Найти в Дзене

Королевский музей армии и военной истории Бельгии: легкие самолеты Эрнеста Оскара Типса

Эрнест Оскар Типс (1893-1978) - бельгийский авиаконструктор, соучредитель британской авиационной компании Fairey, основанной в 1915 году и ее бельгийской дочерней компании Avions Fairey в 1931 году. Родился в Тельроде в 1893 году, младший из 13 детей. Его семья активно занималась изготовлением велосипеды. Свой первый самолет-утку он построил в 1908 году вместе со братом Морисом, а в 1909 году они построили биплан. Во время Первой мировой войны он бежал через Нидерланды в Англию. Изучал авиационную технику в Short Brothers и был первым сотрудником недавно созданной авиационной компании Fairey. Он получил лицензию британского пилота 6 мая 1918 года. В 1931 году он вернулся в Бельгию, чтобы создать бельгийский филиал Fairey Avions, которая стала краеугольным камнем развития авиационной промышленности Бельгии. Параллельно с основным профилем компании он проектировал и строил легкие самолеты. В 1933 году он собрал первый Tipsy S, оснащенный двигателем Douglas Sprite мощностью 16 л. с. Моде

Эрнест Оскар Типс (1893-1978) - бельгийский авиаконструктор, соучредитель британской авиационной компании Fairey, основанной в 1915 году и ее бельгийской дочерней компании Avions Fairey в 1931 году. Родился в Тельроде в 1893 году, младший из 13 детей. Его семья активно занималась изготовлением велосипеды. Свой первый самолет-утку он построил в 1908 году вместе со братом Морисом, а в 1909 году они построили биплан. Во время Первой мировой войны он бежал через Нидерланды в Англию. Изучал авиационную технику в Short Brothers и был первым сотрудником недавно созданной авиационной компании Fairey. Он получил лицензию британского пилота 6 мая 1918 года. В 1931 году он вернулся в Бельгию, чтобы создать бельгийский филиал Fairey Avions, которая стала краеугольным камнем развития авиационной промышленности Бельгии. Параллельно с основным профилем компании он проектировал и строил легкие самолеты. В 1933 году он собрал первый Tipsy S, оснащенный двигателем Douglas Sprite мощностью 16 л. с. Модель Tipsy M был хитом, и его концепция была близка к концепции современных истребителей. В преддверии Второй мировой войны Типс организовали эвакуацию компании в Великобританию, где он занимал должность главного инженера-исследователя нового вертолетного отделения в Fairey Aviation. После войны два сына Типса присоединились к компании. В 1946 году они разработали Tipsy Junior . В 1957 году Типс выпустил свою последнюю модель самолета, Tipsy Nipper, легкий одноместный самолет, который он сравнивал с «Фольксвагеном самолетов».

Tipsy S.2 - его первый самолет. Всего было построено 26 самолетов с двигателями мощностью 26-40 л. с. Имеет классическую, для своего времени, конструкцию: деревянный каркас с металлическими узлами и тканевая или фанерная обшивка. В настоящее время осталось всего два самолета. Второй - в шведском частном музее.

-2

Настоящий коммерческий успех Tipsy пришел с появлением модели Tipsy В. Это был цельнодеревянный двухместный свободнонесущий спортивный моноплан. Курсант и инструктор располагались бок о бок. Самолёт мог выпускаться с закрытой или открытой кабиной. Соответственно, обозначение самолёта во втором случае менялось на Tipsy Вс. Управление было дублированным. Установленный на этот самолёте 60-сильный двигатель Walter Mikron II позволял развивать скорость до 160 км/ч.

-3

Основной задачей при проектировании являлось создание самолёта с высокими лётными качествами, который мог бы использоваться как частными лицами, так и для обучения военных лётчиков. Первый полёт прототип Tipsy В совершил 8 мая 1937 года. Двумя неделями позже самолёт показали британским экспертам. Удача улыбнулась бельгийцам практически мгновенно - уже 5-го июня 1937 года была образована компания Tipsy Light Aircraft Company, которая должна была собирать самолёты Tipsy В по лицензии. Тем не менее, до оккупации Бельгии в мае 1940 года удалось собрать всего 23 самолёта.

-4

В августе 1938 года британский вариант Tipsy B получил сертификат лётной годности, однако на испытаниях выявились проблемы с управляемостью. Для их решения на 18% увеличили площадь руля направления, после чего существенных замечаний к самолёту более не предъявлялось. Модернизированные самолёты были приняты в эксплуатацию под новым обозначением Tipsy Trainer. Всего было собрано 18 самолётов. Последний серийный Tipsy Trainer прошел испытания в 1948 году. К настоящему времени в лётном состоянии поддерживаются пять самолётов.

-5

Belfair был основан на Tipsy B, но имел полностью закрытую кабину. Самолет продемонстрировал великолепные летные характеристики, дважды побив мировой рекорд дальности полета для самолетов своего класса ( класс FAI 1A - до 500 кг). Первый из этих полетов был совершен Альбертом ван Котемом 21 августа 1950 года и покрыл 945 км. Второй, сделанный П. Андерсоном 3 августа 1955 г., почти утроил это до 2635 км. К сожалению, Belfair стала жертвой перенасыщения легких самолетов на рынке после Второй мировой войны. Цена самолета составляла 200 000 бельгийских франков, когда излишки войны Piper Cubs и аналогичные самолеты продавались примерно за 30 000. Вот почему всего было построено семь самолетов.

-6

Видимо для улучшения характеристик сваливания за дополнительную плату можно было приобрести вариант со щелевым крылом.

-7

-8
-9

На страницах авиационных журналов 70-х годов фотографии этой "увеличенной авиамодели" можно было увидеть часто. Tipsy Nipper - пилотажным самолетом, который был спроектирован так, чтобы его было легко летать, дешево покупать и обслуживать. Он был разработан как для заводского так и для домашнего строительства из набора или по чертежам. Первый самолет вылетел 12 декабря 1957 года. Самолет строился с 1959 по 1961 годы, было поставлено 59 самолетов и 78 комплектов для сборки. После чего Avions Fairey прекратили производство, чтобы освободить место для сборки F-104G Starfighter для ВВС Бельгии (!). Самолет имеет стальной сварной ферменный фюзеляж и деревянное крыло с тканевой обшивкой. Вес пустого всего 299 кг. Ранние самолеты были оснащены 40-сильным двигателем Stamo Volkswagen с воздушным охлаждением, а более поздние модели использовали двигатели Pollman-Hepu мощностью 40 л.с. или Stark Stamo мощностью 45 л.с. Совсем недавно был установлен двигатель Jabiru 2200 мощностью 85 л.с. В мае 1971 года компания Nipper Aircraft Ltd. прекратила работу и продала лицензию компании Nipper Kits and Components, компании, которая помогает строителям наборов самолетов. В 2000 году около 45 самолетов еще летали, в основном в Великобритании, где по состоянию на 2017 год оставалось 19.

-10

-11

-12