Найти в Дзене

Коррекция ребёнка своими силами? Да, это возможно!

Я детский и взрослый дефектолог и логопед, специализируюсь на ДЦП, РАС, интеллектуальных нарушениях. В планах – диссертация. Моя цель – сделать максимально доступными адаптацию и обучение людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Помочь преодолеть трудности развития мышления и речи. Поддержать в подготовке к взрослой жизни. Найти ресурсы и точки роста даже в самых, казалось бы, безнадёжных ситуациях. Занятия со специалистом не заменяют общение в семье. Именно родители (или по-настоящему близкие люди) показывают ребёнку пример. Рассказывают про хорошо и плохо. Объясняют об опасности и безопасность. Дают совет. Помогают. Поддерживают. Именно родители делают так, чтобы ребёнок вырос самостоятельным, мог себя обслужить, обеспечить. Умел дружить и любить. Чувствовал себя счастливым. Заботился о близких так, как с детства заботились о нём. Занятия – это лишь вспомогательный инструмент. Основное обучение происходит в процессе общения – дома, на даче, в саду, в школе, в магазине, в
Идеальное занятие). Моё творчество с помощью нейросети
Идеальное занятие). Моё творчество с помощью нейросети

Я детский и взрослый дефектолог и логопед, специализируюсь на ДЦП, РАС, интеллектуальных нарушениях. В планах – диссертация.

Моя цель – сделать максимально доступными адаптацию и обучение людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Помочь преодолеть трудности развития мышления и речи. Поддержать в подготовке к взрослой жизни. Найти ресурсы и точки роста даже в самых, казалось бы, безнадёжных ситуациях.

Занятия со специалистом не заменяют общение в семье. Именно родители (или по-настоящему близкие люди) показывают ребёнку пример. Рассказывают про хорошо и плохо. Объясняют об опасности и безопасность. Дают совет. Помогают. Поддерживают.

Именно родители делают так, чтобы ребёнок вырос самостоятельным, мог себя обслужить, обеспечить. Умел дружить и любить. Чувствовал себя счастливым. Заботился о близких так, как с детства заботились о нём.

Занятия – это лишь вспомогательный инструмент. Основное обучение происходит в процессе общения – дома, на даче, в саду, в школе, в магазине, в поликлинике, через контент в социальных сетях и передачи по телевизору. Ребёнок черпает знания из прочитанных ему книг, из знакомых сюжетов игр, через копирование поведения взрослых в увиденных ситуациях.

Тактично обходим острые углы. Не доводим до слез и истерик постоянными придирками, критикой, сравнением с другими, недостижимыми требованиями, хаотичными действиями. Если дефицит не получается скорректировать, значит, компенсируем его другими навыками.

В ваших силах организовать безопасное и, при необходимости, безбарьерное пространство в квартире. Попытаться развить речь или не затягивать с введением альтернативной коммуникации. Недоступно письмо от руки – учимся печатать. Не получается движение «захват руки» - осваиваем игру на синтезаторе, нажимая на одну клавишу всей кистью. Зажаты мышцы артикуляционного аппарата – мычим нараспев, это тоже полезное упражнение для подготовки к старту речи. Вводим ритуалы. Соблюдаем режим и поддерживаем предсказуемость.

Хромает учёба – повторяем каждый день, день за днем, используем наглядные способы. Не запоминает стихи, но любит рисовать? Рисуем комикс и рассказываем стихотворение по картинкам. Теряет строчки при чтении? Читаем по линейке, читаем диалоги по ролям.

Участие семьи в адаптации. Моё творчество с помощью нейросети
Участие семьи в адаптации. Моё творчество с помощью нейросети

Мы не вправе игнорировать физиологические ограничения и динамику диагнозов. НО! Мы в силах поддержать, раскрыть потенциал, обеспечить комфортные условия с учетом имеющихся возможностей. Мы не ломаем систему, а мягко направляем, предлагаем, компенсируем дефициты.

Базовые этапы такой коррекции начинаются с семьи и только потом выходят за рамки домашнего круга – в группы по возрасту, в группы по интересам, в школу, к друзьям. Наконец, по мере дозревания, начинается самостоятельный выход в незнакомый и пугающий окружающий мир. Чем более спокойными, адекватными и предсказуемыми были условия в детстве, тем проще человеку идти по жизни.

Волшебной таблетки нет и не может быть. Само не наладится и не рассосётся. Темпы развития у каждого свои. Кому-то требуется десять лет, чтобы нервная система дозрела до уровня годовасика. К сожалению, бывают и безнадёжные случаи. Очень хочется верить, что в обозримом будущем медицину ждут открытия и прорывы в лечении; от этой мысли мне становится легче.

Есть и позитивные примеры. Например, семьи, где несколько поколений людей попали в фокус полевых исследований умственной отсталости, живут полной жизнью, вполне продуктивно работают (!), женятся, рожают детей и не утруждаются переживаниями на счет своих способностей.

Есть примеры, когда мама после окончания коррекционной школы освоила творческую профессию, а считать научилась уже вместе со своим ребёнком на занятиях по подготовке к школе. Дочь, кстати, хорошо учится в обычной школе.

Люди с синдромом Дауна, с РАС получают высшее образование, становятся музыкантами, художниками, актерами, спортсменами и даже учеными!

В целом при раннем начале и адекватности коррекции заметную положительную динамику показывает 75-80% детей с интеллектуальными нарушениями. А сами нарушения не всегда связаны с генетикой. Да, не все поступят в университеты. Да, будет много трудностей в процессе социализации. Но освоить прикладную профессию, создать семью, достойно воспитать детей (ваших внуков) – это вполне реально.

А вот что и как именно можно и нужно делать в домашних условиях для эффективной коррекции – читайте на моем канале.

Подписывайтесь на канал, если статья вам откликается.

Помните! Дефектолог – педагогическая специальность. Перед тем, как делать упражнения, необходима консультация медицинского специалиста. Для постановки и снятия диагноза, для назначения лечения и получения медицинских рекомендаций необходимо обратиться к врачу.