Он снова зазвонил – телефонный аппарат, исправно соединяющий с мертвецами и безумными злодеями, хотя его провода давно оборваны! На цифровых площадках появился "Черный телефон 2", успешный сиквел ужастика, снятого по мотивам произведения Джо Кинга. Это отличный повод вглядеться в тьму не сквозь муть пиратской копии и рекламу ставок, а в отличном качестве, а заодно продолжить путешествие по страхам через картины, которые отличают тревожная атмосфера, напряженное повествование и открытое столкновение со сверхъестественным. Я предлагаю вам вспомнить еще несколько картин с аурой, близкой к "Черному телефону"...
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Мама / Mama (2013)
Хоррор "Мама" стал трамплином для режиссера Энди Мускетти, того самого, который позже снял дилогию "Оно", а сейчас пугает сериалом "Добро пожаловать в Дерри". И хотя в "Маме" отчетливо чувствуется рука продюсера Гильермо Дель Торо, нужно признать, постановщик сумел удивить даже самых насмотренных фанатов хоррора.
Как и "Черный телефон", "Мама" – медленная и вдумчивая история о демонах и проклятиях, преследующих кажущихся слабыми одиночек, оборачивающаяся в финале мощным и пронзительным посвящением семье и жертвенности. Мускетти прекрасно знает как пугать зрителей, но своим талантом "черного сказочника" он пользуется крайне деликатно, делая ставку на глубокий и увлекательный сценарий, а не на дешевые скримеры.
Другие / The Others (2001)
Готический хоррор "Другие", прежде всего, знаменит своим ужасающим финальным твистом, но даже вне шокирующей развязки необходимо отметить, что именно картина Алехандро Аменабара задала тон и стандарты современным историям о духах и привидениях. Гены "Других" отчетливо прослеживаются и в "Астралах", и в "Заклятиях". Николь Кидман продемонстрировала в фильме необыкновенный актерский талант, сыграв встревоженную мать, живущую в особняке, где хозяйничают призраки.
"Другие" – гораздо более неспешный и даже в чем-то медитативный по сравнению с "Черным телефоном 2", но обе картины стирают границу между царством призраков и миром живых, заставляя зрителей нервничать из-за попытки представить – а что же там дальше, после смерти... Другое очевидное сходство – отсутствие скримеров, две истории целятся не в глаза или уши, а в самое сердце.
Незнакомцы / The Strangers (2007)
В "Незнакомцах" Брайана Бертино нет призраков, духов и привидений, но с "Черным телефоном 2" этот фильм ужасов связывает важное качество – оба они обращаются к врожденным или глубоко укорененным человеческим страхам. Оригинальные "Незнакомцы" (в отличие от недавнего провального ремейка) – это, прежде всего, психология. Картина не пугает откровенными сценами, кровавой расчлененкой и выдавленными глазами, но задает вопросы о том, а что бы ты сделал в столь мрачных, болезненных, ужасающих обстоятельствах. Я боюсь себе такое даже представлять...
Сюжет о неожиданном вторжении в жилище прост и обезоруживающе очевиден, но персонажи "Незнакомцев" настолько пугающи и непосредственны в своем зле, что это не может не трогать. Лента подверглась переделке с новой атмосферой, а потом еще и продолжение получила, но настоящий ужас сохранил только фильм 2007 года. А "Черный телефон 2" бьющий по живому ничуть не менее жестко, приумножил эмоции.
Не дыши / Don't Breathe (2016)
Как и "Незнакомцы", "Не дыши" берет за основу очень простую идею и выжимает из нее такой ужас, что зритель буквально боится дышать. Феде Альварес, будущий постановщик "Зловещих мертвецов: Черная книга" и "Чужого: Ромул", отправил группу подростков ограбить замкнутого соседа, давно потерявшего зрение, но те очень быстро понимают, что отхватили кусок, который им не по силам проглотить.
С "Черным телефоном" "Не дыши" соединяет особое отношение к злодею. Два психологических триллера строятся вокруг сложного отрицательного персонажа – и Стивен Лэнг, и Итан Хоук воплощают в кадре не плоского маньяка или озлобленного монстра, а многогранную личность, пусть и жестко отрицательную. Всегда интересно следить за антагонистом, у которого и мотивация есть здравая, и навыки имеются, и харизмы не отнять.
Синистер / Sinister (2012)
Было бы неправильно обойти вниманием фильм, который свел вместе актера Итона Хоука и режиссера Скотта Дерриксона задолго до "Черного телефона" – их "Синистер" заслуженно отмечен статусом "культовый", картина явно недооценена массовой публикой, но в среде фанатов вызывает полнейший восторг. Лишь на первый взгляд перед нами классическая история дома с призраками, но внутри вы найдете и глубокий психологизм, и трагедию падения в бездну, и острую семейную драму.
Научные исследования указывают на то, что "Синистер" является одним из самых страшных фильмов, когда-либо снятых. Ученые снимали показания скачков пульса во время просмотра классических хорроров и современных ужастиков, от ленты Дерриксона сердце у испытуемых порой выскакивало из груди без всяких фигуральных выражений. Стоит отметить, что в "Синистере" автор, как раз, ставит на скримеры. Но таким образом он лишь щупает почву, чтобы потом проникнуть в глубины ваших страхов.
Бабадук / Babadook (2014)
На тему того, почему зрителей настолько сильно пугают истории с привидениями, особенно те, что разворачиваются в семейном доме, проведено множество исследований и написаны сотни статей. Ответов много, но самый очевидный из них – универсальный страх перед неизвестным, ужас проникновения чего-то непонятного в пространство, которое должно быть безопасным, кошмар понимания того, насколько хрупка жизнь. В 2010-х этот слой человеческих тревог был разобран многими картинами, и наиболее красочно – в австралийском "Бабадуке".
Лента Дженнифер Кент рассказывает об овдовевшей матери, которая постепенно сходит с ума, пока ее маленький сын всё сильнее убеждается в присутствии в доме какой-то темной силы. И в "Бабадуке", и в "Телефоне" сверхъестественное является катализатором для раскрытия более глубоких конфликтов на уровне персонажей. Оба фильма – не истории о привидениях, а столкновение с личными страхами.
Молчание ягнят / The Silence of the Lambs (1991)
Противостояние расследователей и зловещего антагониста – классическая формула не только триллеров, но и фильмов ужасов. Наверное, самый очевидный пример такого кино – "Молчание ягнят" Джонатана Демме, лента соединившая полицейские "кошки-мышки" с мрачной и тревожной атмосферой липкого страха. Клариса Старлинг из экранизации романа Томаса Харриса вынуждена обратиться за помощью к серийному убийце по имени Ганнибал Лектер, и эта связь оказывается для нее тяжелой и гнетущей.
Параллели между тандемами Старлинг/Лектер и Финн/Похититель мне кажутся вполне очевидными. В обоих случаях злодеи оказываются искусными манипуляторами и коварными махинаторами, заставляющими своих жертв выворачивать души наизнанку. Но помимо этого и "Молчание ягнят", и "Черный телефон 2" схожи эстетическим подходом – в них доминированию сопутствует мрак.
Кошмар на улице Вязов / A Nightmare On Elm Street (1984)
Ну, и конечно, невозможно не вспомнить о классике жанра. Сама идея о том, что убитый Финном Похититель возвращается в виде бестелесного демонического существа, который продолжает преследовать своих жертв в реальном мире – не что иное, как переосмысление истории с Фредди Крюгером, рассказанной в серии фильмов "Кошмар на улице Вязов". Оригинальная картина Уэса Крейвена рассказала о злодее, которого линчевали родители его жертв, и тот вернулся в облике ужаса, являющегося подросткам в их снах.
"Кошмар", разумеется, имеет иную природу – это чистый слэшер, в котором кровь обязана литься беспрерывно, а число жертв должно расти с неимоверной скоростью. "Черный телефон 2" работает по другим правилам, но атмосфера и часть сюжетных ходов картины Дерриксона работают по тому же принципу, что и у Крэйвена. "Кошмар на улице Вязов" смело можно назвать лучшим хоррором 1980-х, у "Черного телефона 2" есть все шансы закрепить за собой лидерство в 2020-х.
Хорошие хорроры не просто пугают – они разговаривают со зрителем на языке подсознания. В них телефон может звонить без провода, дом – шептать, а тишина – звенеть громче пожарной сигнализации. "Черный телефон 2" и упомянутые картины объединяет редкое качество: они не выстраивают аттракционы страха, а копаются в той темной зоне, где ужас становится отражением человеческих чувств – вины, одиночества, боли, утраты. Здесь чудовища не прячутся под кроватью, они живут внутри нас, а звонки из потустороннего – лишь напоминание о том, что прошлое не отпускает.
Хочу напомнить, что на канале действует Премиум-раздел с материалами, которые недоступны в общей ленте - сейчас там публикуются тексты об истории фильмов для взрослых и анализ мнения иностранцев о советских и российских картинах. А впереди большая жанровая подборка по итогам первой четверти XXI века! Кроме того, вы можете отблагодарить автора целевым донатом - с вашей помощью я смогу продлить подписки на различные ресурсы, которые позволяют писать на актуальные темы и нестандартно рассказывать о классике. Вместе здесь будет интереснее!
Рассказывайте в комментариях, как вам "Черный телефон" и его продолжение. Какие еще фильмы вы считаете подходящими его атмосфере? Какие картины этого жанра пугают вас больше остальных? Считаете ли вы "Черный телефон 2" достойным звания "Лучший хоррор года"? Делитесь впечатлениями – ваши отклики вдохновляют меня на новые тексты. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, боритесь со страхами, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: