Найти в Дзене

Про головную боль и усталость

Вчера моя внутренняя Гильдия Теней объявила День Отключенного Света, застав меня врасплох с полной записью в рабочем календаре и набитыми карманами личных планов. Мой Внутренний Демон (как главный надсмотрщик психики) с утра завел свой нудный монолог: «Ага, моя неугомонная, значит, ты все еще пытаешься вместить в сутки 48 часов, заставляя свою нервную систему работать как вечный двигатель? Отлично. Серый туман усталости и перегрузка сенсоров тебе нипочем, говоришь? Великолепно. И заплетающийся к вечеру язык не распознается как сигнал тревоги? Замечательно. Что ж, пора достать из колоды козырного туза…». Тадаам…Приветствуем Головную Боль! И там, где минуту назад царил порядок геометрических фигур логики, вдруг заплясали острые, ломаные осколки смысла, щебет птиц превратился в пронзительный визг, разрезающий мозг, окно планов треснуло и сильно захотелось спрятаться от самой себя, присоединившись к абсолютной тишине. Напряжение, которое тело выражает через голову, - это театр наших внутре

Вчера моя внутренняя Гильдия Теней объявила День Отключенного Света, застав меня врасплох с полной записью в рабочем календаре и набитыми карманами личных планов.

Мой Внутренний Демон (как главный надсмотрщик психики) с утра завел свой нудный монолог: «Ага, моя неугомонная, значит, ты все еще пытаешься вместить в сутки 48 часов, заставляя свою нервную систему работать как вечный двигатель? Отлично. Серый туман усталости и перегрузка сенсоров тебе нипочем, говоришь? Великолепно. И заплетающийся к вечеру язык не распознается как сигнал тревоги? Замечательно. Что ж, пора достать из колоды козырного туза…». Тадаам…Приветствуем Головную Боль! И там, где минуту назад царил порядок геометрических фигур логики, вдруг заплясали острые, ломаные осколки смысла, щебет птиц превратился в пронзительный визг, разрезающий мозг, окно планов треснуло и сильно захотелось спрятаться от самой себя, присоединившись к абсолютной тишине.

Напряжение, которое тело выражает через голову, - это театр наших внутренних конфликтов, в котором нет остановки для времени, но есть опция принудительной паузы через боль.

Головная боль, как правило, связана с ментальным контролем, избытком интеллектуальной работы и восприятием мира. Она про невозможность удержать все в поле сознания. Бессознательное кричит: «Остановись! Ты видишь и слышишь слишком много того, что не можешь/не успеваешь переварить». И что происходит с тем, кто постоянно перенапрягает свои защитные механизмы? Его «Я» дергает Аварийный Стоп-Кран, чтобы защитить себя от полного перегорания под давлением Сверх-Я (внутреннего критика и должествований).

Часто люди, склонные к трудоголизму или перфекционизму, признают единственный легитимный способ остановиться, не чувствуя при этом вины перед Сверх-Я или обществом, — это заболеть. Симптом выполняет двойную функцию: он наказывает за «слабость» болью, но одновременно спасает, давая официальное разрешение на бездействие. Мы получаем от недомогания первичную выгоду (освобождение от тревоги) и вторичную выгоду (в виде заботы окружающих или отказа от чрезмерных обязательств, например).

Вчера мое тело (мой дорогой друг и верный слуга) решило устроить мятеж, выдернув вилку из розетки, чтобы предотвратить полное «расплавление» системы. А мое Бессознательное подписало «Декрет о Внутреннем Чрезвычайном Положении», решив аннулировать своим росчерком разноцветный мир моих ожиданий и планов. Так бывает, если ты вдруг решаешь, что твое Я — это бронированный автомобиль, способный беспрепятственно лететь по дороге ментального контроля и подавления усталости, твоя ценность равна твоей продуктивности, а отдых — это роскошь, которую нужно еще заслужить…

И что я сделала? Приняла фармацевтическое «заклинание в капсуле» от головной боли, честно пообещав себе, что уж на этих выходных точно позволю себе самый настоящий отдых, и не стану не заворачивать его в марлю неотложных дел и отговорок. Я сама с собой договорилась…

Ольга Караванова

Клинический психолог