Найти в Дзене
Doctor History

Одноглазый командир «летающего танка». Уникальный лётчик-герой Великой Отечественной войны. Часть первая.

Во время Великой Отечественной войны 5 советских лётчиков-героев воевали без обеих ног: Алексей Маресьев, Георгий Кузьмин, Леонид Белоусов, Иван Киселев и Захар Сорокин. Множество боевых лётчиков возвращались в строй после очень тяжелых ранений. Но даже среди этих легендарных личностей встречались ещё более уникальные по своей самоотверженности и мужеству люди. Рассказ пойдёт об одном из них - летчике-штурмовике, Герое Советского Союза и полном кавалере ордена Славы - Иване Григорьевиче Драченко. Орден Славы — военный орден СССР, учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943-го «Об учреждении ордена Славы I, II и III степени». Орденом награждались военнослужащие рядового состава, сержанты и старшины Красной Армии, а в авиации — и лица, имеющие звание младшего лейтенанта. Вручался только за личные заслуги. Герой нашей статьи был награжден орденом Славы всех трех степеней еще не получив звание лейтенанта. Иван Драченко родился 15 ноября 1922 года в селе Великая Севас
Оглавление

Во время Великой Отечественной войны 5 советских лётчиков-героев воевали без обеих ног: Алексей Маресьев, Георгий Кузьмин, Леонид Белоусов, Иван Киселев и Захар Сорокин. Множество боевых лётчиков возвращались в строй после очень тяжелых ранений. Но даже среди этих легендарных личностей встречались ещё более уникальные по своей самоотверженности и мужеству люди. Рассказ пойдёт об одном из них - летчике-штурмовике, Герое Советского Союза и полном кавалере ордена Славы - Иване Григорьевиче Драченко.

Необходимое предисловие.

Орден Славы — военный орден СССР, учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943-го «Об учреждении ордена Славы I, II и III степени». Орденом награждались военнослужащие рядового состава, сержанты и старшины Красной Армии, а в авиации — и лица, имеющие звание младшего лейтенанта. Вручался только за личные заслуги. Герой нашей статьи был награжден орденом Славы всех трех степеней еще не получив звание лейтенанта.

Орден Славы 1-й, 2-й и 3-й степеней слева направо.
Орден Славы 1-й, 2-й и 3-й степеней слева направо.

Первые шаги к небу.

Иван Драченко родился 15 ноября 1922 года в селе Великая Севастьяновка Черкасской области УССР в крестьянской семье. В 1930-е годы он вместе с родителями переехал в Ленинградскую область. Его отец устроился работать сторожем в военный лагерь.

Детство Ивана проходило в воинской части. Он помогал красноармейцам чинить военную технику. Мальчик стрелял, бегал и плавал вместе с солдатами. Подростком Иван научился водить танк БТ-7 и грузовик.

Танк БТ-7. Немцы иногда его называли «Микки-Маус» из-за люков на крыше, когда они были открыты. Фото из открытых источников.
Танк БТ-7. Немцы иногда его называли «Микки-Маус» из-за люков на крыше, когда они были открыты. Фото из открытых источников.

Однако, посмотрев фильм «Истребители», Ваня загорелся желанием стать лётчиком.

В 1940 году, учась в последнем классе, он записался в Ленинградский аэроклуб. Там Иван впервые сам поднял самолёт в воздух. Молодым энтузиастом заинтересовались приехавшие в клуб так называемые "купцы" — представители Тамбовской военной авиационной школы пилотов. Иван хотел стать летчиком-истребителем, но его уговорили учиться на штурмовика. В результате он познает управление «летающим танком», как летчики прозвали самолеты-штурмовики.

Вскоре после того, как Драченко поступил в авиашколу, началась война. Подготовка пилотов была перенесена в Среднюю Азию. В апреле 1943 года Иван получил звание младшего лейтенанта и своё первое назначение. Хотя молодой офицер рвался на фронт, его отправили лётчиком в запасной авиаполк. Иван служил при испытательном полигоне: перегонял самолёты на прифронтовые аэродромы. Несколько его рапортов о переводе в действующую армию было отклонено, однако во время очередной командировки его оставили на фронте. Произошло это в преддверии Битвы на Курской дуге.

Иван Григорьевич Драченко. Фото из открытых источников.
Иван Григорьевич Драченко. Фото из открытых источников.

Штурмовики.

