- Тип маршрута: велосипедный
- Дата поездки: 21-22сентября 2025 года
- Сложность: 3 из 5 баллов
- Местоположение: центр и северо-запад Новгородской области, Окуловка, Малая Вишера, Великий Новгород.
- Протяжённость: ≈257 км
- в первый день: 160 км
- во второй день: 97 км - Покрытие:
Асфальт: 141 км
Грейдер: 87 км
Грунт: 28 км
- в первый день:
Асфальт: 82 км
Грейдер: 67 км (из них 7 км по полотну Веребьинского обхода)
Грунт: 3+8=11 км
- во второй день:
Асфальт: 60км
Грейдер: 21км
Грунт: 16км - Набор высоты:
- в первый день: 712 м (по картам Strava)
- во второй день: 210 м (по картам Strava) - Наличие грязи: возможно на грейдерных и грунтовых дорогах после осадков
- Краткое описание:
Двухдневная велосипедная поездка по Новгородской области из Окуловки до Великого Новгорода через Малую Вишеру. До города Окуловка с комфортом можно добраться за менее чем три часа на поезде "ласточка", курсирующей по маршруту "Санкт-Петербург - Валдай - Старая Русса".
В первый день маршрут до Малой Вишеры составит 160 км, и будет включать несколько непродолжительных грунтовых, а также более длинных грейдерных участков, часть из которых пройдёт по холмистой местности Валдайской возвышенности. В этот день осмотрим такие достопримечательности как необычная усадьба «Заветное» М.А. Токарского, высокий Мстинский мост, усадьба «Льзи» и ряд иных памятников в Окуловке и Малой Вишере. А одна из главных целей всего маршрута этого дня – это посещение бывшего Веребьинского железнодорожного обхода или, как его ещё прозвали в народе, «палец императора».
Остановиться на ночёвку в Малой Вишере можно в хороших номерах-студиях отеля «капсульный», либо менее хороших съёмных квартирах города, предложений которых не так много. Поэтому рекомендую в первую очередь данный отель.
Маршрут второго дня менее объёмный и включает около 100 км пути от Малой Вишеры до Великого Новгорода. При этом маршрут также имеет грейдерный и грунтовый участки, каждый протяжённостью по 20 км. Правда, скажу сразу, что по факту эти два участка мы не проехали из-за плохого состояния грейдера, разбитого лесовозами. Из достопримечательностей второго дня можно отметить бывший комплекс зданий Аракчеевских казарм, а также целый ряд памятников, церквей с прогулочной набережной и кремлём в Великом Новгороде на финише велопутешествия.
Финишировав в Новгороде, до Петербурга добираемся на обычной электричке «ласточка», которая ежедневно курсирует между городами.
- Достопримечательности:
- день 1: памятник Виктору Цою, церковь Александра Невского, памятники Н.Н. Миклухо-Маклаю и Ю.Н. Рерих, старое круговое депо в Окуловке; усадьба Мусинвх-Пушкиных и Троицкая церковь в Перетно; входная арка, часовня, фонтаны с водонапорной башней и парковая лестница в усадьбе «Заветное»; Михайловская церковь в Боровёнке; Троицкая церковь в Торбино; Веребьинский обход на линии железной дороги Петербург-Москва; Сретенская церковь в Оксочи; Мстинский мост; Екатерининская церковь, Мариинское училище, пионерская тропа в усадьбе «Льзи»; Успенская церковь в Бору; Пантелеймоновская церковь в Бурге; Никольская церковь, Водоподъёмное здание для заправки паровозов, паровозное депо, дом купца Соловьёва, дом купца Курженкова в Малой Вишере.
- день 2: дом купцов Курженковых, скульптура пожарника и Авдошки (снежного человека) в Малой Вишере; Дубецкая дорога; военный мемориал на берегу реки Мста, бывшие здания Аракчеевских казарм и церковь Михаила Архангела в Новоселицах; Вишерский канал; Воскресенская церковь, набережная реки Волхов, Кремль, монумент Победы, мост Александра Невского в Великом Новгороде. - GPX трек маршрута с отметками:
Окуловка-Новгород. День 1. Окуловка-М. Вишера (Яндекс Диск)
Окуловка-Новгород. День 2. М. Вишера-Новгорода (с грейдером)
Окуловка-Новгород. День 2. М. Вишера-Новгорода (без грейдера) - Маршрут на Strava:
Окуловка-Новгород. День 1. Окуловка-М. Вишера
Окуловка-Новгород. День 2. М. Вишера - Новгород
(для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)
В этой статье я расскажу о короткой двухдневной велопоездке по Новгородской области со стартом в небольшом городке Окуловке, промежуточной остановкой в Малой Вишере и финишем в Великом Новгороде.
В первый день нам предстояло проехать длинный маршрут в 160 км, включающий несколько грунтовых и грейдерных участков, и добраться до Малой Вишеры.
GPX трек маршрута: День 1. «Окуловка-Малая Вишера»
А второй день был менее объёмный и включал около 100 километров пути до Великого Новгорода, при этом также были запланированы грейдерный и грунтовый участки, каждый по 20 км протяжённостью.
GPX трек маршрута:
День 2.«Малая Вишера-Новгород» (с грейдером и грутовкой)
День 2.«Малая Вишера-Новгород» (без грейдера и грутовки)
Маршрут этого велосипедного путешествия был составлен немного спонтанно. Так, трек первого дня я неожиданно для себя набросал ещё в июне буквально за час, случайно наткнувшись на пару достопримечательностей на карте и соединив их по приемлемым дорогам.
Для проживания в Малой Вишере за пару дней до поездки забронировали небольшую двухуровневую студию в одном из двух отелей города.
В прогнозах погоды в первый день (21 сентября) обещали пасмурную погоду без осадков, а на следующий день (22 сентября) небольшие осадки днём. По факту же всё вышло наоборот, в первый день с утра были мелкие осадки в виде мороси, а вот на второй день без осадков.
К месту старта, то есть до небольшого города Окуловки Новгородской области, добираемся с Московского вокзала Петербурга за менее чем три часа на поезде "ласточке", курсирующей по маршруту "Санкт-Петербург - Валдай - Старая Русса".
На вокзал желательно прибывать заранее, примерно за 45 минут до отправления, поскольку при досмотре на входе на вокзал придётся снять абсолютно все сумки и фляги с велосипеда для «просвечивания» их на досмотровой ленте.
Также стоит напомнить, что для провоза велосипедов в междугородних поездах «Ласточка» их необходимо убрать в чехол или же обмотать стрейч-плёнкой.
В 9:44 высаживаемся на платформе в Окуловке, которая встречает нас осадками в виде очень мелкой мороси, что для нас уже вовсе не помеха. Ведь в этом сезоне дождь в наших велопоездках стал традицией, вспомнить хотя бы трёхдневный вояж по Карелиив июне 2025 года. Вымокнуть под этой моросью не смогли, хотя грязи такие осадки добавили.
Окуловка впервые упоминается ещё в 1495 году, но большее развитие населённый пункт получил в 1851 году, когда здесь была проложена Николаевская железная дорога, и в 1856 году, когда здесь на берегу реки Перетны была построена бумажная фабрика.
Окуловка совсем маленький городок, особенно ничем не примечателен, поэтому в течении получаса осматриваем несколько достопримечательностей, заходим в магазин и выдвигаемся вперёд.
Покидаем Окуловку и вначале едемчерез шоссе до первого съезда к деревне Берёзовик.
После деревни движемся в направлении первого грунтового участка на нашем пути длинной около полутора километра.
К счастью грунтовка оказалась вполне пригодной для передвижения за исключением пары мест, где были лужи на всю её ширину.
После грунтовки выбрались на асфальтовую дорогу к деревне Перетно.
Здесь вначале останавливаемся у руин бывшей усадьбы Мусиных-Пушкиных, а после следуем к Троицкой церкви.
Усадьба принадлежала старинному русскому роду Мусиных-Пушкиных и была построена в период с конца 18 по начало 19 веков. Стараниями Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной в 1818 году была построена Троицкая церковь в стиле классицизма
Далее покатили по шоссе до одного из основных достопримечательностей маршрута - усадьбы Заветное, где сохранилась необычная арка, часть фонтана и часовня в виде небольшого замка.
Усадьба «Заветное» была приобретена в начале 20 века архитектором и инженером Михаилом Антоновичем Токарским. Именно он построил на территории усадьбы въездные ворота, 2-х этажный дом, два флигеля, часовня и ряд других построек. До нашего времени частично сохранилась арка въездных ворот, часовня, водонапорная башня, парковая лестница, фонтан.
Жемчужиной усадьбы является необычная часовня в виде средневекового рыцарского замка, расположенная на искусственном холме и состоящая из двух башен: квадратной и круглой.
На эту часовню-башню можно подняться по устроенной внутри винтовой лестнице.
Поднявшись наверх часовни надо быть аккуратным, поскольку здесь расположен большой квадратный проём в полу. Ранее в этот проём было вставлено голубое стекло, служившее одновременно и полом.
Внутри часовни по стенам расположены стрельчатые ниши, образованные тонкими тянутыми колонами с коринфскими капителями, нервюрами и дубовыми листьями.
Покидаем усадьбу и пересекаем скоростную магистраль М-11 «Нева», после которой через пару километров сворачиваем на второстепенную дорогу соединяющую ряд мелких деревень и сёл.
Эта второстепенная дорога имела старое, но целое асфальтовое покрытие, и при этом также была холмистой.
По этой дороге мы снова добрались до пересечения с М-11, здесь сделали небольшую остановку на отдых и перекус.
Едем дальше и дорога становится сложнее.
Этот участок пути, как изначально предполагалось, должен был представлять собой непростой 50-километровый грейдер неизвестного состояния, который к нашему удивлению по большей части оказался покрыт свежим асфальтом.
Правда появившийся асфальт, не повлиял на рельеф, он также остался довольно холмистым с большим количеством спусков и подъёмов.
К посёлку Боровёнка с одноимённой железнодорожной станцией решили не ехать, поскольку из всех достопримечательностей там были только продуктовые магазины, в которых мы на данный момент не нуждались. Зато, не поехав к посёлку, сократили свой длинный маршрут на 6 километров.
Остановились в Торбино, - условном экваторе маршрута, на отдых после 69 километров пути и зашли в магазин.
Далее начался ещё один грейдер, достаточно ровный, номестами с россыпью щебня и грязными участками после осадков.
По грейдеру мы добрались до платформы «204 км», или начала, так называемого, Веребьинского железнодорожного обхода, о котором я расскажу в следующей статье.