Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Квадратная неотложка-путешественница для вермахта родом из Циттау

Рассказ о немецком санитарном автомобиле Phänomen Granit 25 H Kfz.31, который находится на выставке "Моторы Войны" Немецкое автомобилестроение первой половины XX века отличалось большим разнообразием. Это прямым образом повлияло и на то, какие машины поступали сначала в рейхсвер, а затем в вермахт. В полной мере это касалось грузовиков, коих к весне 1939 года имелось более сотни моделей. Нет, немецкая армия не была коллекционером, просто в условиях, когда объемы выпуска большинства немецких предприятий оказывались мизерными, а машин требовалось много, иных вариантов не имелось. Так что на один класс машин приходилось по 5-6 моделей, а то и больше. Машина в ходе съемок фильма "Василий Тёркин". Аналогичная ситуация наблюдалась и в случае с санитарными машинами. Вместо того, чтобы поручить выпускать такую машину какому-то одному заводу, немецкое командование было вынуждено размазывать заказ по 5-6 заводам. При этом унифицированным кузов Kfz.31 являлся весьма относительно. Впрочем, есть о

Рассказ о немецком санитарном автомобиле Phänomen Granit 25 H Kfz.31, который находится на выставке "Моторы Войны"

Немецкое автомобилестроение первой половины XX века отличалось большим разнообразием. Это прямым образом повлияло и на то, какие машины поступали сначала в рейхсвер, а затем в вермахт. В полной мере это касалось грузовиков, коих к весне 1939 года имелось более сотни моделей. Нет, немецкая армия не была коллекционером, просто в условиях, когда объемы выпуска большинства немецких предприятий оказывались мизерными, а машин требовалось много, иных вариантов не имелось. Так что на один класс машин приходилось по 5-6 моделей, а то и больше.

Машина в ходе съемок фильма "Василий Тёркин".
Машина в ходе съемок фильма "Василий Тёркин".

Аналогичная ситуация наблюдалась и в случае с санитарными машинами. Вместо того, чтобы поручить выпускать такую машину какому-то одному заводу, немецкое командование было вынуждено размазывать заказ по 5-6 заводам. При этом унифицированным кузов Kfz.31 являлся весьма относительно. Впрочем, есть одна машина, которая считается кононичной немецкой военной санитаркой. Речь идет о Phänomen Granit 25 H Kfz.31, машине с характерными рубленными формами. Ныне таких санитарных машин известно несколько штук, одна из них находится на выставке "Моторы Войны".

Типовой Phänomen Granit 25 H Kfz.31, с багажником на крыше.
Типовой Phänomen Granit 25 H Kfz.31, с багажником на крыше.

Ныне Phänomen Fahrradwerke Gustav Hiller AG из Циттау является давно позабытой маркой, которую помнят разве что энтузиасты. Хотя история у нее весьма нетривиальная, начиная с того, что выпуск автомобилей тут возрождали минимум один раз. Связано это оказалось с тем, что после окончания Первой мировой войны экономическая ситуация в Германии была крайне плачевной. На этом фоне Рудольф Гиллер, сын основателя марки, был вынужден свернуть выпуск легковых машин.

А это ранняя машина, еще без дверей для водителя.
А это ранняя машина, еще без дверей для водителя.

Ситуация изменилась в 1927 году, когда на должность главного конструктора пришел молодой инженер Альфред Гёсснер. Под его руководством был создан Phänomen 4RL, небольшой развозной грузовичок, в котором использовали 4-цилиндровый мотор воздушного охлаждения. Эта машина сформировала дальнейший облик продукции Phänomen Fahrradwerke Gustav Hiller AG - простые, надежные и весьма живучие грузовики легкого класса, годящиеся и для гражданского, и для военного использования.

"Задело". Решетки на окнах были штатной комплектацией.
"Задело". Решетки на окнах были штатной комплектацией.

В 1931 году на смену Phänomen 4RL пришла модель Phänomen Granit 25. Название Granit подчеркивало то, что машина "крепкая, как камень". Как и предшественник, автомобиль оснащался 4-цилиндровым мотором воздушного охлаждения. При объеме 2,5 литра двигатель выдавал мошность 37 лошадиных сил, вроде бы немного, но машина разгонялась до вполне приличных, для грузовика, 70 км/ч. Грузовик был коммерческим, но его быстро приметили государственные структуры. Например, почтовая служба, так что зачастую машина несла не грузовую платформу, а кузов фургон.

Phänomen Granit 25 H Kfz.31 и Phänomen Granit 1500A.
Phänomen Granit 25 H Kfz.31 и Phänomen Granit 1500A.

Примерно в это же время Phänomen Granit 25 заприметили в рейхсвере. Ее покупали и как грузовик, и как фургон, в том числе стали появляться первые санитарные машины. Пока еще не со стандартным кузовом, как правило, за основу брался обычный фургон. Ситуация изменилась в 1934 году, когда появилась модель Phänomen Granit 25 H. Вот она уже обычно была отнюдь не с грузовой платформой. Машину явно оценили как специализированный санитарный фургон.

Машна на экспозиции "Моторы Войны" в парке Патриот.
Машна на экспозиции "Моторы Войны" в парке Патриот.

Ранние Phänomen Granit 25 H Krankenkraftwagen (Kfz.31) имели очень характерные кузова. У них отсутствовали двери для водителя и переднего пассажира. Видимо, это какая-то мода, поскольку похожим образом выглядели Austin K2/Y, стандартные санитарные машины английской армии в годы Второй мировой войны. Впрочем, такой кузов выпускался совсем недолго, уже вскоре Phänomen Granit 25 H Kfz.31 стали производить с нормальными дверьми.

Данный экземпляр сохранился в оригинальной конфигурации.
Данный экземпляр сохранился в оригинальной конфигурации.

Надо сказать, что у немецких военных был весьма специфичный взгляд на то, каким должен быть санитарный фургон. Для начала, кабина не имела связи с кузовом, для санитарной машины это не есть чтобы очень хорошо. Обычно у санитарных фургонов всё же есть связь между салоном и кабиной. Также сам кузов, даже для 30-х годов, выглядел "не очень". Либо откидные лавки для сидячих больных, либо крепления для установки носилок с 2 лежачими больными.

Он вполне может тящить за собой прицеп.
Он вполне может тящить за собой прицеп.

Впрочем, если судить по фронтовым снимкам, в ходе производства содержимое кузова Krankenkraftwagen (Kfz.31) могло меняться. По крайней мере, в некоторых вариациях имелась возможность подвесить дополнительную пару носилок, так что помещалось до четырех лежачих. Но и в таком виде раненые перевозились без сопровождающего непосредственно в кабине. Честно говоря, на фоне ГАЗ-55 выглядит всё это как-то не очень серьёзно. У советских военных подход оказался более комплексным.

Благо, фаркоп сохранился.
Благо, фаркоп сохранился.

Как и в случае с большинство кузовов того периода, Kfz.31 имеет деревянный каркас, на который натянута "кожа" из листового металла. Для облегчения кузова крыша обтянута дерматином, такое решение является типовым для фургонов и автобусов. Внутри,в качестве облицовки, массово использовался гетинакс (прописанный эпоксидкой картон). Кузов предполагал наличие не только распашных задних дверей, но и боковых дверей с обеих сторон.

Ранее машина была в коллекции Музея Победы в Оберне.
Ранее машина была в коллекции Музея Победы в Оберне.

Так или иначе, но в период с 1934 по 1941 года Phänomen Granit 25 H выпускались, как правило, в санитарном варианте. К большому сожалению, до наших дней не сохранилось данных по объемам выпуска грузовиков Phänomen Fahrradwerke Gustav Hiller AG. Но судя по тому, что кузов Kfz.31 ставился на ряд 1,5-тонных немецких грузовиков, потребности немецкой армии были явно выше возможностей фирмы из Циттау. При этом вряд ли немецкие военные так гоняли свои санитарки, как это делали советские военные на НИБТ Полигоне.

Видно, что на боковине капота краска свежая. Найдена боковина в России.
Видно, что на боковине капота краска свежая. Найдена боковина в России.

Ну а далее были зима 1941-42 и 1942-43 годов. В это время основная масса немецкого грузового парка довоенного выпуска благополучно сгинула на советско-германском фронте. Если в начале Второй мировой войны санитарки с характерными квадратными формами кузовов и капотов встречались часто, то к 1943 году они стали большой редкостью. Санитарные фургоны в Циттау выпускали, но уже на другом шасси - Phänomen Granit 1500 A/1500 S. Более простые и утилитарные.

Хорошо видно, что имена Phänomen и Granit 25 даны раздельно. Слово Granit появилось позже - после появления в гамме фирмы грузовиков.
Хорошо видно, что имена Phänomen и Granit 25 даны раздельно. Слово Granit появилось позже - после появления в гамме фирмы грузовиков.

Сейчас известно всего несколько подобных санитарок, которые дожили до наших дней. Представленный на выставке "Моторы Войны" экземпляр имеет весьма интересную историю. Сама машина была выпущена в 1940 году, она относится к поздней версии. У нее, в отличие от более ранних машин, багажника на крыше уже нет, но ступеньки, которые были необходимы для попадания наверх, сохранились.

Мотор почти не трогали, лишь довели его до ходового состояния.
Мотор почти не трогали, лишь довели его до ходового состояния.

Где именно данный автомобиль служил, неизвестно, более бурная жизнь у него началась уже после войны. В своё время эта машина отправилась в США, где формировался Музей Победы. В нем было немало экспонатов сомнительного вида, но хватало и уникумов. Увы, музей, который находился в Оберне, штат Индиана, был закрыт, а его экспонаты распроданы на аукционе. Несколько образцов оттуда оказались в России.

В салоне тоже минимум доработок, лишь перетянули сиденья.
В салоне тоже минимум доработок, лишь перетянули сиденья.

Среди них был и Phänomen Granit 25 H Kfz.31. Как выяснилось, машина пребывала в оригинальном состоянии, правда, в ходе транспортировки были утеряны боковины капота. Автомобиль очень давно не заводили, то есть он был комплектный, но не ездящий. Довольно долго санитарная машина стояла просто как статичный экспонат, сначала на выставке, когда она находилась в парке "Патриот", а затем на Рогожском Валу. Возили ее и на ряд мероприятий. Откидные лавки, кстати, очень хорошо подходят для проведения внутри культурных мероприятий, так сказать.

Боковые двери есть с обеих сторон.
Боковые двери есть с обеих сторон.

До двигателя Phänomen Granit 25 H Kfz.31 дело дошло в середине 2024 года. Изучение вопроса показало, что мотор требует сравнительно небольших работ по переборке, это позволило оперативно привести его в чувство. Также постепенно нашлись (в том числе на местах боёв) боковины капота вместо утерянных. Так что летом 2024 года машина снова стала ходовой. Более того, практически сразу она стала кинозвездой. В начале августа 2024 года автомобиль участвовал в съемках фильма "Василий Тёркин" режиссера Карена Геворкяна.

Внутри находятся откидные сидентя для сидячих больных.
Внутри находятся откидные сидентя для сидячих больных.

Существуют, конечно, экземпляры более нарядно выглядящие, но этот Phänomen Granit 25 H Kfz.31 - самый аутентичный. Машина, надо сказать, весьма живучая, как и марка, которая ее выпускала. После войны у Рудольфа Гиллера завод отобрали, но в 1957 году он, через суд, смог его себе вернуть (если что, Циттау - это тогда территория ГДР). В том же году завод переименовали в VEB Robur-Werke Zittau, который выпускал грузовые машины и для армии, и для гражданских нужд. Добили его уже после объединения Германии.

Другие статьи по немецким грузовикам:

Рассказ о немецком радийном фургоне Kfz.61 на базе немецкого грузовика Büssing-NAG Burglöwe 30

История Einheitsdiesel, попытка создания немецкого "единого" легкого грузовика, который единым так и не стал

Рассказ о немецком "едином" грузовике Einheitsdiesel, восстановленном в мастерской Вячеслава Лен

Как еще заработать на Einheitsdiesel, или немецкий единый дизель с переусложненной кабиной

Немецкий "единый" тяжелый грузовик Einheitsdiesel из экспозиции немецкого военно-технического музея WTS Koblenz (Wehrtechnische Studiensammlung Koblenz)

Рассказ о немецкой пожарной машине Opel Blitz 3,6-6700A TLF 15/43, одном из участников шоу Militracks

План Шелла как попытка оптимизации немецкой автомобильной промышленности, и что из этого получилось

Популярно о ситуации с дизельными машинами в немецкой армии