Найти в Дзене

Велопутешествие «Окуловка–Новгород». День1. "Окуловка–Малая Вишера". Усадьба «Заветное». Веребьинский железнодорожный обход.

Финишировав в Новгороде, до Петербурга добираемся на обычной электричке «ласточка», которая ежедневно курсирует между городами. В этой статье я расскажу о короткой двухдневной велопоездке по Новгородской области со стартом в небольшом городке Окуловке, промежуточной остановкой в Малой Вишере и финишем в Великом Новгороде. В первый день нам предстояло проехать длинный маршрут в 160 км, включающий несколько грунтовых и грейдерных участков, и добраться до Малой Вишеры. GPX трек маршрута: День 1. «Окуловка-Малая Вишера» А второй день был менее объёмный и включал около 100 километров пути до Великого Новгорода, при этом также были запланированы грейдерный и грунтовый участки, каждый по 20 км протяжённостью. GPX трек маршрута:
День 2.«Малая Вишера-Новгород» (с грейдером и грутовкой)
День 2.«Малая Вишера-Новгород» (без грейдера и грутовки) Маршрут этого велосипедного путешествия был составлен немного спонтанно. Так, трек первого дня я неожиданно для себя набросал ещё в июне буквально за ча
  • Тип маршрута: велосипедный
  • Дата поездки: 21-22сентября 2025 года
  • Сложность: 3 из 5 баллов
  • Местоположение: центр и северо-запад Новгородской области, Окуловка, Малая Вишера, Великий Новгород.
  • Протяжённость: ≈257 км
    - в первый день: 160 км
    - во второй день: 97 км
  • Покрытие:
    Асфальт: 141 км
    Грейдер: 87 км
    Грунт: 28 км
    - в первый день:
    Асфальт: 82 км
    Грейдер: 67 км (из них 7 км по полотну Веребьинского обхода)
    Грунт: 3+8=11 км
    - во второй день:
    Асфальт: 60км
    Грейдер: 21км
    Грунт: 16км
  • Набор высоты:
    - в первый день:
    712 м (по картам Strava)
    - во второй день: 210 м (по картам Strava)
  • Наличие грязи: возможно на грейдерных и грунтовых дорогах после осадков
  • Краткое описание:
    Двухдневная велосипедная поездка по Новгородской области из Окуловки до Великого Новгорода через Малую Вишеру. До города Окуловка с комфортом можно добраться за менее чем три часа на поезде "ласточка", курсирующей по маршруту "Санкт-Петербург - Валдай - Старая Русса".
    В первый день маршрут до Малой Вишеры составит 160 км, и будет включать несколько непродолжительных грунтовых, а также более длинных грейдерных участков, часть из которых пройдёт по холмистой местности Валдайской возвышенности. В этот день осмотрим такие достопримечательности как необычная усадьба «Заветное» М.А. Токарского, высокий Мстинский мост, усадьба «Льзи» и ряд иных памятников в Окуловке и Малой Вишере. А одна из главных целей всего маршрута этого дня – это посещение бывшего Веребьинского железнодорожного обхода или, как его ещё прозвали в народе, «палец императора».
    Остановиться на ночёвку в Малой Вишере можно в хороших номерах-студиях отеля «капсульный», либо менее хороших съёмных квартирах города, предложений которых не так много. Поэтому рекомендую в первую очередь данный отель.
    Маршрут второго дня менее объёмный и включает около 100 км пути от Малой Вишеры до Великого Новгорода. При этом маршрут также имеет грейдерный и грунтовый участки, каждый протяжённостью по 20 км. Правда, скажу сразу, что по факту эти два участка мы не проехали из-за плохого состояния грейдера, разбитого лесовозами. Из достопримечательностей второго дня можно отметить бывший комплекс зданий Аракчеевских казарм, а также целый ряд памятников, церквей с прогулочной набережной и кремлём в Великом Новгороде на финише велопутешествия.

Финишировав в Новгороде, до Петербурга добираемся на обычной электричке «ласточка», которая ежедневно курсирует между городами.

  • Достопримечательности:
    - день 1: памятник Виктору Цою, церковь Александра Невского, памятники Н.Н. Миклухо-Маклаю и Ю.Н. Рерих, старое круговое депо в Окуловке; усадьба Мусинвх-Пушкиных и Троицкая церковь в Перетно; входная арка, часовня, фонтаны с водонапорной башней и парковая лестница в усадьбе «Заветное»; Михайловская церковь в Боровёнке; Троицкая церковь в Торбино; Веребьинский обход на линии железной дороги Петербург-Москва; Сретенская церковь в Оксочи; Мстинский мост; Екатерининская церковь, Мариинское училище, пионерская тропа в усадьбе «Льзи»; Успенская церковь в Бору; Пантелеймоновская церковь в Бурге; Никольская церковь, Водоподъёмное здание для заправки паровозов, паровозное депо, дом купца Соловьёва, дом купца Курженкова в Малой Вишере.
    - день 2: дом купцов Курженковых, скульптура пожарника и Авдошки (снежного человека) в Малой Вишере; Дубецкая дорога; военный мемориал на берегу реки Мста, бывшие здания Аракчеевских казарм и церковь Михаила Архангела в Новоселицах; Вишерский канал; Воскресенская церковь, набережная реки Волхов, Кремль, монумент Победы, мост Александра Невского в Великом Новгороде.
  • GPX трек маршрута с отметками:
    Окуловка-Новгород. День 1. Окуловка-М. Вишера (Яндекс Диск)
    Окуловка-Новгород.
    День 2. М. Вишера-Новгорода (с грейдером)
    Окуловка-Новгород.
    День 2. М. Вишера-Новгорода (без грейдера)
  • Маршрут на Strava:
    Окуловка-Новгород.
    День 1. Окуловка-М. Вишера
    Окуловка-Новгород.
    День 2. М. Вишера - Новгород
    (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

В этой статье я расскажу о короткой двухдневной велопоездке по Новгородской области со стартом в небольшом городке Окуловке, промежуточной остановкой в Малой Вишере и финишем в Великом Новгороде.

Общая схема двухдневноговелопутешествия по маршруту «Окуловка-Малая Вишера- Новгород»
Общая схема двухдневноговелопутешествия по маршруту «Окуловка-Малая Вишера- Новгород»

В первый день нам предстояло проехать длинный маршрут в 160 км, включающий несколько грунтовых и грейдерных участков, и добраться до Малой Вишеры.

День 1. Схема первого дня велопоездки из Окуловки в Малую Вишеру.
День 1. Схема первого дня велопоездки из Окуловки в Малую Вишеру.

GPX трек маршрута: День 1. «Окуловка-Малая Вишера»

А второй день был менее объёмный и включал около 100 километров пути до Великого Новгорода, при этом также были запланированы грейдерный и грунтовый участки, каждый по 20 км протяжённостью.

GPX трек маршрута:
День 2.«Малая Вишера-Новгород» (с грейдером и грутовкой)
День 2.«Малая Вишера-Новгород» (без грейдера и грутовки)

Маршрут этого велосипедного путешествия был составлен немного спонтанно. Так, трек первого дня я неожиданно для себя набросал ещё в июне буквально за час, случайно наткнувшись на пару достопримечательностей на карте и соединив их по приемлемым дорогам.

Для проживания в Малой Вишере за пару дней до поездки забронировали небольшую двухуровневую студию в одном из двух отелей города.

В прогнозах погоды в первый день (21 сентября) обещали пасмурную погоду без осадков, а на следующий день (22 сентября) небольшие осадки днём. По факту же всё вышло наоборот, в первый день с утра были мелкие осадки в виде мороси, а вот на второй день без осадков.

К месту старта, то есть до небольшого города Окуловки Новгородской области, добираемся с Московского вокзала Петербурга за менее чем три часа на поезде "ласточке", курсирующей по маршруту "Санкт-Петербург - Валдай - Старая Русса".

Московский вокзал Петербурга. Фото с сайта bestvietnam.ru
Московский вокзал Петербурга. Фото с сайта bestvietnam.ru
На Московский вокзал для удобства заехал с Полтавской улицы, где располагается Феодоровский собор с участком краснокирпичной крепостной стены.
На Московский вокзал для удобства заехал с Полтавской улицы, где располагается Феодоровский собор с участком краснокирпичной крепостной стены.

На вокзал желательно прибывать заранее, примерно за 45 минут до отправления, поскольку при досмотре на входе на вокзал придётся снять абсолютно все сумки и фляги с велосипеда для «просвечивания» их на досмотровой ленте.

Ласточка в Старую Руссу на вокзале
Ласточка в Старую Руссу на вокзале

Также стоит напомнить, что для провоза велосипедов в междугородних поездах «Ласточка» их необходимо убрать в чехол или же обмотать стрейч-плёнкой.

А вот прикатил прямо на платформу к поезду, на удивление всех полицейских на заднем фоне, второй герой этого путешествия – Пётр, мой коллега по велопоездкам.
А вот прикатил прямо на платформу к поезду, на удивление всех полицейских на заднем фоне, второй герой этого путешествия – Пётр, мой коллега по велопоездкам.

В 9:44 высаживаемся на платформе в Окуловке, которая встречает нас осадками в виде очень мелкой мороси, что для нас уже вовсе не помеха. Ведь в этом сезоне дождь в наших велопоездках стал традицией, вспомнить хотя бы трёхдневный вояж по Карелиив июне 2025 года. Вымокнуть под этой моросью не смогли, хотя грязи такие осадки добавили.

Туманно-дождевая Окуловка. Фото с пешеходного перехода над железной дорогой. Слева церковь Александра Невского.
Туманно-дождевая Окуловка. Фото с пешеходного перехода над железной дорогой. Слева церковь Александра Невского.

Окуловка впервые упоминается ещё в 1495 году, но большее развитие населённый пункт получил в 1851 году, когда здесь была проложена Николаевская железная дорога, и в 1856 году, когда здесь на берегу реки Перетны была построена бумажная фабрика.

Окуловка совсем маленький городок, особенно ничем не примечателен, поэтому в течении получаса осматриваем несколько достопримечательностей, заходим в магазин и выдвигаемся вперёд.

Памятник путешественнику Миклухо-Маклаю уроженцу деревни Языково вблизи Окуловки.
Памятник путешественнику Миклухо-Маклаю уроженцу деревни Языково вблизи Окуловки.
Памятник ещё одному путешественнику, а также востоковеду и лингвисту Ю.Н. Рериху, уроженцу Окуловки
Памятник ещё одному путешественнику, а также востоковеду и лингвисту Ю.Н. Рериху, уроженцу Окуловки
Типичные одноэтажные дома на улицах Окуловки
Типичные одноэтажные дома на улицах Окуловки
Отреставрированное здание бывшего купеческого клуба. Сейчас здесь находится культурно-досуговый центр.
Отреставрированное здание бывшего купеческого клуба. Сейчас здесь находится культурно-досуговый центр.

Покидаем Окуловку и вначале едемчерез шоссе до первого съезда к деревне Берёзовик.

На выезде из Окуловки. Дыхание осени.
На выезде из Окуловки. Дыхание осени.

После деревни движемся в направлении первого грунтового участка на нашем пути длинной около полутора километра.

К счастью грунтовка оказалась вполне пригодной для передвижения за исключением пары мест, где были лужи на всю её ширину.

Грунтовый участок маршрута
Грунтовый участок маршрута

После грунтовки выбрались на асфальтовую дорогу к деревне Перетно.

Здесь вначале останавливаемся у руин бывшей усадьбы Мусиных-Пушкиных, а после следуем к Троицкой церкви.

Усадьба принадлежала старинному русскому роду Мусиных-Пушкиных и была построена в период с конца 18 по начало 19 веков. Стараниями Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной в 1818 году была построена Троицкая церковь в стиле классицизма

Троицкая церковь
Троицкая церковь
Тут же стела на могилепомещицы-майорши Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной
Тут же стела на могилепомещицы-майорши Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной

Далее покатили по шоссе до одного из основных достопримечательностей маршрута - усадьбы Заветное, где сохранилась необычная арка, часть фонтана и часовня в виде небольшого замка.

Вездеход местного жителя деревни Перетно.
Вездеход местного жителя деревни Перетно.
Сворачиваем к парковке рядом с усадьбе
Сворачиваем к парковке рядом с усадьбе

Усадьба «Заветное» была приобретена в начале 20 века архитектором и инженером Михаилом Антоновичем Токарским. Именно он построил на территории усадьбы въездные ворота, 2-х этажный дом, два флигеля, часовня и ряд других построек. До нашего времени частично сохранилась арка въездных ворот, часовня, водонапорная башня, парковая лестница, фонтан.

Частично сохранившийся фонтан
Частично сохранившийся фонтан
Парковая лестница и водонапорная башня
Парковая лестница и водонапорная башня
Внизу лестницы устроены две лавочки, за которыми виднеются остатки ещё одного фонтана.
Внизу лестницы устроены две лавочки, за которыми виднеются остатки ещё одного фонтана.