Как мы знаем, штурмовая авиация сыграла наиважнейшую роль в Великой Отечественной войне. Но далось это очень огромной ценой. Нельзя, конечно, сказать, что пилоты штурмовиков были смертниками, как порой пишут некоторые странные авторы. Однако полёты на Ил-2 были делом крайне опасным. Машина была тихоходная, тяжёлая и неповоротливая, что делало её лёгкой добычей для любых средств ПВО. Самолёт, конечно, нёс немалую броню, но авиационная бронезащита — это не то же, что танковая, да и любую броню можно пробить. Первые годы Ил-2 использовался в одноместном варианте, что позволяло вражеским истребителям безнаказанно атаковать его сзади. Когда же сзади посадили стрелка, то ему досталось место вне броневой коробки. То есть, шансы выжить у него были намного меньше, чем у пилота.

Ил-2 во время атаки. Изображение из открытых источников.
Ил-2 во время атаки. Изображение из открытых источников.

По официальным данным Красной армии до 1941 года на фронт было отправлено 1,5 тыс. самолетов Ил-2, из которых было потеряно в первый год войны 1,1 тыс., но большинство потерь не были связаны с боевыми заданиями. Много боевых единиц было потеряно из-за неудачных манёвров на низких высотах или из-за неудовлетворительных погодных условий. За всё время Великой Отечественной войны наша армия потеряла более 23 тысяч самолётов-штурмовиков и свыше 7,8 тысяч лётчиков, пилотировавших такие самолёты! Следует отметить тот факт, что 12 тысяч самолётов было потеряно не в боевых условиях. Что касается выживаемости, то надо сказать, что среди всех видов боевых самолётов штурмовики погибали чаще всех, несмотря на то, что они имели, как уже говорилось выше, броню и мощное вооружение в виде 400-600 кг бомбовой нагрузки (различные виды бомб, в том числе противотанковые), авиационные пушки ШВАК или ВЯ-23 калибром от 23 до 37 мм, пулемёты ШКАС калибром 7,62 мм и 8 «эрэсов» - реактивных снарядов, которые монтировались под крыльями.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Причиной больших потерь Ил-ов была тактика ведения боя, поскольку они летали на низкой высоте и притягивали к себе весь огонь зенитной артиллерии врага. Ил-2 работал на высотах до 1 км, а основную боевую деятельность он проводил на высоте в 20-50 метров, так что сам полёт на штурмовке уже был подвигом. И это подтверждает сама система присвоения наград пилотам штурмовой авиации.

Приказом Наркома Обороны от 19.08.41 г. летчики штурмовой авиации представлялись к боевой награде и получали денежную премию в размере 1000 рублей за 10 успешных боевых вылетов днём или 5 вылетов ночью по разрушению и уничтожению объектов противника. За последующие 10 боевых вылетов лётчик-штурмовик мог быть представлен ко второй правительственной награде и к денежной премии в размере 2000 рублей. К представлению на звание Героя Советского Союза пилот Ил-2 имел право после 30 успешных боевых заданий днем или 20 боевых заданий ночью. Так-то!

Даже в 1943 году средняя продолжительность жизни наших летчиков-штурмовиков не превышала двадцати боевых вылетов. Над Огненной Дугой штурмовые авиаполки сгорали за считанные дни.

Часто "горбатые" ( еще одно фронтовое прозвище «Ил-ов») возвращались с задания "на честном слове и на одном крыле", привозя десятки пробоин. Во время атаки под сосредоточенным зенитным огнём снопы искр от срекошечивших о броню пуль летели как с наждачного точила.

Бои над Курской Дугой.

В реальности воздушная война оказалась не совсем такой, как Драченко представлял себе.

«Нам, молодым, стало особенно ясно, что далеко не всему научились в училище, что надо ещё очень многое узнать — и делать это придётся в напряжённой боевой обстановке. По сути, мы ни черта не умели и многие из-за этого не возвращались уже с первого вылета. За ошибки здесь платили жизнью товарищей и своей собственной», — отмечал лётчик много лет спустя в воспоминаниях.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Ивану помогло то, что он летал до прибытия на фронт дольше других, вчерашних выпускников училищ, на Ил-2 и сумел лучше узнать особенности машины.

Старший лётчик 140-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии младший лейтенант Иван Драченко на Курской дуге совершил 21 боевой вылет, уничтожил три танка, 20 автомобилей с боеприпасами и живой силой противника, 4 зенитки, склад боеприпасов и был награждён орденом Красной Звезды.

Его сбили 14 августа 1943 года в районе Харькова. Три шестёрки Ил-ов получили боевую задачу нанести удар по танковой колонне. На подходе к железнодорожной станции Мерефа штурмовики попали под шквальный огонь зениток, а из-за облаков их атаковали десятка два немецких истребителей Ме-109.

Атакуют штурмовики Ил-2. Фото из открытых источников.
Атакуют штурмовики Ил-2. Фото из открытых источников.

