Найти в Дзене
X5 Transport

Легендарные заводы СССР: как появились ГАЗ и МЗМА?

1929 год стал ключевым этапом в развитии советского автомобилестроения, ознаменовав начало масштабных проектов по созданию собственной автомобильной промышленности. В этот год было подписано важное соглашение между СССР и компанией "Форд", заложившее основу для строительства первых советских автозаводов и запуска производства отечественных автомобилей по лицензии и не только. Именно в рамках реализации этого соглашения на свет появилось сразу два знаковых предприятия — будущие ГАЗ и МЗМА. Углубиться в историю создания предприятий нам помог Алексей Кузнецов, водитель АТП Краснодар и настоящий фанат автомобильной истории. 31 мая в Дирборне, штат Мичиган, был подписан договор между представителями Совета народных комиссаров СССР и компанией "Форд" о строительстве в России автозавода плановой мощностью 100 тысяч автомобилей в год и о техническом сотрудничестве сроком на 9 лет. Для страны это был один из первых крупных по масштабу проектов. Местом базирования был выбран Нижний Новгород — го
Оглавление

1929 год стал ключевым этапом в развитии советского автомобилестроения, ознаменовав начало масштабных проектов по созданию собственной автомобильной промышленности. В этот год было подписано важное соглашение между СССР и компанией "Форд", заложившее основу для строительства первых советских автозаводов и запуска производства отечественных автомобилей по лицензии и не только. Именно в рамках реализации этого соглашения на свет появилось сразу два знаковых предприятия — будущие ГАЗ и МЗМА.

Углубиться в историю создания предприятий нам помог Алексей Кузнецов, водитель АТП Краснодар и настоящий фанат автомобильной истории.

Подписание договора с компанией "Форд" и основание завода в Нижнем Новгороде

31 мая в Дирборне, штат Мичиган, был подписан договор между представителями Совета народных комиссаров СССР и компанией "Форд" о строительстве в России автозавода плановой мощностью 100 тысяч автомобилей в год и о техническом сотрудничестве сроком на 9 лет. Для страны это был один из первых крупных по масштабу проектов.

Местом базирования был выбран Нижний Новгород — город, расположенный на пересечении основных водных и железнодорожных путей. Централизованное руководство по вопросам строительства, обеспечения и закупок было возложено на специально созданное Госуправление "Автострой". В июле 1929 года в пригородных полях у деревни Монастырка начались геодезические работы. Проектирование объектов велось фирмой "Остин" из Огайо, которая отвечала и за монтаж фордовского технологического оборудования, а также за застройку нового спутника Нижнего Новгорода — Соцгорода.

Параллельно с подготовкой к строительству завода в феврале 1930 года началась сборка 1,5-тонных грузовиков Ford-AA в другом пригороде Нижнего Новгорода — Канавине, на предприятии с названием "Гудок Октября", которое стало первым автосборочным заводом в СССР. Конвейер и 72 тысяч машинокомплектов закупили у компании "Форд" для сборки внутри страны до начала производства собственных автомобилей.

-2

Расширение автосборочных заводов

По тому же плану в 1931 году вторым автосборочным предприятием стал Московский завод имени КИМ (Коммунистический Интернационал Молодёжи), позже переименованный в Московский Завод Малолитражных Автомобилей (МЗМА), и, соответственно, Автомобильным заводом имени Ленинского комсомола (АЗЛК), выпускавшим автомобили «Москвич». До этого оба завода становятся филиалами ГАЗа. 2 мая 1930 года был торжественно заложен первый камень Нижегородского автомобильного завода.

-3

Развитие Нижегородского автозавода

Первоначально завод носил название Нижегородский автомобильный завод (НАЗ). На строительстве работали свыше тридцати тысяч крестьян — выдвиженцев и самовыдвиженцев из близлежащих регионов. 1 января 1932 года завод начал свою работу как действующее предприятие СССР. А 29 января с конвейера сошел первый отечественный грузовик НАЗ-АА. В декабре этого же года на предприятии началось производство легковой модели ГАЗ-А — лицензионной копии американского Ford-А.

ГАЗ-А — лицензионная копия Ford-A
ГАЗ-А — лицензионная копия Ford-A

Основание Московского автосборочного завода имени КИМ

История Московского автосборочного завода имени КИМ (Коммунистический Интернационал Молодёжи) начинается 2 сентября 1927 года, когда на заседании СНК РСФСР было принято решение о создании дополнительного автозавода в Москве с плановой мощностью 10–12 тысяч автомобилей в год. 12 декабря 1927 года выделили участок площадью 200 гектаров в Рогожско-Симоновском районе Москвы.

Завод был возведен в кратчайшие сроки, поскольку его строительство объявили ударным. 6 ноября 1930 года запустили главный конвейер. Новый завод получил название Государственный автосборочный завод имени КИМ и начал производить автомобили "Форд А" и "Форд АА" из машинокомплектов, поставляемых из США.

В 1933 году завод стал филиалом Горьковского автозавода, перешел на сборку автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА из советских комплектующих, а в 1939 году приобрел самостоятельность, получив статус Московского автомобильного завода имени КИМ.

Совсем скоро мы вернемся к истории Московского автомобильного завода в отдельной статье. Предприятие сыграло важную роль в развитии советского автопрома — именно здесь производили автомобили КИМ и Москвич, ставшие символами автомобильной индустрии 40-х годов.

ГАЗ-АА — лицензионная копия Ford-AA
ГАЗ-АА — лицензионная копия Ford-AA