Первая часть статьи:
Бой за боем.
В начале октября 1944 года за 55 успешных боевых вылетов Ивана Драченко наградили третьим орденом Славы.
В середине месяца штурмовикам приказали уничтожить штаб танкового корпуса гитлеровцев, защищенный сильной противовоздушной обороной. «Режиссер операции» доверил Драченко главную роль. На подлете к цели ему предстояло «загореться и падать». Прорвавшись к штабу, Иван активировал дымовую шашку и сорвался в штопор. Зенитчики выпустили «приземленного» русского из прицела. Выбрав момент, он выровнял машину и ударил эрэсами (реактивными снарядами) и пушками по комплексу зданий. От штаба осталась груда дымящихся развалин.
В конце октября 1944 года 140-му гвардейскому штурмовому авиационному полку был дан приказ атаковать вражеский аэродром. Вечером командир полка им говорил: «Ну, братцы, слава нам. Кого не досчитаемся, за вас выпьем». Вылетели тремя шестерками. Стоял ясный солнечный день. Командир повел своих «соколов» каким то чудным маршрутом: не на аэродром, а куда-то в сторону от него. Потом он махнул крылом, что, мол, поворачиваем. И вот комполка со стороны солнца выводит всех на эту авиабазу немцев. «Илы» подходят, а там еще ремонтные работы ведутся. Немцы не ждали налета. Благодаря филигранному расчету командира в общей сложности разбили там около 40 машин растерявшегося противника. Драченко шел со снижением, точно бросал бомбы – они были со взрывателями замедленного действия, – и вдруг прямо по курсу взлетает «Фокке-Вульф». У немца скорости еще нет, а у Ивана скорость за 350. Он нажал РСы – они брызнули, «Фокке-Вульф» скапотировал и загорелся!
29 июля 1944 года Драченко представили к присвоению звания Героя Советского Союза. К этому времени он совершил уже 100 боевых вылетов, уничтожил 11 танков и бронемашин, а также 55 автомашин с грузами и живой силой противника. В наградном листе подчёркивались высокий профессионализм Драченко как аэроразведчика и его вклад в освобождение ряда советских городов.
26 октября 1944 года Ивану Драченко было официально присвоено звание Героя Советского Союза. Так он стал единственным в истории СССР лётчиком — полным кавалером ордена Славы и Героем Советского Союза одновременно.
Тайна открывается.
Долгое время никто в полку, кроме нескольких посвященных, даже не догадывался об инвалидности Ивана Драченко. Но однажды, за несколько месяцев до Победы, он сам себя «расшифровал». Находясь в помещении, где были и другие летчики, стал вытирать лицо платком и случайно зацепил тканью за протез. В результате повернул его «навыворот». Сам Иван ничего не заметил, но товарищи шарахнулись от него: вместо нормального глаза вдруг образовалось громадное бельмо. Пришлось объясняться. Информация дошла до начальства.
Вот как описывал дальнейшее сам Иван Григорьевич:
«Об этом узнал командир полка майор Нестеренко. «Это что, давно у тебя?» — «Как в полк прибыл…» — «И летал?» — «Летал» — «И никто не знал?» Тут поднялся Николай Кирток: «Почему никто? Я знал…».
Информация о столь неординарном случае пошла еще выше — доложили командиру авиационного корпуса. Генерал Василий Рязанов приказал: «Завтра Драченко в полет не выпускайте. Утром решим…».
По распоряжению генерала на полевом аэродроме полка собрали на следующий день целую комиссию: опытные летчики, медики… Прилетел и сам Рязанов. Драченко предложили продемонстрировать свое умение пилотировать тяжелый штурмовик. Иван поднялся на своем Иле в воздух и выполнил над аэродромом несколько сложных маневров: виражи, боевые развороты, горки… Завершил это показательное выступление четким приземлением.
«Ну и какие будут мнения, замечания?» — спросил генерал Рязанов у членов комиссии.
Присутствующий военврач заявил категорично: «Твердо заверяю: нельзя ему летать с таким дефектом!».
На это командир корпуса возразил: «А как же он до этого летал? На разведку ходил, группы водил…» Потом обнял подошедшего с рапортом Ивана: «Какие тут могут быть замечания?! Да если бы у меня все так летали!..».
Отныне Драченко мог уже не таиться. Одноглазый пилот воевал на штурмовике совершенно легально. До конца войны он успел выполнить еще не одно задание командования. В общей сложности на счету этого уникального летчика-героя 157 боевых вылетов. Его Ил-2 при штурмовке уничтожил и повредил 76 танков и бронетранспортеров, 9 самолетов на аэродромах, более десятка железнодорожных эшелонов и составов с боеприпасами, много машин. Кроме того, разрушил 18 ДОТов, 4 моста. В воздушных боях сбил 5 самолетов.
За подвиги, совершённые в ходе Висло-Одерской и Берлинской операций, Драченко был награждён орденом Красного Знамени. Оказавшись в столице разгромленного Третьего рейха, лётчик лично расписался на стенах Рейхстага.
«У Драченко выдающиеся результаты. Он летал на маломанёвренном Ил-2. Сбить на нём пять самолётов противника — это само по себе крайне примечательно», — выразил свое мнение историк авиации Николай Бодрихин.
После победы над Германией Иван получил отпуск, чтобы навестить родных. Его отец погиб на Ленинградском фронте, сестра проработала всю войну в госпитале в Выборге, а мать с младшим братом попали в Освенцим, а оттуда — на принудительную работу в частное хозяйство в рейхе. Владелец хозяйства заставлял мать Ивана работать с утра до ночи и кормил вместе с домашними животными. Лётчик захотел встретиться с ним. Возвращаясь к месту службы, Иван попросил в местной комендатуре переводчика и заехал в хозяйство, где находилась в рабстве его мать. Узнав, кто перед ними, хозяин с женой опустились на колени.
«Оба в один голос запричитали, проклиная, конечно, Гитлера. Говорили: работать людей заставляли от зари до зари, но не били. От побоев они могут заболеть и плохо будут работать... Я долго разглядывал хозяина, стараясь понять, откуда в Германии Маркса, Шиллера, Гёте, Гутенберга взялись миллионы таких вот шульцев?» — писал Драченко в своих воспоминаниях.
Мирная жизнь.
Драченко поступил в военно-воздушную академию, но во время учёбы от напряжения стал воспаляться здоровый глаз. Героя вылечили, однако вердикт медиков на этот раз был однозначен: о дальнейшей военной службе придётся забыть. В дальнейшем Иван Григорьевич окончил юридический факультет Киевского государственного университета и сделал успешную гражданскую карьеру: работал директором вечерней школы рабочей молодёжи, заместителем директора дворца культуры «Украина», заместителем председателя Совета по изучению производительных сил УССР.
Однажды на встрече ветеранов – летчиков, знаменитый ас, маршал авиации, Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин задал Драченко вопрос:
- Послушай, Иван, и как ты не боялся на этом «горбатом» с одним глазом воевать? Я, например, с двумя глазами, но и то в этой карусели в небе иногда думал, что мне скоро каюк будет.
- А я перед боевым вылетом никогда не брился, не фотографировался, и всё время летал в одной гимнастерке. Она вся в дырках была, почти полуистлела, но я её не снимал. Счастливая примета.
- Тогда всё понятно – улыбнувшись, сказал маршал – ты небесный Остап Бендер, жалко, что Чкалов с тобой вместе не летал, были бы как два сапога пара.
Конечно, они шутили. Летчиком асом надо родиться. Такой талант, как и у художников, редко встречается в жизни.
Свободное время герой войны посвящал написанию мемуаров.
Ушел из жизни Иван Драченко 15 ноября 1994 года.
Подвиги летчика Драченко не забыты.
22 февраля 2021 года в городе Тамбове Российской Федерации на Аллее Героев, в городском Парке Победы, был торжественно открыт памятник-бюст уроженцу Украинской ССР, Герою Советского Союза и полному кавалеру ордена Славы летчику-штурмовику Ивану Григорьевичу Драченко.
А на одном из торцов памятника-бюста начертаны строки из знаменитого стихотворения летчика-фронтовика Николая Филатова, как гимн всем воздушным бойцам Великой Отечественной войны:
Нет, мы окопов не копали
И по-пластунски не ползли,
А мы в войну с тобой летали,
Ведь мы — рабочие войны.
Нелегкий путь на долю выпал
Нам на дороге фронтовой
В смертельный бой с врагом вступали
Мы между небом и землей.