В тот злополучный, чёрный для штурмовиков 140-го штурмового авиационного полка (сокращенно - "шап") день, наши лётчики понесли серьёзные потери. Был сбит и Драченко. Вот как об этом он сам впоследствии напишет:

"Взрыв потряс машину. Бросил взгляд на приборную доску, а по ней будто молотком кто прошёлся. Штурмовик с каждой секундой «тяжелел», и управлять им становилось все труднее. Высота неумолимо падала. Уже отчетливо вырисовывались подковообразные позиции зенитных установок, пулеметные гнезда, ряды окопов, оплетенных сетью проволочных заграждений. У дороги сновали немцы. Надо тянуть подальше от них, ближе к оврагу. И вдруг раздался оглушительный треск, было такое ощущение, словно машина врезалась в какую-то невидимую стену. Неимоверная сила оторвала меня от сиденья, казалось, я куда-то проваливался, как в бездонный колодец. И не было конца этому падению… Когда вернулось сознание, словно в тумане увидел серо-зелёные фигуры, услышал чужой говор. Плен… Эта мысль поразила, связала руки, сковала волю".

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Плен.

В лагере для военнопленных раненому лётчику советский врач сделал сложную операцию, но правый глаз спасти не удалось.

Драченко пытались склонить к предательству — передаче информации о советских лётных подразделениях и переходу на службу гитлеровской Германии. По воспоминаниям Ивана, нацисты подчёркивая украинское происхождение лётчика, увеличили ему порцию хлеба, предлагали высокое жалование. Но он упорно отказывался от сотрудничества с врагом. Тогда пленного лётчика стали жестоко избивать. Не добившись от него ничего и таким способом, гитлеровцы отправили Ивана в лагерь для военнопленных в Кременчуге, узники которого массово умирали.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В дороге нескольким узникам удалось сбежать. Драченко и еще один его товарищ по несчастью, сговорившись, неожиданно напали на немца-конвоира, сидевшего у заднего борта, смогли задушить его. Потом смельчаки спрыгнули на ходу и, не замеченные охраной, скрылись.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Побег удался всего пятерым. Они стали продвигаться на восток, к своим. Местный житель, у которого беглецы попросили помощи, позвал коллаборационистскую полицию, и они едва смогли убежать. Обессилевших бойцов подобрала советская разведка.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Добравшись до позиций Красной армии, Драченко встретил приятеля по училищу, который помог ему вернуться в часть.

Дальше был госпиталь. Потом была проверка офицерами СМЕРШ. Подробности общения Ивана Драченко с чекистами выяснить не удалось, однако результат понятен: подозрения в измене Родине и работе на врага с него были сняты.

Хуже обстояло дело с медициной. Ивана отправили в Институт травматологии и ортопедии в Москву. Врачи изготовили для него качественный протез, идентичный настоящему глазу. При выписке начальник госпиталя, естественно, намеревался оформить Драченко «белый билет»: «Всё, молодой человек, война для вас закончилась!».

Однако Иван с таким вердиктом категорически не согласился. Еще только идя на поправку, он пытался разобраться, как теперь обстоят дела со зрением. В зеркале видел, что внешне ничего не заметно — разницы между действующим глазом и протезом нет, только веко правое чуть больше опущено. Но может ли одноглазый справиться с управлением самолетом? Ведь там очень важно объемное зрение.

Стал понемногу тренировать глазомер, учиться ориентироваться в пространстве при помощи одного «объектива», тем более что здоровый глаз сохранил прежнюю стопроцентную остроту зрения… В итоге вроде бы добился успеха. Поэтому, оказавшись в кабинете главврача, Иван предпринял «психологическую обработку». «Я же здоров, вижу окружающие предметы во всех ракурсах! Готов служить в наземных подразделениях авиачасти — механиком, техником по вооружению... Прошу вас написать в сопроводительной справке просто, что младший лейтенант Драченко направляется в часть для прохождения дальнейшей службы»... Уговорил!

Так в марте 1944 года Иван Драченко вернулся в свой 140-й Гвардейский штурмовой авиационный полк.

Тайна для своих.

В части Драченко решительно приступил к «партизанщине»: начал осваивать полёты с одним глазом. Конечно же, он никому не сказал о своей инвалидности, за исключением нескольких самых надёжных товарищей.

Иван Драченко ( в центре) со своими боевыми товарищами.
Иван Драченко ( в центре) со своими боевыми товарищами.

Одним из них был Николай Кирток.

Из воспоминаний однополчанина и друга Драченко, Героя Советского Союза Николая Наумовича Киртока:

"Когда Иван вернулся в полк после госпиталя, он в первой же беседе открыл мне свою тайну. Я сначала не поверил, но когда увидел протез, то спросил: «Как же ты будешь летать?» И тогда он рассказал о том, что пережил и передумал в плену. Иван обратился ко мне с просьбой взять к себе ведомым: «Николай, я обязательно должен воевать. У меня огромный счёт к врагу. И не только за погибшего отца или своё увечье. Мне за тех, кто в лагере не выжил, и убежать не смог, отомстить надо. Ты просто не представляешь, что эти сволочи там делают с людьми. Ты просто не представляешь!»

И Кирток пообещал хранить тайну друга и всячески помогать ему.

Герой Советского Союза Николай Наумович Кирток.
Герой Советского Союза Николай Наумович Кирток.

Продолжим рассказ Николая Киртока:

"И я сделал всё, чтобы восстановить его потерянные навыки. Работали напряженно, и я реально видел, что с каждым днем машина становится ему все послушней. Была у нас на первых порах такая, например, тактика, далеко не всем понятная. Когда Драченко садился, я выходил к посадочному «Т» и дирижировал его посадкой. Одни недоумевали, другие понимающе сочувствовали: человек, мол, только из госпиталя, подзабыл технику пилотирования.

С Иваном мы устраивали жестокие «бои». Польза здесь налицо: мгновенное действие, реакция не раз помогали нам в критические минуты реального боя. Позже мы с Иваном отработали такой сложный маневр, как «ножницы». Суть его заключалась вот в чем: пара штурмовиков, идущая чуть уступом по отношению друг к другу — ведущий немного выше ведомого, начинали меняться местами. Скажем, если ведомый идет справа сзади, то он переходил низом влево, а ведущий сверху вниз направо. Потом снова, но уже в обратном порядке. А поскольку маневр осуществлялся с креном, оба штурмовика все время видели хвосты друг друга и надежно прикрывали их. И все это на малой высоте".

Маневр воздушного боя  «Ножницы». Фото из открытых источников.
Маневр воздушного боя «Ножницы». Фото из открытых источников.

Первая «Слава».

Иван Драченко не просто восстановился как лётчик-штурмовик, но и воевал мастерски, мужественно. Сдружился настолько со своим воздушным стрелком-радистом Аркадием Кирильцом, что вскоре понимали друг друга с полуслова. Их экипаж стал лучшим в полку, а на предмет воздушной разведки им не было равных во всей 5-й Воздушной армии. Именно за успешно выполненную разведку в районе города Яссы и был Иван Драченко награждён орденом Славы 3-й степени.

6 апреля 1944 года во время разведывательного полета Ивана Григорьевича атаковали пять истребителей «Фокке-Вульф»-190. На изрешечённом в хлам самолёте он чудом дотянул до аэродрома.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

26 июня 1944 года командование поставило задачу двум «Ил-2» собрать информацию об обороне гитлеровцев. Стоит отметить, что к 1944 году немцы превратили десятки молдавских населённых пунктов в настоящие укрепрайоны. Первый штурмовик пилотировал Иван Драченко, второй - Константин Круглов.

Каждый из разведчиков сфотографировал оборону немцев на отрезке Яссы-Хуши-Роман.

Взяв курс на румынский городок Тыргу-Фрумос, летчики вскоре встретились с истребителями Люфтваффе. Завязался бой 12 против 2. Бойцы сбили два «Мессера», но и «Ил» Круглова задымил. К линии фронта советские пилоты уходили на бреющем полёте над рекой. Немцы болтались на хвосте. Советских лётчиков спасла церквушка в селе Егоровка. Иван «прижался» к ней вплотную и стал закладывать вокруг маленькой колокольни крутые виражи. Константин еле-еле поспевал за ним, а немцы в буквальном смысле ошалели от этих «гонок». Плюнув на чудачества «чокнутых» русских, «Мессеры» ушли на аэродром. Техники насчитали в каждом из «Ил-ов» десятки пробоин, но данные авиаразведки ушли в штаб фронта и Москву.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

А вскоре, в том же июне 1944 года, на груди гвардии младшего лейтенанта Ивана Драченко засверкал позолотой и орден Славы 2-й степени. Расскажем об этом подвиге Драченко посредством наградного листа: «Отбив атаку истребителей, Драченко обнаружил железнодорожный эшелон, который и атаковал. В результате атаки эшелон был подожжён». За это подвиг героя наградили орденом Славы 2-й степени.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

И только он сам да его друг Николай Кирток знали, как трудно было Ивану воевать с одним глазом. В боевых вылетах он часто вынужден был открывать "фонарь" - так он лучше видел.

Конец первой части.

Ссылка на вторую часть: