Найти в Дзене
Петербург. Детали+

«Майя Плисецкая. Портрет эпохи»: вчера в Мариинском театре отметили 100 лет со дня рождения великой балерины

Моя любовь к балету началась с Майи Плисецкой. Ещё ребёнком я завороженно смотрела её выступления по чёрно-белому телевизору. Она казалась красивой и молодой, хотя тогда ей было уже за 50. В моём сознании она так и осталась эталоном в балете. И конечно, 20 ноября, в день 100-летия со дня рождения балерины, я не могла не пойти в Мариинский театр на гала-концерт «Майя Плисецкая. Портрет эпохи». Зал был полон. Кстати, театр, почувствовав зрительский интерес, применил динамическую систему ценообразования: за несколько дней до концерта цены выросли на треть. А непосредственно перед концертом в кассах, говорят, было продано немало входных билетов. Очевидно, поэтому в гардеробе возникли нехарактерные для Мариинского-2 сложности. Минут за 20 до начала у некоторых стоек стояли таблички «Мест нет», у других стоек гардеробщики то и дело задавали вопрос: «Вы вместе? Можно на один номерок?» Впрочем, стоит ли удивляться? Не часто можно в течение одного вечера на одной сцене увидеть Викторию Терёшкин

Моя любовь к балету началась с Майи Плисецкой. Ещё ребёнком я завороженно смотрела её выступления по чёрно-белому телевизору. Она казалась красивой и молодой, хотя тогда ей было уже за 50. В моём сознании она так и осталась эталоном в балете. И конечно, 20 ноября, в день 100-летия со дня рождения балерины, я не могла не пойти в Мариинский театр на гала-концерт «Майя Плисецкая. Портрет эпохи».

Зал был полон. Кстати, театр, почувствовав зрительский интерес, применил динамическую систему ценообразования: за несколько дней до концерта цены выросли на треть. А непосредственно перед концертом в кассах, говорят, было продано немало входных билетов. Очевидно, поэтому в гардеробе возникли нехарактерные для Мариинского-2 сложности. Минут за 20 до начала у некоторых стоек стояли таблички «Мест нет», у других стоек гардеробщики то и дело задавали вопрос: «Вы вместе? Можно на один номерок?»

Впрочем, стоит ли удивляться? Не часто можно в течение одного вечера на одной сцене увидеть Викторию Терёшкину и Екатерину Кондаурову, Юрия Смекалова и Романа Белякова, Ренату Шакирову и Оксану Скорик, и многих других звёзд Мариинского театра.

Все звезды
Все звезды

Начало концерта было необычным: рояль на краю сцены, пианист играет приятную композицию. Рядом красное кресло и балетный станок, наверху эффектная люстра. На сцене танцует юная балерина – это воплощение образа Майи Плисецкой в детстве. А вдали, на экране мелькают кадры, на которых обычные люди показаны в привычной им атмосфере 50-х, 60-х, 70-х годов: парк, трамвай, театр, универмаг, парикмахерская…

На протяжении всего концерта сцена была оформлена очень интересно
На протяжении всего концерта сцена была оформлена очень интересно

Творческий путь Майи Плисецкой был необычайно длинным, а репертуар настолько богатым и разнообразным, что представляет собой, как точно сказано в программке, настоящий «срез балетного XX века».

В первом отделении был дивертисмент из номеров, которыми великая Майя запомнилась не одному поколению зрителей.

-4

Здесь и классика чистой воды – адажио из «Щелкунчика», чёрное па-де-де из «Лебединого озера». Кстати, партию Одетты-Одиллии Майя Михайловна за свою жизнь исполнила около 800 раз. Здесь и современная хореография – дуэт Анны и Вронского из «Анны Карениной» на музыку Родиона Щедрина, написанную специально для примы. В этом балете она не только исполнила главную партию, но и выступила в роли балетмейстера.

Виктория Терешкина (Анна Каренина) и Роман Беляков (Вронский)
Виктория Терешкина (Анна Каренина) и Роман Беляков (Вронский)

Не обошлось, конечно, без фрагмента из «Легенды о любви» – одного из самых любимых балетов Плисецкой, новаторского для своего времени, но ставшего уже классикой.

С огромным удовольствием посмотрела я адажио Фригии и Спартака из балета «Спартак», поставленного смелым экспериментатором Леонидом Якобсоном. Люблю эту постановку, совершенно неординарную с точки зрения пластического языка. Адажио исполняли мэтр Мариинского театра Юрий Смекалов и совсем юная солистка Валерия Кузнецова – лёгкая и воздушная. Плисецкая же танцевала в трёх разных постановках «Спартака» (Игоря Моисеева, Леонида Якобсона и Юрия Григоровича), она исполняла и партию Фригии, и партию Эгины.

Валерия Кузнецова (Фригия) и Юрий Смекалов (Спартак)
Валерия Кузнецова (Фригия) и Юрий Смекалов (Спартак)

Кульминацией первого отделения, на мой взгляд, стало адажио «Гибель розы» в исполнении Марии Илюшкиной и Эвана Капитена. Эту миниатюру на музыку Густава Малера для Майи Плисецкой поставил французский хореограф Ролан Пети, в основе сюжета – стихотворение Уильяма Блейка «Больная роза». Декадентская история Пети о дьявольских искушениях и мучительном расставании с жизнью – безусловно, шедевр. Чтобы исполнить его на должном уровне мало самой безупречной техники даже вместе с большим актёрским мастерством. Тут требуется какое-то особое умение почувствовать и передать глубокий психологизм и драматизм происходящего. Когда танцевали Илюшкина и Капитен, зал буквально замер. Это было восхитительно.

Мария Илюшки и Эван Капитен
Мария Илюшки и Эван Капитен

Во втором отделении нас ждал балет «Кармен-сюита» – тот самый, про который, Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сказала: «Кармен не будет жить. Кармен должна умереть». На что Плисецкая ответила: «Кармен умрет тогда, когда умру я». Как видим, Кармен продолжает жить.

-8

Одноактный балет Альберто Алонсо в этот вечер был представлен довольно оригинально. Перед зрителями предстали три Кармен с тремя Хозе. В процессе развития действия они сменяли друг друга, добавляя новый колорит.

Екатерина Кондаурова (Кармен) и Константин Зверев (Тореро)
Екатерина Кондаурова (Кармен) и Константин Зверев (Тореро)

Одним словом, всё прошло на весьма достойном уровне. Юбилей великой балерины не превратился в официальный «вечер памяти», а стал настоящим праздником для любителей балета.

Поклоны после балета "Кармен-сюита"
Поклоны после балета "Кармен-сюита"

Все фото автора.

И ещё о Майе Плисецкой: