память»

-71

#городнапамять #москва #история #архитектура #вднх #автомобили #ПроДвижение #ретроавтомобили