Жемчужиной усадьбы является необычная часовня в виде средневекового рыцарского замка, расположенная на искусственном холме и состоящая из двух башен: квадратной и круглой.

Дорога к часовни с мостом через мелкий ручей
Дорога к часовни с мостом через мелкий ручей

На эту часовню-башню можно подняться по устроенной внутри винтовой лестнице.

Винтовая лестница внутри
Винтовая лестница внутри

Поднявшись наверх часовни надо быть аккуратным, поскольку здесь расположен большой квадратный проём в полу. Ранее в этот проём было вставлено голубое стекло, служившее одновременно и полом.

Опасный проём в полу наверху часовни
Опасный проём в полу наверху часовни

Внутри часовни по стенам расположены стрельчатые ниши, образованные тонкими тянутыми колонами с коринфскими капителями, нервюрами и дубовыми листьями.

Интерьер первого уровня часовни
Интерьер первого уровня часовни
Старые фото построек усадьбы и небольшая биография М.А, Токарского
Старые фото построек усадьбы и небольшая биография М.А, Токарского

Покидаем усадьбу и пересекаем скоростную магистраль М-11 «Нева», после которой через пару километров сворачиваем на второстепенную дорогу соединяющую ряд мелких деревень и сёл.

Магистраль М-11
Магистраль М-11
Поворот на второстепенную дорогу в сторону Федосково.
Поворот на второстепенную дорогу в сторону Федосково.

Эта второстепенная дорога имела старое, но целое асфальтовое покрытие, и при этом также была холмистой.

Едем около 8 километров по узкой дороге через глухие или вовсе вымершие деревни Новгородской области
Едем около 8 километров по узкой дороге через глухие или вовсе вымершие деревни Новгородской области

По этой дороге мы снова добрались до пересечения с М-11, здесь сделали небольшую остановку на отдых и перекус.

Едем дальше и дорога становится сложнее.

После путепровода над М-11 начинается более сложная гравийная дорога, которая вначале петляет вдоль М-11 и хорошо просматривается с путепровода.
После путепровода над М-11 начинается более сложная гравийная дорога, которая вначале петляет вдоль М-11 и хорошо просматривается с путепровода.

Этот участок пути, как изначально предполагалось, должен был представлять собой непростой 50-километровый грейдер неизвестного состояния, который к нашему удивлению по большей части оказался покрыт свежим асфальтом.

Грейдером по факту оказались только первые 4 километра дороги
Грейдером по факту оказались только первые 4 километра дороги
Первый участок асфальтовой дороги со старым но целым покрытием после грейдера.
Первый участок асфальтовой дороги со старым но целым покрытием после грейдера.

Правда появившийся асфальт, не повлиял на рельеф, он также остался довольно холмистым с большим количеством спусков и подъёмов.

Затяжной подъём-тягунок, который, как это часто бывает, не очень виден на фотографиях.
Затяжной подъём-тягунок, который, как это часто бывает, не очень виден на фотографиях.
«Плоский» участок через красивые сосновые леса
«Плоский» участок через красивые сосновые леса
Наше селфи
Наше селфи

К посёлку Боровёнка с одноимённой железнодорожной станцией решили не ехать, поскольку из всех достопримечательностей там были только продуктовые магазины, в которых мы на данный момент не нуждались. Зато, не поехав к посёлку, сократили свой длинный маршрут на 6 километров.

Заехали на высокую точку местности рядом с большим озером Вялое, которое виднеется в низине  слева на фотографии
Заехали на высокую точку местности рядом с большим озером Вялое, которое виднеется в низине слева на фотографии
Проезжаем небольшой участок грейдера на подъезде к деревне и железнодорожной станции Торбино
Проезжаем небольшой участок грейдера на подъезде к деревне и железнодорожной станции Торбино
Водонапорная башня в Торбино
Водонапорная башня в Торбино

Остановились в Торбино, - условном экваторе маршрута, на отдых после 69 километров пути и зашли в магазин.

Далее начался ещё один грейдер, достаточно ровный, номестами с россыпью щебня и грязными участками после осадков.

Пересечение с железнодорожной веткой Санкт-Петербург-Москва
Пересечение с железнодорожной веткой Санкт-Петербург-Москва

По грейдеру мы добрались до платформы «204 км», или начала, так называемого, Веребьинского железнодорожного обхода, о котором я расскажу в следующей статье.