Сравнивать книгу и снятый по ней фильм – пустое занятие. Два разных вида искусства никогда не будут полностью соответствовать друг другу, между ними обязательно найдутся различия, которые можно трактовать двояко. Мне, например, нравится, когда экранизация отличается от оригинала атмосферой, стилистикой или даже сюжетом. Я хочу видеть новые трактовки и авторские переосмысления, а дословно проиллюстрировать бумажный роман каждый из нас, при наличии зачатков воображения, способен и без кино. Так что я всегда выступаю защитником любых переделок, если они талантливые и эффективные, но и сопоставить источник с адаптацией тоже бывает интересно, хотя бы для того, чтобы разгадать замыслы режиссера. И сегодня мы разберемся в том, что Эдгар Райт изменил в книге Стивена Кинга.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Старожилы помнят, что одной из главных претензий к "Бегущему человеку" с Арнольдом Шварценеггером было слишком смелое отступление от сюжетной канвы оригинального романа Ричарда Бахмана – в 1987 году режиссер Пол Майкл Глейзер, по широко распространенному мнению, позволил себе лишка. Картина Эдгара Райта с Гленом Пауэллом в главной роли к первоисточнику отнеслась с большим уважением, но и здесь без вольностей, и порой довольно существенных, не обошлось. И чтобы все их верно оценить, придется пройти по сюжету от начала и до конца. Итак, не столь отдаленное будущее, корпоративная Америка сделала ставку на "зрелища", и создала культ смерти в прямом эфире.
Какие же отличия фильма от книги выглядят наиболее значимыми?..
В фильме Бен получился чрезмерно положительным
Неожиданно для многих Эдгар Райт сделал своего Бена Ричардса каким-то чрезмерно героически и самоотверженным. В книге Стивена Кинга главный герой, хоть и не был плохим парнем, но позволял себе сексистские или расистские высказывания, вступал в конфликты с простыми людьми – не из злости, а скорее от отчаяния – он был груб даже по меркам работяги. Экранный Ричардс предстает вдумчивым, отзывчивым, целеустремленным человеком. Он слишком многим пытается помочь и рискует собой, чтобы спасти других. С одной стороны, это здорово – за такого открытого и праведного героя проще переживать. Но с другой – делает его плоским и предсказуемым. Впрочем, время сейчас такое, что мир стал нуждаться в простых "хороших парнях" и "героических символах" – с этим новый Бен справляется отлично.
Экранный Ричардс не стремится убивать
Одна из важных черт, делающих Ричардса "слишком положительным" – отказ Райта сделать Бена убийцей. На протяжении всей картины главный герой старательно борется за свою жизнь, но и чужие без необходимости не отнимает. Даже когда его окружают враги, Ричардс не палит в разные стороны без разбора, его цель – остановить Охотников. Но и к этой мысли он приходит не сразу. Его книжный прототип действовал заметно более радикально. Бен из романа с противниками не цацкался – в кино взрыв с несколькими погибшими полицейскими был случайностью, но у Кинга главный герой намеренно устроил ловушку в Христианской общине. И это только один эпизод... Всё это, повторюсь, вызвано желанием авторов фильма выставить героя "убийцей поневоле". Но в романе у Ричардса было куда меньше сомнений.
В фильме смягчили образ Шейлы
Несколько раз на протяжении нового "Бегущего человека" нам показывают, насколько яростно реагирует Бен на любые намеки в сторону его супруги Шейлы. Пика этот гнев достигает, когда на экранах "ФриВи" обнародуется ложная информация о том, что Шейла будто бы работает в сфере услуг невысокой социальной ответственности. Герои картины несколько раз проговаривают, что на самом деле жена Бена – официантка, и хотя ее коллеги пользуются незатейливыми способами подзаработать, сама она не такая. Ричардса любой разговор на эту тему выводит из себя, наверное, потому что в оригинале его жена действительно занялась "эскортом", чтобы заработать на лечение дочери. Кинг никогда не стеснялся жести, если хотел усилить накал, но в кино принято действовать более осторожно.
Моли Джерниган в фильме стал другом Бена
В экранном "Бегущем человеке" Бену на самом старте дают совет не обращаться к близким – они его выдадут – но Ричардс всё равно первым делом отправляется к приятелю по имени Моли Джерниган, подпольному махинатору и аферисту, сделавшему главному герою новые документы и снабдившему одеждой для маскировки. Такой эпизод присутствует и в книге, однако в оригинале Моли и Бена связывают несколько иные отношения. Нет-нет, ничего запретного, просто у Кинга Джерниган был неравнодушен к Шейле, а ее супруг выглядел скорее помехой, нежели другом. В фильме же Моли говорит о том, что планировал взять Бена к себе на работу – явно по старой дружбе. Кстати, в фильме нам показали видение Ричардса о том, что его друга пытали – эта сцена тоже взята из оригинала, но в книге Охотники силой вырвали информацию у Брэдли Трокмортона, другого знакомого "беглеца", переправившего приятеля на север.
Дерри упоминается в разных контекстах
Без отсылки к вымышленному городку Дерри не обходится практически ни одно произведение Стивена Кинга – упоминается он и в "Бегущем человеке". Причем по-разному в книге и в фильме. Роман постепенно приводит Бена Ричардса именно в Дерри – здесь главный герой добирается до взлетно-посадочной полосы и требует предоставить ему частный самолет. Эдгар Райт в своей ленте сделал Дерри местом встречи Бена Ричардса с Элтоном Парракисом – в этом городке живет повстанец со своей матерью. За небольшое время знакомства с Элтоном мы узнаем, что его семья давно связана с Дерри – здесь работал, а потом погиб после отказа присягнуть Корпорации его отец. Интересно, что Райт показывает нам совсем иной Дерри, не тот, что мы можем видеть в свежем сериале про Пеннивайза – безжалостный капитализм уничтожил местные леса, заменив их жилыми кварталами.
Элтон Парракис преобразился для фильма
Отважный повстанец, из глубинки противостоящий Корпорации, присутствует и в оригинальном романе, и в новом фильме – вот только внешне эти два Элтона Парракиса несопоставимы. Книжный персонаж – страдает от излишнего веса и совершенно непригоден для физического противостояния. Да, он предоставляет Ричардсу временное убежище, но больше ничего предложить не может. А вот в кино его сделали настоящим супергероем. Агрессивный и изобретательный Элтон в исполнении Майкла Сера жаждет вступить в бой против Корпорации, убившей его отца. Одержимость местью едва не стоила Бену жизни – в дом полицию привлек именно Парракис. Бой с полицией в доме Элтона – одна из самых ярких сцен, но и одна из самых драматичных. В ней фильм снова показывает себя революционным манифестом, который, увы, ведет к жертвам.
Главный Охотник получил иное происхождение
Самым опасным воплощением Корпорации и в романе, и в книге являются Охотники, а в особенности – их Лидер. Вот только происхождение и степень угрозы главного преследователя в двух произведениях очень сильно отличаются. У Кинга/Бахмана в развязке выясняется, что Главный Охотник – это представитель аристократии, который и близко не владеет теми навыками, что приписывались ему с экранов телевизоров. Именно поэтому в книге он появляется редко, а с Ричардсом сталкивается только в кульминации. А вот в фильме Эван Маккоун – гораздо более жесткий и последовательный противник, он постоянно оказывается рядом с беглецами. Самый неожиданный твист нового фильма – происхождение Охотника. У Райта он – победитель одного из предыдущих выпусков шоу, продержавшийся дольше всех. Маккоун согласился перейти на темную сторону там, где Ричардс на компромиссы не пошел.
В книге Бен действительно потерял семью
Сюжетный поворот с гибелью жены и дочери Ричардса – самый мрачный и драматический момент и в книге, и в фильме. В разгар погони Бену сообщают о том, что его семья погибла в результате налета. В романе Шейла и Кэти стали жертвами случайного ограбления – трагедия стала неожиданностью для всех и едва не склонила чашу весов Ричардса в пользу того, чтобы присоединиться к Корпорации. В фильме Киллиан рассказывает Бену о том, что его семью убили люди Маккоуна в отместку за своих погибших товарищей. Владелец игры делает это для того, чтобы мотивировать Ричардса еще больше ожесточиться и вступить в открытое противостояние с Охотниками. В финале, впрочем, выясняется, что Шейла и Кэти живы, а новости об их гибели были сфальсифицированы. Что же, кино снова пошло по пути скругления углов...
Развязка в фильме изменена
Стивен Кинг оказался не слишком добросердечен к героям своего романа – в бумажном "Бегущем человеке" погибла не только семья Бена, сам он в концовке обменял свою жизнь по самым высоким ставкам. Раненый Ричардс направил свой самолет в здание штаб-квартиры ФриВи, убив Киллиана и его приспешников. В фильме развязка существенно изменена – здесь Киллиан взял дистанционное управление самолетом на себя, чтобы инсценировать угрозу нападения на здание и уничтожить Ричардса на подлете. К счастью, Бену удается укрыться в спасательной капсуле, а обнаруженный повстанцами черный ящик с записью разговоров Владельца игры и беглеца запустил костры революций. Пожертвовать своим ведущим персонажем даже ради светлого дела освобождения от тирании Корпорации Эдгар Райт не решился.
Фильм завершается открытым противостоянием с системой
Вмешательство в судьбу Ричардса в развязке фильма существенно изменило заключительные кадры картины. В книге Стивен Кинг не особенно вдается в подробности того, что произошло после гибели Бена. Он говорит, что беглец вдохновил общественность на сопротивление правительству, но это не более чем намек, от какой-то конкретики писатель увернулся. В кино же поднятое Беном Ричардсом восстание показано во всём своем жестоком безумии. Перед финальными титрами повстанцы, возглавляемые недавним участником шоу, врываются в студию и жестоко расправляются с представителями команды ФриВи. Сам Бен ставит точку в истории, убивая Киллиана. Эдгар Райт явно выбирает более простой и прямолинейный способ показать исход столкновения системы с личностью, которая не готова прогибаться.
Хороши или плохи изменения, внесенные авторами фильма в оригинальный роман, покажет время – на мой взгляд, правки Райта добавили истории динамики и ощущения сопричастности герою, но в то же время отняли у книги мрачную атмосферу безысходности и постоянных потерь. В этом плане будущее "Бегущего человека" кажется мне менее безоблачным, чем судьба "Долгой прогулки", еще одной недавней кинговской экранизации. Смертельные соревнования фигурируют и там, и там, но по-настоящему сжиматься сердце заставляет, скорее, ходьба, а не бег. Но давайте вернемся к этому разговору через годик-другой – там видно будет, какие фильмы зритель станет пересматривать, а какие забудет сразу после финальных титров.
Пока же – рассказывайте о ваших впечатлениях от нового "Бегущего человека". Как вам обновленный сюжет? Годится ли Глен Пауэлл на место Железного Арни? Насколько близко мы, по-вашему, подобрались к трансляции реалити-шоу со смертельной угрозой в реальности? Пишите в комментарии всё хорошее и плохое, что думаете о картине, ваши отклики вдохновляют меня на новые тексты. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не бегите от проблем, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: