Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 760. ВДНХ-2022. Гараж особого назначения

17 декабря 2022 года/
Гараж особого назначения был создан в 1921 году для обеспечения безопасного передвижения лидеров государства. Возглавил правительственный автопарк личный водитель Ленина Степан Гиль, а затем его сменил водитель Сталина Павел Удалов. В современной России ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны РФ. За сто лет существования кремлёвского гаража в нём эксплуатировались сотни автомобилей зарубежного и отечественного производства, некоторые из них впервые были показаны широкой публике на «Олдтаймер-Галерее» Ильи Сорокина, а с 2021 года музейная коллекция экспонируется на ВДНХ. Музей Гаража особого назначения разместился в нескольких зданиях Животноводческого городка - в павильоне «Крупный рогатый скот», образцовых коровниках 1954 года и более поздней пристройке к коровникам, павильоне «Механизация и мелиорация». Во времена Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и на ВДНХ СССР здесь можно было увидеть живые экспонаты - коров, быков и телят. В п

17 декабря 2022 года/
Гараж особого назначения был создан в 1921 году для обеспечения безопасного передвижения лидеров государства. Возглавил правительственный автопарк личный водитель Ленина Степан Гиль, а затем его сменил водитель Сталина Павел Удалов. В современной России ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны РФ. За сто лет существования кремлёвского гаража в нём эксплуатировались сотни автомобилей зарубежного и отечественного производства, некоторые из них впервые были показаны широкой публике на «Олдтаймер-Галерее» Ильи Сорокина, а с 2021 года музейная коллекция экспонируется на ВДНХ.

-2

Музей Гаража особого назначения разместился в нескольких зданиях Животноводческого городка - в павильоне «Крупный рогатый скот», образцовых коровниках 1954 года и более поздней пристройке к коровникам, павильоне «Механизация и мелиорация». Во времена Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и на ВДНХ СССР здесь можно было увидеть живые экспонаты - коров, быков и телят. В постсоветский период животноводческая экспозиция была упразднена и здания использовались в качестве складских помещений.

Смотрите старые фотографии. Внутренний двор павильона «Крупный рогатый скот». 1954 год:

1954 Внутренний двор павильона "Овцеводство" и "Крупный рогатый скот"

Коровник на ВСХВ. 1954-1955 гг.:

1954—1955 ВСХВ, павильон животноводства

-3

В 2019 году проект «Город на память» посвятил эволюции ВСХВ-ВДНХ СССР почти четыре десятка сюжетов, поэтому нет смысла повторяться и дублировать здесь исторические справки о выставочных павильонах. В путеводителе по каналу можно легко найти ссылки на все ранее опубликованные истории, они расположены в алфавитном порядке.

-4

-5
-6

Как сообщает официальный сайт Музея Гаража особого назначения, «В залах представлены легендарные машины лидеров Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации. Каждый автомобиль - свидетель эпохи: от императорских Delaunay-Belleville и Mercedes до современных автомобилей Aurus. От советских моделей ЗИС и ЗИЛ до мотоциклов Почётного Эскорта». Также здесь хранятся уникальные объекты и архивные материалы, посвящённые истории органов государственной охраны России.

-7

Сергей Девятов, историк, Советник директора ФСО России, эксперт по автомобилям ГОН

-8
-9

Предтечей Гаража особого назначения стал Собственный Его Императорского Величества гараж в Петербурге. Автомобильная часть при дворе Николая II к 1917 году насчитывала 46 автомобилей, в частности, юному царевичу Алексею был подарен «Пежо», а сам император предпочитал «Делоне Бельвиль».

-10
-11

После Октябрьской революции автопарк достался большевикам и пассажирские места в автомобилях заняли Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лев Троцкий и другие члены правительства. Времена были неспокойные, однажды ленинский автомобиль был угнан прямо из-под стен Смольного, в другой раз обстрелян, а уже после переезда правительства в Москву бандиты реквизировали транспорт и вождь революции отправился дальше пешком. Роковые выстрелы на заводе Михельсона прозвучали, когда Ленин садился в автомобиль. В целях обеспечения безопасности лидеров советского государства решением Совета народных комиссаров от 5 января 1921 года был создан Гараж особого назначения.

-12

В 1930-е годы ГОН располагал иномарками «Форд», «Паккард», но уже в конце 1940-х годов на Заводе имени Сталина был построен первый отечественный бронированный лимузин. Иосиф Сталин панически боялся покушения, не использовал одну и ту же машину два дня подряд, менял маршруты следования. В гараже никто заранее не знал, на какой машине поедет вождь.

-13
-14
-15
-16

Никита Хрущёв в протокольных выездах демонстрировал иностранцам достижения советского автопрома, которые, впрочем, напоминали американские машины. Во времена хрущёвской «оттепели» зарубежных гостей встречали торжественно, на улицах выстраивались горожане, машущие вслед кортежу флажками. После 1961 года появилась новая традиция – встреча космонавтов после возвращения их с орбиты.

-17

Леонид Брежнев обладал большой коллекцией автомобилей, некоторые из них были сделаны на заказ специально для советского лидера и подарены ему в знак дружбы. Среди таких иностранных подарков были Мерседесы, Мазерати, Линкольн, Кадиллак, Ниссан, Роллс-Ройс. Для брежневских поездок на охоту конструкторы Горьковского автозавода изготовили полноприводную «Волгу» ГАЗ 24-95 повышенной проходимости.

-18
-19

С 1956 года торжественные выезды стали сопровождаться почётным эскортом мотоциклистов, иногда мотоциклы были с колясками.

-20

В музейной коллекции представлены и современные автомобили скрытого бронирования, автомобили сопровождения и охраны.

-21
-22

Правительственный автомобиль AURUS Senat Lemousine - один из центральных экспонатов выставки, это новый отечественный бренд, разработанный специалистами НАМИ.

-23

Кроме того, в павильоне есть технический лекторий, интерактивные экспонаты, динамические автотренажеры, кинотеатр в микроавтобусе «Юность» и автоагрегаты в разрезе.

-24
-25
-26
-27
-28
-29

В 2022 году в центральной части павильона обустроен зал для тематических выставок, таких как «Первые в борьбе с огнём», «Борьба за скорость» и «Железнодорожная модель».

-30

Посетители выставки «Первые в борьбе с огнём» могли ознакомиться с историей пожарной охраны России и современной техникой огнеборцев - пожарными автомобилями, средствами пожаротушения, огнетушителями, гидравлическими инструментами. Реанимационная автомастерская «Камышмаш» представила коллекционные американские пожарные машины: American LaFrance 1925 года, REO Fire Engine 1929 года, Seagrave 1927 года и английскую Dennis G-Туре 1929 года.

-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43

Экспозиция «Борьба за скорость» представила свыше 500 артефактов, связанных с историей советского автомобильного спорта. Главными героями стали подлинные гоночные болиды, некоторые из которых считались безвозвратно утраченными, но чудеса случаются - машины были найдены и бережно отреставрированы специалистами Мастерской Евгения Шаманского. Среди этих редчайших экспонатов «Победа-Спорт» и «Эстония», ЗИЛ-112С и «Тарту», «Харьков» и «Киев-Спорт».

-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53

На выставке «Железнодорожная модель» собрались люди, имеющие отношение к железнодорожному транспорту и моделированию, энтузиасты истории железных дорог России, участники детских кружков и студий, коллекционеры. Здесь был собран гигантский железнодорожный макет, на стендах представлены коллекции художественных работ «Историческая железнодорожная открытка» и «Красота русского паровоза», модели-копии локомотивов в основных железнодорожных масштабах 1:87, 1:120, 1:160, авторские модели железнодорожной техники, коллекция рельсов, дрезина «Пионерка», подборка редких железнодорожных артефактов.

-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68

Бонус. Лимузин Aurus на первой публичной презентации на Московском международном автосалоне-2018 и на параде на Красной площади.

-69
-70

Специальную подготовку водители проходят на подмосковном автодроме АМК ФСО РФ в Старой Купавне, который построен по проекту Германа Тильке, автора многих трасс «Формулы-1». Здесь предусмотрены ванна аквапланирования, участок скользкого покрытия, плита динамического заноса и другие сюрпризы на дороге.

-71
-72
-73

Продолжение следует...

Фотографии:
Евгений Чесноков

-74

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

#городнапамять #москва #история #архитектура #всхв #вднх #гаражособогоназначения #музей #автомобили #выставка