Найти в Дзене

Велосипедное путешествие по Карелии. День 3. Питкяранта - Олонец. Каскад ГЭС «Пиенийоки» и «Суурийоки». Пограничный камень «СССР-Суоми»

И вот, в третий день пути, наконец-то, была хорошая погода без дождя, солнечно, до +16 градусов, а на солнце и того теплее. Сегодня следуем из Питкяранты в направлении Олонца, всего маршрут включает 150 км пути, большинство из которых проведем по шоссе (около 126 км). GPX трек маршрута: Карелия. День 3. «Питкяранта - Олонец» Выйдя из жилья, город встретил нас не утренней свежестью, как это ожидалось после продолжительного ночного дождя, а неприятным запахом. Причём этот запах происходил не из ближайшей мусорной площадки, а с местного производства и распространялся на абсолютно весь город. Учитывая то, что вчера добрались до Питкяранты под проливным дождём и напрямик отправились к месту проживания без осмотра города, то сейчас решаем немного прокатиться по улицам и увидеть то небольшое количество достопримечательностей этого населённого пункта. После отправились в дорогу по ровному шоссе среди соснового леса. Через 12 километров великолепного шоссе делаем первую остановку и съезжаем с ш
  • Тип маршрута: велосипедный
  • Дата поездки: 10 июня 2025 года
  • Сложность: 5 из 5 баллов
  • Местоположение: юг республики Карелия, восточное Приладожье. Питкяранта. Олонец
  • Протяжённость: ≈ 150 км
  • Набор высоты: 764 м (по картам Strava)
  • Покрытие:
    -
    Асфальт: 126 км
    - Грейдер: 16 км
    - Грунт: 11 км
  • Краткое описание: Протяжённый, преимущественно асфальтовый, маршрут из Питкяранты до Олонца вдоль восточного побережья Ладожского озера и реки Олонка. Главными достопримечательностями этого участка являются две действующие ГЭС «Суурийоки» и «Пиенийоки» на бурной реке ТулемаЙоки в районе посёлка Салми. Также из достопримечательностей стоит отметить старую полуразрушенную ГЭС на реке Уксунйоки у деревни Ууксу, тут же находится необычный каменный памятник финнам, погибшим во время гражданской войны 1918г. А в деревне Погранкондуши можно найти пограничный камень «СССР-Суоми». Ещё в маршрут включено посещение двух бывших заброшенных аэродромов, от одного из которых остались лишь следы в виде каменистой прямой дороги, где раньше располагалась взлётно-посадочная полоса.
  • Достопримечательности: Памятник финнам и разрушенная ГЭС в УУксу, Никольская церковь в Салми; ГЭС «Суурийоки» и «Пиенийоки» на реке Тулемайоки; Заброшенный аэродром в Салми; пограничный камень «СССР-Суоми» и дом на Доте в Погранкондушах; Георгиевская церковь и бывший аэродром финских ВВС в Видлице.
  • GPX трек маршрута с отметками: Карелия. День 3. Питкяранта – Олонец (Яндекс Диск)
  • Маршрут на Strava: Карелия. День 3. Питкяранта - Олонец (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

И вот, в третий день пути, наконец-то, была хорошая погода без дождя, солнечно, до +16 градусов, а на солнце и того теплее. Сегодня следуем из Питкяранты в направлении Олонца, всего маршрут включает 150 км пути, большинство из которых проведем по шоссе (около 126 км).

День 3. Схема веломаршрута по Карелиииз Питкяранты в Олонец.
День 3. Схема веломаршрута по Карелиииз Питкяранты в Олонец.

GPX трек маршрута: Карелия. День 3. «Питкяранта - Олонец»

Выйдя из жилья, город встретил нас не утренней свежестью, как это ожидалось после продолжительного ночного дождя, а неприятным запахом. Причём этот запах происходил не из ближайшей мусорной площадки, а с местного производства и распространялся на абсолютно весь город.

Учитывая то, что вчера добрались до Питкяранты под проливным дождём и напрямик отправились к месту проживания без осмотра города, то сейчас решаем немного прокатиться по улицам и увидеть то небольшое количество достопримечательностей этого населённого пункта.

Вознесенская церковь
Вознесенская церковь
По следам грязи на тротуаре, оставшимся после потоков воды от вчерашних осадков, можно представить какой силы был дождь.
По следам грязи на тротуаре, оставшимся после потоков воды от вчерашних осадков, можно представить какой силы был дождь.
Классического туристического знака «Я люблю Питкяранту» не нашлось, поэтому взамен делаем фото у «зелёного» сердца в благоустроенном Заводском сквере.
Классического туристического знака «Я люблю Питкяранту» не нашлось, поэтому взамен делаем фото у «зелёного» сердца в благоустроенном Заводском сквере.

После отправились в дорогу по ровному шоссе среди соснового леса.

Въездной знак «Питкяранта» на красиво обработанном местном камне.
Въездной знак «Питкяранта» на красиво обработанном местном камне.

Через 12 километров великолепного шоссе делаем первую остановку и съезжаем с шоссе в деревне Уукса в сторону кладбища и разрушенной финской ГЭС.

На кладбище замечаем необычный большой памятник, сложенный из булыжного камня, и ряд старых надгробных плит. Это финские захоронения, а памятник посвящён погибшим финнам во время гражданской войны 1918 года.

После едем к разрушенной ГЭС где осматриваем остатки плотины и пороги на реке Уксунйоки.

Немного отдохнув и сделав фотографии, выезжаем снова на великолепное ровное шоссе с красивыми изгибами и рельефом.

Новое шоссе из Питкяранты в сторону Салми.
Новое шоссе из Питкяранты в сторону Салми.

Так добрались до Салми, где свернули на второстепенную гравийную дорогу в направлении двух действующих ГЭС.

Военный мемориал Великой Отечественной войны.
Военный мемориал Великой Отечественной войны.

По пути к ГЭС останавливаемся у старой Никольской церкви.

Церковь построена в 1815-1825 гг по проекту архитектора Й.К.Л. Энгеля (известный застройкой столицы Финляндии – Хельсинки) и является одной из самых крупных церквей позднее-классического стиля в Карелии. Церковь сильно пострадала во время советско-финской «Зимней» войны и Великой Отечественной войны. На сегодняшний день делаются первые робкие шаги по реставрации сооружения.

После едем по грейдеру около 5 км и добираемся до первой верхней по течению реки Тулемайоки ГЭС №25 «Суурийоки».

Грейдер до ГЭС
Грейдер до ГЭС

ГЭС№25 «Суурийоки» мощностью 1,28 МВт построена в 1920 году и входит в каскад Сунских ГЭС.

Здание ГЭС «Суурийоки» спрятанное за дерекьями
Здание ГЭС «Суурийоки» спрятанное за дерекьями

Очень порадовало то, что можно было свободно пройти к ГЭС и посмотреть на плотину с потоками бурной воды, несущихся по скальным берегам. По крайней мере запрещающих знаков о запрете прохода не было.

Здесь же повстречали работника-смотрителя ГЭС, который рассказал нам немного о ГЭС и о том что он раньше питал Питкяранскую бумажную фабрику, а также поведал о том как через плотину ГЭС сплавлялись на плотах экстрималы. Отдельно запомнилась история про приплывшего мёртвого лося, застрявшего на порогах и «вонявшего» пару недель.

Едем от ГЭС вниз относительно течения реки и сворачиваем к ГЭС№24 «Пиенийоки».

Практически идеальный грейдер по дороге к ГЭС
Практически идеальный грейдер по дороге к ГЭС
Плотина ГЭС «Пиенийоки» и река Тулемайоки
Плотина ГЭС «Пиенийоки» и река Тулемайоки
Каменное русло реки после плотины
Каменное русло реки после плотины

ГЭС№24 «Пиенийоки» мощностью 1,28 МВт введена в эксплуатацию в 1920 году, во Время Великой Отечественной войны частично разрушена, но уже была восстановлена в 1946 году.

Тщательная ревизия сооружений ГЭС
Тщательная ревизия сооружений ГЭС

После осмотра ГЭС отправляемся снова к шоссе.

Шоссе после Салми также в хорошем состоянии
Шоссе после Салми также в хорошем состоянии

Проехав несколько километров по шоссе от Салми, свернули на бывший заброшенный аэродром, от которого, правда, остался только намёк на твёрдое покрытие взлётно-посадочной полосы, всё остальное заросло кустами и деревьями.

Дорога через лес к аэродрому
Дорога через лес к аэродрому

Возвращаемся через грейдер к асфальтированному шоссе и стараемся ехать дальше побыстрее, ведь уже было три часадня, а ещё необходимо проехать около 90 км и успеть на электричку в Олонце в 19:24.

Выезжаем на асфальтированное шоссе, налево Олонец до которого прямо по шоссе целых 80 км.
Выезжаем на асфальтированное шоссе, налево Олонец до которого прямо по шоссе целых 80 км.
Дальнейшее шоссе
Дальнейшее шоссе

В этот момент появились первые реальные сомнения, что до Олонца к этому времени мы не успеем, и придётся подсаживаться на электричку на более ранних станциях где-то в районе после Видлицы. Но в прочем, время ещё было, а передвигаться по шоссе можно достаточно быстро, поэтому не теряем надежду и едем дальше.

Через 20 километров добирается до деревни с интересным названием Погранкондуши, где находится пограничный камень "СССР-Суоми", указывающий на место старой советско-финской границы.

Деревня Погранкондуши
Деревня Погранкондуши

Расположение камня найти сразу не удаётся, дело в том, что он полностью зарос травой и не виден с дороги. Поэтому по ошибке сворачиваем на дорогу, ведущую к частному дому, там спрашиваем у местного жителя, где же расположен этот самый булыжник. И оказывается, что тот самый житель, как раз таки сейчас, занимается покосом травы вокруг этого камня, чтобы всякие туристы по ошибке не сворачивали к нему во двор в поисках этой достопримечательности.

Здесь же в деревне находится необычный дом, фундаментом и цокольным этажом которому служит бетонный ДОТ. Подъехать близко к этому зданию не вышло, поэтому сделал фотографию из далека.

В основании дома виднеется закруглённый угол ДОТа.
В основании дома виднеется закруглённый угол ДОТа.
Фото дома из Яндекс карт Руслана К. (2021год)
Фото дома из Яндекс карт Руслана К. (2021год)

Также отмечу, что эта деревня расположена на возвышенности и от сюда открываются чудесные виды на лес и видна даже Ладога, правда из-за открытой местности здесь, как правило, всегда дует не приятный и холодный ветер.

Вид с возвышенности в Погранкодуше. Фото не передаёт красоты в полной мере.
Вид с возвышенности в Погранкодуше. Фото не передаёт красоты в полной мере.

Тем временем становится окончательно понятно, что добраться до Олонца к 19:24, где должны сесть на электричку до Лодейного Поля, мы не успеем. Слишком быстро и без остановок надо ехать по скучному шоссе более 60км, что затруднительно на третий день пути, да и не зачем. Поэтому ориентируемся по времени и едем до максимально дальней железнодорожной платформы.

К тому же после Погранкондуши начался не самый хороший участок дороги со старым и не очень ровным покрытием, что тоже немного влияло на скорость движения.

Участок плохой дороги на границе с Олонецким районом
Участок плохой дороги на границе с Олонецким районом
Последующая дорога со старым, но ровным покрытием
Последующая дорога со старым, но ровным покрытием

В качестве возмещения за плохую дорогу, справой стороны от дороги перед нами появилось песчаное побережье Ладожского озера.

Побережье Ладожского озера
Побережье Ладожского озера
Плохой участок дороги закончился быстро, и началось такое же ровное шоссе, как было раньше.
Плохой участок дороги закончился быстро, и началось такое же ровное шоссе, как было раньше.

Вскоре добираемся до крупного села Видлица, проезжаем через населённый пункт и смотрим, чем живут местные жители, а также осматриваем Георгиевскую церковь.

На въезде в Видлицу, расположенную недалеко от берега Ладоги среди красивого соснового леса
На въезде в Видлицу, расположенную недалеко от берега Ладоги среди красивого соснового леса
Георгиевская церковь.
Георгиевская церковь.

Церковь построена в 2007 году на месте утраченного во время гражданской войны в 1918 году такого же храма, который был возведён в Видлице в 1867 году крестьянами Степаном и Фёдором Фешкиными.

Старая Георгиевская церковь 1867 года
Старая Георгиевская церковь 1867 года

После Видлицы можно было свернуть к бывшему аэродрому финских ВВС, но у нас было не так много времени и мы отправились дальше в путь.

Если у вас будет возможность и желание, то можете проехать к аэродрому и увидеть следы бывшей взлётно-посадочной полосы, выполненной в идее шестигранников.

Проезжаем ещё более 20 километров и делаем остановку на красивой деревянной платформе станции сещё более красивым названием «Нурмойла».

Здесь на информационном щите замечаем схему движения дизель-поезда из Сортавалы в Лодейное поле и обратно. Этот поезд очень удобный тем, что состыкован по расписанию с быстрыми ласточками следующими из Петербурга в Петрозаводск и Сортавалу. Что очень удобно для туристов, которые за относительно небольшой промежуток времени могут попасть на любой участок восточного побережья Ладожского озера в Карелии.

Схема движения дизель-поезда из Сортавалы в Лодейное поле и обратно.
Схема движения дизель-поезда из Сортавалы в Лодейное поле и обратно.

Подсчитав время, понимаем, что сможет доехать ещё лишь до следующей станции «Ильинская», поэтому решаем финишировать там и завершить своё путешествие.

Пешеходный подвесной мост через реку Олонка в посёлке Ильинский.
Пешеходный подвесной мост через реку Олонка в посёлке Ильинский.
Садимся в дизель-поезд (или как его ещё называют «рельсовый автобус») на станции «Ильинская»
Садимся в дизель-поезд (или как его ещё называют «рельсовый автобус») на станции «Ильинская»

На дизель-поезде едем до Лодейного Поля, где далее пересядем на состыкованную по времени петрозаводскую «ласточку» в направлении Петербурга. В вагоне «ласточки» также упаковываем-чехлим велосипеды, как и вначале путешествия на сортавальской «ласточки» за одним лишь исключением. На этот петрозаводский поезд необходимо купить отдельный билет на провоз багажа (велосипеда). Вот такие разные правила провоза велосипедов во вроде бы аналогичных «ласточках».

В завершении долгожданного трёхдневного маршрута по Карелии хотел бы сказать, что больше всего сложностей нам доставила северная погода, а именно сильные дожди в течение двух дней из-за чего пришлось скорректировать маршрут и не посетить некоторые достопримечательности, например водопад "Белые мосты". Но это лишь повод чтобы вернуться в этот озёрно-лесной край ещё раз!

Водопад Белые мосты. Фото с сайта culture.ru
Водопад Белые мосты. Фото с сайта culture.ru

До новых путешествий!

Также советую посмотреть видео отчёт об этом карельском путешествие на канале моего велоколлеги Петра:

Читайте также о велосипедном двухдневном путешествие из Окуловки в Великий Новгород через Малую Вишеру: