Найти в Дзене

Велосипедное путешествие по Карелии.День 2.Сортавала-Питкяранта. Ладожские шхеры. Старые финские мосты. ГЭС"Харлу","Хямекоски". Арочный мост

Продолжаю свой рассказ о нашем путешествие по северному Приладожью Карелии, после статьи о первом непростом дне пути из Лахденпохьи в Сортавалу. Сегодня нам предстояло проехать от 110 до 150 км пути в зависимости от ряда условий, во-первых, в Питкяранте нам надо было заселиться до 9 вечера (таковы условия арендатора), во-вторых, много зависело от погоды, а именно от дождя. В случае благоприятной ситуации мы бы заехали к арочному мосту у станции Яниссилта и водопаду «Белые мосты», что к маршруту длинной 110 километров добавило ещё около 40 км. GPX трек маршрута: Карелия. День 2. «Сортавала - Питкяранта» Забегая вперёд сразу скажу, что в итоге этот день, как и вчерашний, можно разделить на две части, до начала дождя и после. С единственной разницей, что сегодня дождь был во второй половине дня, а не с утра, и ещё он был заметно сильнее, можно сказать ливень. Но обо всём по порядку. Из съёмного жилья в Сортавале выезжаем не очень рано, примерно в 10 утра. На выезде из города, как раз вовр
  • Тип маршрута: велосипедный
  • Дата поездки: 9 июня 2025 года
  • Сложность: 5 из 5 баллов
  • Местоположение: юг Карелии, северно-восточное Приладожье. Сортавала. Питкяранта. Харлу.
  • Протяжённость: ≈ 110 км (без посещения Арочного моста в Яниссилте и водопада «Белые мосты», в случае посещения: 156км)
  • Набор высоты: 1425 м (по картам Strava)
  • Покрытие:
    -
    Асфальт: 106км
    - Грейдер: 33км
    - Грунт: 17км
  • Краткое описание: Во второй день путешествия по Карелии мы добрались из Сортавалы в Питкяранту, преодолев более 130 километров. Этот день, как и вчерашний, можно разделить на две части, до начала дождя и после. Первая половина дня была замечательной, в меру тёплой и без дождя. Мы успели увидеть прекрасный берег Ладожского озера с холмистым рельефом и скалами, заехать в музей под открытым небом «Северная Фиваида» и добраться до посёлка Харлу, где увидели несколько ГЭС с порогами на красивых карельских речках и высокий арочный железнодорожный мост. А вот во второй половине дня начался дождь, который усиливался с каждым часом пока не перешёл в самый настоящий ливень. Соответственно ехать в таких условиях было сложно, и нам пришлось отказаться от посещения водопадов «Белые мосты» и ряда других достопримечательностей, таких как небольшие водопады, церкви и ГЭС. Не смотря на дождевую амуницию до Питкяранты добрались отчасти мокрыми и изрядно уставшими.
  • Достопримечательности: гора Пассо, Ладожские шхеры, дом композиторов в Кирьявалахти, музей под открытым небом «Северная Фиваида» с часовнями и церковью Сергия и Германа Валаамских, пороги и ГЭС №22 «Харлу» и №21 «Хямекоски» на реке Янисйоки, бывшая бумажная фабрика в Харлу, старые каменные железнодорожные мосты, Бетонный арочный мост через реку Янисйоки у станции Яниссилта, ГЭС в Ляскеля, водопады Пёюхинкоски и Прокинкоски, водопады «Белые мосты», старая финская церковь, водопады Койриноя Верхний и Нижний, В Питкяранте: памятник танку Т-26, Вознесенская церковь.
  • GPX трек маршрута с отметками: Карелия. День 2. Сортавала - Питкяранта (Яндекс Диск)
  • Маршрут на Strava: Карелия. День 2. Сортавала - Питкяранта (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

Продолжаю свой рассказ о нашем путешествие по северному Приладожью Карелии, после статьи о первом непростом дне пути из Лахденпохьи в Сортавалу.

Сегодня нам предстояло проехать от 110 до 150 км пути в зависимости от ряда условий, во-первых, в Питкяранте нам надо было заселиться до 9 вечера (таковы условия арендатора), во-вторых, много зависело от погоды, а именно от дождя. В случае благоприятной ситуации мы бы заехали к арочному мосту у станции Яниссилта и водопаду «Белые мосты», что к маршруту длинной 110 километров добавило ещё около 40 км.

День 2. Схема веломаршрута по Карелиииз Сортавалы в Питкяранту.
День 2. Схема веломаршрута по Карелиииз Сортавалы в Питкяранту.

GPX трек маршрута: Карелия. День 2. «Сортавала - Питкяранта»

Забегая вперёд сразу скажу, что в итоге этот день, как и вчерашний, можно разделить на две части, до начала дождя и после. С единственной разницей, что сегодня дождь был во второй половине дня, а не с утра, и ещё он был заметно сильнее, можно сказать ливень. Но обо всём по порядку.

Из съёмного жилья в Сортавале выезжаем не очень рано, примерно в 10 утра. На выезде из города, как раз вовремя отремонтировали приличный участок дороги, поэтому ехать было удобно, даже не смотря на большое количество автомобилей.

Дорога с новым покрытием на выезде из Сортавалы.
Дорога с новым покрытием на выезде из Сортавалы.
Карельские медведи
Карельские медведи

Через пять километров сворачиваем с шоссе к городищу Паасо, расположенному на горе Паасонвуорви.

Указатель поворота к городищу.
Указатель поворота к городищу.

Здесь за плату в 500 рублей можно прогуляться по оборудованным деревянным настилам и лестницам экотропы и подняться на вершину горы откуда открывается красивый вид на окружающую местность и озеро Кармаланьярви, по мосту через которое проезжает ретро-паровоз (подобный тому, который я снимал в Осташкове во время своего путешествия к истоку Волги) в направлении горного парка «Рускеала».

Касса и вход на экотропу
Касса и вход на экотропу

Городище Паасо – это уникальный археологический памятник, одно из шести исследованных в северо-западном Приладожье городищ-убежищ 12-13 вв. На вершине горы, где находится городище, можно увидеть остатки крепостных валов и узнать какие археологические находки были сделаны здесь.

Ещё больше о городище Пасо можно прочитать в статье канала «Солнце светит всем».

По факту самым интересным здесь будут прекрасные виды на окружающую местность, также здесь можно сделать ряд красивых фотографий. Стоит платить за это 500 рублей решать вам. Мы же решили не подниматься на гору и ехать дальше, ведь впереди нас ждали также красивые панорамные виды и множество природных достопримечательностей.

Кстати, интересно отметить, что экотропа работает круглосуточно и подняться на вершину можно даже в тёмное время суток, тем более что настилы и лестницы имеют освещение.

Дом на скале рядом с экотропой
Дом на скале рядом с экотропой

Далее едем по хорошим дорогам через восхитительную холмистую местность с красивым лесом, появляется ощущение, что ты находишься в предгорье каких-то больших горных массивов. Тем временем и трафик автомобилей стал ниже, ехать приятней.

Через 10 километров такой дороги добираемся до Ладожских шхер и тут виды становятся ещё восхитительней, поэтому сразу хочется достать телефон и сделать фотографии.

Ладожские шхеры расположены на северном и северо-западном побережье Ладожского озера и представляют собой уникальный природный комплекс озёрных шхер (островков), состоящих из мелких прибрежных скалистых островов, разделённых узкими проливами.

Дом композиторов в Кирьявалахти
Дом композиторов в Кирьявалахти

Вскоре добираемся до так называемого парка-проекта «Северная Фиваида», где на горе вблизи посёлка Руталахти вокруг храма Сергия и Германа Валаамских расположены деревянные часовни, посвящённые наиболее прославленным русским святым 14-15 вв. Эти часовни являются копиями ранее существовавших, но несохранившихся часовен Русского Севера.

Вход на территорию парка
Вход на территорию парка
Деревянное здание на территории парка
Деревянное здание на территории парка
План парка
План парка

Храм посвящён основателям Валаамской обители. Он является копией древней Лазаревской церкви из Муромского монастыря, что на Онежском озере. Освящена в 2009 году.

Часовня Сергия Радонежского
Часовня Сергия Радонежского

Является копией часовни из деревни Глебово Мошенского района Новгородской области, освящена в 2013 года.

Часовня Кирилла Белозерского
Часовня Кирилла Белозерского

Часовня построена в 2024 году как простая типовая часовня распространённая в Заонежье на рубеже 19-20 вв.

Часовня Арсения Коневского
Часовня Арсения Коневского

Часовня является копией утраченной часовни Василия Великого из заонежской деревни Горы. Освящена в 2016 году.

Часовня Александра Свирского
Часовня Александра Свирского

Часовня является копией разрушенной часовни из Медвежьегорского района Карелии, освящена в 2011 году.

Часовня всех Соловецких святых
Часовня всех Соловецких святых

Её архитектурным прототипом является несохранившаяся часовня из деревни Есино Медвежьегорского района Карелии. Освящена в 2022 году.

Отправляемся дальше в дорогу и через несколько километров сворачиваем с шоссе в направлении посёлка Харлу.

Здание школы Хейняйоки на долгом ремонте
Здание школы Хейняйоки на долгом ремонте

Здесь, нас ожидал подарок в виде дороги с ровным свежим покрытием. Эта дорога в Харлу, как я узнал позже, в 2022 и возможно в 2023 году была ещё грейдером с жуткой гребёнкой, а сейчас на ней было хорошее ровное покрытие прямо от шоссе до Харлу и далее до старого каменного моста после железнодорожной станции Янисийоки.

Шоссе с новым покрытием
Шоссе с новым покрытием

В посёлке Харлу заходим в магазин, а также осматриваем старый каменный мост и новую деревянную железнодорожную станцию.

Каменный железнодорожный мост 1924 года постройки
Каменный железнодорожный мост 1924 года постройки
Станция Харлу
Станция Харлу
Деревянный автомобильный мост в Карелии не редкость
Деревянный автомобильный мост в Карелии не редкость

Ещё в посёлке сворачиваем в направлении ГЭС№22 «Харлу», где по соседству находятся разрушающиеся здания бывшей бумажной фабрики.

Проезд через территорию бывшей фабрики перекрыт воротами, даже есть сторож, который впрочем, без проблем разрешает проехать к ГЭС.

Въезд на территорию бывшей фабрики
Въезд на территорию бывшей фабрики

Действующая ГЭС №22 «Харлу» мощностью 3 МВт расположена на реке Янисйоки и была построена в 1936 году, когда эта территория была в составе Финляндии. Входит в группу малых ГЭС в составе каскада Сунских ГЭС.

Здесь мы прогулялись и спустились к реке Янисйоки, а также попытались снять красивые виды бурлящих потоков воды проходящей через плотину и шлюзы ГЭС.

Возвращаемся на асфальтированную дорогу и едем дальше периодически приближаясь к берегу реки … и наслаждаемся её видами и порогами.

На подъезде к очередному каменному железнодорожному мосту асфальтовое покрытие заканчивается и начинается грейдер, который впрочем, вполне сносный.

Старый финский мост, где заканчивается асфальтированная дорога.
Старый финский мост, где заканчивается асфальтированная дорога.

Через пару километров движения по грейдеру сворачиваем в сторону ГЭС №21 «Хямекоски», расположенной также на реке Янисйоки.

Здание ГЭС
Здание ГЭС

ГЭС №21 «Хямекоски» также как и ГЭС №22 «Харлу» действующая и построена финнами до 1940 года, точный год ввода в эксплуатацию не известен. Мощность ГЭС составляет 3,58 МВт, входит в каскад Сунских ГЭС.

Искусственный канал, по сути, новое русло реки
Искусственный канал, по сути, новое русло реки

Проезжаем немного вперёд вверх по течению реки вдоль канала ГЭС и останавливаемся у плотины с шлюзами. Здесь хорошо видно старое каменистое русло реки Янисйоки.

Старое русло реки Янисйоки, пересохшее из-за перекрытых шлюзов
Старое русло реки Янисйоки, пересохшее из-за перекрытых шлюзов
Новое русло-канал
Новое русло-канал

Восхитившись красивыми видами плотин и каналов ГЭС "Хямикоски" и реки Янисйоки, мы без обсуждения решаем ехать дальше до арочного моста у станции Яниссилта. Тем более что дальнейшая дорога пролегает через красивый дремучий хвойный лес прямо вдоль берега реки, что, безусловно, так и манило проехаться по ней.

Лесная дорога к арочному мосту вдоль реки Янисйоки
Лесная дорога к арочному мосту вдоль реки Янисйоки

Через менее 3 км добираемся до моста. Перед мостом расположена плотина, по которой можно пройтись и находясь на ней сделать красивые фотографии моста.

Лестница к железнодорожной станции
Лестница к железнодорожной станции

Этот изящный арочный мост через реку Янисйоки построен финнами в 1919 году всего лишь за 7 месяцев благодаря технологии железобетонного строительства и оптимизации всех процессов. Мост длиной 110 м состоит из трех 30-метровых арок с высотой пролётов 10 метров.

Осмотрев мост, решаем не ехать в обратном направлении, а проверить грунтовую дорогу после моста и тем самым добраться до следующей жд станции Янисъярви, от которой уже начинается гравийная дорога, по ней мы вернёмся снова на асфальтированную дорогу в сторону Харли.

Грунтовая дорога после моста впереди
Грунтовая дорога после моста впереди
Очередной каменный мост в Янисъярви
Очередной каменный мост в Янисъярви

Спустя 8 километров гравийной дороги выбираемся на асфальтовое покрытие и в этот момент начинает накрапывать дождь, запах которого витал в воздухе всё последнее время. Небо тоже беспросветно затянуло, что не сулило ничего хорошего.

Обратная дорога
Обратная дорога

Добравшись до автобусной остановки в Харлу, останавливаемся чтобы переодеться в дождевую одежду, поскольку уже было понятно, что дождь не прекратиться и будет идти долго.

На выезде из Харлу в дождевой амуниции
На выезде из Харлу в дождевой амуниции
Шоссе из Харлу, дождь сильный, но пока не ливень
Шоссе из Харлу, дождь сильный, но пока не ливень

С каждым километром дождь становился всё сильнее и сильнее и к моменту выезда на основное шоссе начинается ливень.

Основное шоссе уже с большими потоками воды
Основное шоссе уже с большими потоками воды

Так едем до посёлка Ляскеля, где заходим в кафе «Каскад», чтобы пообедать и обдумать дальнейший маршрут.

Дождливое шоссе
Дождливое шоссе

После обеда дождь не стихает, а только становится сильнее, поэтому решаем отказаться от дальнейших посещений и осмотров достопримечательностей и ехать напрямик до Питкяранты.

Дождь был такой сильный, что хотелось «кусать» самого себя. Заливало даже в капюшон.
Дождь был такой сильный, что хотелось «кусать» самого себя. Заливало даже в капюшон.
По потокам воды на дороге хорошо видно на сколько сильным был дождь
По потокам воды на дороге хорошо видно на сколько сильным был дождь

Не доезжая около 10 километров до Питкяранты сворачиваем к заправке, чтобы выпить горячих напитков

Остановились на АЗС
Остановились на АЗС

Через десять мучительных километров шоссе добираемся до Питкяранты.

Дорога вдоль каменных массивов к Питкяранте
Дорога вдоль каменных массивов к Питкяранте
Въездной знак «Питкяранта
Въездной знак «Питкяранта

В городе заселяемся в комфортное жильё, которое по факту оказалось не очень тёплым, но главное сухим. Стоимость проживания составила 2300 р/сут.

Стараемся высушить вещи, ведь завтра надо ещё ехать до Олонца. Вот только электрической батареи/обогревателя в квартире не оказалось, поэтому пришлось выкручиваться из ситуации подручными средствами.

На следующий день по планам едем из Питкяранты в направлении Олонца, где по ситуации сядем на подходящей станции на электричку, чтобы добраться до Лодейного поля и вернуться в Петербург. Об этом третьем дне путешествия я расскажу в следующей статье.