29 декабря 2022 года/
В канун новогоднего праздника дети, ещё верящие в Деда Мороза, пребывают в ожидании волшебного сюрприза, который сделает им родной папа, переодетый до неузнаваемости в красный халат и длинную седую бороду на резинке. И вот заветный час настал, дедушка Мороз уже припрятал что-то под сверкающей огоньками ёлкой... Что могли подарить родители советскому мальчику в 1970 году? Плюшевого мишку, набор пластилина, кубики? Нет, новый автомобиль «Москвич»!
Автор проекта «Город на память» когда-то оказался счастливым автовладельцем педального «Москвича» 1 серии, который выпускался с 1960-го по 1973 год Московским заводом малолитражных автомобилей (Автозаводом имени Ленинского комсомола). Несмотря на шильдик «Москвич» и некоторое отдалённое сходство с взрослым «Москвичом-403», завод производил не свою оригинальную разработку, а точную копию итальянской игрушки фирмы «Giordani», прототипом которой стал американский кабриолет «Studebaker Champion» 1950 года.
Машинка была продвинутая - в фарах устанавливались питающиеся от батарейки лампочки, клаксон звуковым сигналом предупреждал пешеходов о движении автотранспорта (кстати, «Москвич» мог разогнаться до 8 километров в час), номерной знак на заднем бампере содержал информацию об изготовителе и год выпуска (например, 19-68 МЗМА или 19-70 АЗЛК), для регулировки сиденья в раме были предусмотрены отверстия под болты, сзади монтировались красные велосипедные фонарики, а шильдик «Москвич» позаимствован с настоящего автомобиля. Цветовая гамма могла быть разной, лично мне достался «Москвич» бежевого цвета.
Детские автомобили пользовались постоянным спросом и для их производства МЗМА открыл конвейерную линию производительностью 200 000 педальных «Москвичей» ежегодно. В магазинах машинки продавались по 35 рублей при средней ежемесячной зарплате 1970 года в 120 рублей. Семейный бюджет вполне мог напрячься и потянуть такой подарок, но уже после покупки внезапно возникала проблема хранения автомобиля в квартире. А ещё педальный «Москвич» весил непосильные мелкому ребёнку 13 килограммов и взрослым приходилось тягать его по лестницам на улицу и обратно. Родители, вероятно, вздохнули с облегчением, когда дитё переросло свой автомобильчик и они избавились от громоздкой игрушки. В детских садах, санаториях и пионерских лагерях педальные машинки доставляли меньше хлопот и использовались интенсивнее, а в городских парках ещё и приносили прибыль.
В наши дни вспомнить советское детство можно в Коптево, где работает Музей автомобильных историй. Это небольшое, но атмосферное пространство создано президентом Группы компаний Favorit Motors Владимиром Поповым, который сделал девизом музея строки из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Возле раритетных экспонатов выставки «Педальные автомобили советского производства» взрослых одолевает приступ ностальгии, а дети от трёх до семи лет устраивают покатушки на педальных машинках. Адрес: Коптевская улица, 71.
В коллекции и ретроавтомобили представлены, но нас в первую очередь интересует малышковый автотранспорт.
Педальный конь (1950-1990 годы, Московский машиностроительный завод «Знамя труда», Омский авиационный завод «Полёт») - предшественник педальных автомобилей, имитирующий езду на беговой качалке. Система рычагов приводила в движение ноги лошади, создавая впечатление настоящей скачки, а звуковое устройство подражало лошадиному ржанию.
Педальный мини-мотороллер «Крошка» (1960-е годы, Машиностроительный завод имени Калинина, Екатеринбург). В его конструкции использован не возвратно-поступательный механизм, как в педальных автомобилях, а цепной привод, что делало шустрее разгон.
Педальный самолёт (1930-е годы, авторская работа)
Педальный автомобиль ГАЗ-А (1930-е годы, Горьковский автомобильный завод) часто можно встретить на фотоснимках в советской прессе, вероятно, их изготовили немало. На них даже соревнования проводили, а однажды колонна таких машинок участвовала в первомайском параде на Красной площади.
Педальный автомобиль «Ракета» (с 1957 года) выпускался поначалу под названием «Стрела», а после полёта Гагарина превратился в «Ракету».
Педальный автомобиль «Урал» (1957-1964 годы, Челябинский кузнечно-прессовый завод) внешне напоминает что-то среднее между лимузином ЗиС-110 и «Победой», а от своих собратьев отличается серьёзным весом в 23 килограмма.
Педальный автомобиль «Малыш» (1964-1977 годы, Челябинский кузнечно-прессовый завод) располагает багажником за откидывающимся сиденьем.
Педальный автомобиль «Нева» (1970 год, ЛАЗ, Ленинград) отличается открывающимся капотом, под которым размещался макет четырёхцилиндрового двигателя.
Педальный автомобиль «Радуга» (1977-1992 годы, Челябинский кузнечно-прессовый завод) радовал не только советских детишек, но и продавался на экспорт за рубеж.
Педальный автомобиль «Москвич» 2 серии (1973-1981 годы, АЗЛК) - это уже не итальянская копия «Giordani», а отечественная разработка, имитирующая «Москвич-408» или «Москвич-412».
Педальный автомобиль «Москвич» 3 серии (1981-1994 годы, АЗЛК)
Педальный автомобиль «Муравей» (1990-1994 годы, АЗЛК) - что-то вроде внедорожника, к которому сзади крепились лопатка и декоративная канистра.
Педальный автомобиль «Орь» (1980-1990 годы, Орск) если и с чем-то можно сравнить, то, наверное, с внедорожником ЛуАЗ-969 Луцкого автозавода.
Педальный автомобиль «Львовянка» (1980-1993 годы, Львовский завод автопогрузчиков) производился в нескольких модификациях - со спецсигналом на капоте или без него, с круглыми или квадратными фарами.
Педальный трактор «Орлёнок» (1980-1990 год, Омский авиационный завод «Полёт»)
Двухместный педальный автомобиль на основе «Москвича» 3 серии (современная авторская работа)
Современные детские автомобили оснащены электродвигателем.
В музее проходят концерты, кинопоказы, мастер-классы и другие мероприятия.
Основанная в 1994 году компания Favorit Motors сейчас стала одним из крупнейших автомобильных холдингов в России и располагает в Москве несколькими площадками. Территория Favorit Motors в Коптево (в советское время здесь находилось автотранспортное предприятие) примечательна не только Музеем автомобильных историй, но и разнообразными арт-объектами - макетом Эйфелевой башни, фигурками акробатов, граффити на автомобильную тематику.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #педальнаямашина #москвич #игрушка #музей