Найти в Дзене
Минтранс России

Машина на лыжах с авиационным мотором

26 ноября 1959 года впервые на заснеженные трассы вышли девять экземпляров аэросаней «Север». Разработка необычной машины осуществлялась в опытно-конструкторском бюро, которое возглавлял Николай Ильич Камов. В том момент инженеры трудились над многоцелевым вертолетом Ка-18, так что создание аэросаней оказалось для них эдакой «побочкой». Согласно техническому заданию, машина должна была перевозить полтонны груза по снегу глубиной до 300 миллиметров со скорость 40 км/ч. При этом для сборки требовалось применять узлы уже существующих серийных автомобилей, вертолетов или самолетов. Техническое решение нашлось оригинальное. Конструкция базировалась на кузове ГАЗ-М20 «Победа». Помимо корпуса от автомобиля взяли рулевое управление, переднюю подвеску и сиденья. Капот «Победы» переделали под багажник для складирования почты. От вертолета Ка-15 достались стойки амортизаторов задних лыж. От самолета Як-12 – жалюзи охлаждения мотора. Изначально планировали использовать форсированный авиационн

26 ноября 1959 года впервые на заснеженные трассы вышли девять экземпляров аэросаней «Север».

Разработка необычной машины осуществлялась в опытно-конструкторском бюро, которое возглавлял Николай Ильич Камов. В том момент инженеры трудились над многоцелевым вертолетом Ка-18, так что создание аэросаней оказалось для них эдакой «побочкой». Согласно техническому заданию, машина должна была перевозить полтонны груза по снегу глубиной до 300 миллиметров со скорость 40 км/ч. При этом для сборки требовалось применять узлы уже существующих серийных автомобилей, вертолетов или самолетов.

Проектное изображение из архивов опытно-конструкторского бюро
Проектное изображение из архивов опытно-конструкторского бюро

Техническое решение нашлось оригинальное. Конструкция базировалась на кузове ГАЗ-М20 «Победа». Помимо корпуса от автомобиля взяли рулевое управление, переднюю подвеску и сиденья. Капот «Победы» переделали под багажник для складирования почты. От вертолета Ка-15 достались стойки амортизаторов задних лыж. От самолета Як-12 – жалюзи охлаждения мотора.

-3

Изначально планировали использовать форсированный авиационный мотор М-11Ф мощностью 160 лошадиных сил. Однако Камов настоял на том, что в тяжелых погодных условиях себя лучше покажет 260-сильных авиационный двигатель АИ-14. Получившийся результат даже превзошел некоторые параметры технического задания. Вместо 40 км/ч максимальная скорость достигла 60 км/ч. А дальность хода составила 360 километров.

-4

Аэросани назвали «Север-2» (существовал ли «Север-1» - история умалчивает). Однако в процессе выпуска цифра «2» из названия куда-то исчезла. Первые девять серийных машин собрали на авиационном заводе в городе Арсеньев Приморского края (с 16 декабря 1961 года носит название «Прогресс»), их отправили в Комсомольск-на-Амуре. Всего с 1959 по 1961 год выпустили 100 экземпляров.

-5

«Север» доставлял почту в труднодоступные районы на берегах рек Лена, Обь и Печора, куда раньше удавалось добраться только на собачьих упряжках. Также машины осуществляли регулярные почтовые и пассажирские рейсы по зимнему бездорожью Сибири, Дальнего Востока и Казахстана в мороз до 45-50 градусов Цельсия. Средний пробег аэросаней составлял 12-15 тысяч километров в год, а средняя скорость движения на заснеженных трассах равнялась 30-35 км/ч.

-6

Однако состоявшийся эксперимент признали неудачным. Виной всему тяжелые погодные условия. В дикий мороз нагрузка на фюзеляж аэросаней возрастала в пять раз по сравнению с обычными условиями. И если на дорогах в центральной части страны тонкий стальной лист «Победы» отличался довольно высокой прочностью, то в суровых реалиях русского севера этого оказалось недостаточно.

Сохранившийся до наших дней экземпляр представлен в Центральном музее военно-воздушных сил в Монино
Сохранившийся до наших дней экземпляр представлен в Центральном музее военно-воздушных сил в Монино