Найти в Дзене
Ценитель Винила

Аида Ведищева была звездой СССР, но уехала в Америку и стала Amazing Aida. Что с ней стало

«Помоги мне, помоги мне...» Эти строки в исполнении Аиды Ведищевой слышал каждый советский зритель, кто смотрел «Бриллиантовую руку». Её голос звучал в «Кавказской пленнице», «Три плюс два». Но в 1980 году она просто исчезла из советского эфира, и мало кто знал, что случилось с одним из главных голосов эпохи. ​ Девочка из Казани, которая стала звездой Ида Соломоновна Вайс появилась на свет 10 июня 1941 года в Казани, куда её родители, врачи из Киева, переехали по служебному распределению. Семья была большая, еврейско-русская, интеллигентция. Отец, профессор стоматологии, настаивал, чтобы дочь учила английский язык, и это решение спустя десятилетия сыграет ключевую роль. ​ Путь в музыку начался случайно. В 1964 году её услышал композитор Александр Зацепин и пригласил записать песни для кино. Голос Аиды оказался идеальным для лирических, романтичных композиций. Так родились хиты, которые вошли в золотой фонд советского кино: «Помоги мне» из «Бриллиантовой руки», «Песенка о медведях» из

«Помоги мне, помоги мне...» Эти строки в исполнении Аиды Ведищевой слышал каждый советский зритель, кто смотрел «Бриллиантовую руку». Её голос звучал в «Кавказской пленнице», «Три плюс два». Но в 1980 году она просто исчезла из советского эфира, и мало кто знал, что случилось с одним из главных голосов эпохи. ​

Девочка из Казани, которая стала звездой

Ида Соломоновна Вайс появилась на свет 10 июня 1941 года в Казани, куда её родители, врачи из Киева, переехали по служебному распределению. Семья была большая, еврейско-русская, интеллигентция. Отец, профессор стоматологии, настаивал, чтобы дочь учила английский язык, и это решение спустя десятилетия сыграет ключевую роль. ​

Путь в музыку начался случайно. В 1964 году её услышал композитор Александр Зацепин и пригласил записать песни для кино. Голос Аиды оказался идеальным для лирических, романтичных композиций. Так родились хиты, которые вошли в золотой фонд советского кино: «Помоги мне» из «Бриллиантовой руки», «Песенка о медведях» из «Кавказской пленницы», «Лесной олень» из «Ох уж эта Настя». ​

К концу 60-х Аида Ведищева (она взяла сценический псевдоним по фамилии отчима) стала одной из самых узнаваемых певиц СССР. Её концерты собирали полные залы, пластинки расходились огромными тиражами. ​

-2

Польский фестиваль и начало конца

В 1968 году Аиду пригласили на Международный фестиваль песни в Сопоте, где она стала дипломантом с песней «Гуси, гуси». Но именно в день её выступления советские танки вошли в Прагу. Из Москвы пришла телеграмма: не допускать певицу до выступления, чтобы поляки не освистали её из солидарности с чехами. Но Аида вышла на сцену, и зал встретил её овацией. ​

После возвращения началось то, что сама певица называла «медленным удушением». Концерты отменяли без объяснений, с телевидения её убрали, зарубежные гастроли запретили. Исследователи называют одной из вероятных причин тот самый злополучный фестиваль в Сопоте.​

Несколько лет Аида жила фактически в изоляции: её голос все ещё звучал в старых фильмах по телевизору, но новых предложений не поступало. Её имя исчезало с афиш, словно кто-то методично стирал его из публичного поля. ​

Побег в свободу: самолёт, который стал символом

К 1980 году Аида приняла решение, от которого не было пути назад: эмигрировать в США. Ей было 39 лет, возраст, когда начинать карьеру заново выглядит почти безумием. Но она решилась. ​

Когда самолёт оторвался от земли, пассажиры, среди которых были другие эмигранты, начали обниматься, кричать, целоваться. «Маленький самолёт вдруг стал символом свободы. Все были какие-то сумасшедшие», вспоминала Ведищева. ​

-3

Новая жизнь Amazing Aida

В США Аида взяла псевдоним «Amazing Aida» (Удивительная Аида), сменила имидж и начала всё с нуля. Уже через два года после переезда она подготовила сольную программу и объездила с концертами почти всю Америку. Позже создала собственный театр, запустила телешоу, написала и поставила мюзикл «Шедевр и поющая Свобода», который позже шёл на Бродвее. ​

Среди русской эмиграции она пользовалась популярностью, выступала с русскими и цыганскими романсами, но большого успеха в американском мейнстриме добиться не удалось. Она оставалась звездой для своих, но для широкой американской публики так и осталась неизвестной певицей с экзотическим акцентом. ​

В личной жизни тоже были перемены. Она развелась с мужем Борисом Дверником, с которым уехала из СССР, затем в 1986 году вышла замуж за американского бизнесмена-миллионера Джея Маркоффа. Но и этот брак распался в 1992 году.​

Испытание, которое могло всё забрать

В том же 1992-м Аиде поставили диагноз: рак третьей степени. Борьба была тяжёлой, но она сумела победить и продолжила выступать. Этот эпизод она позже называла одним из самых страшных в жизни, но он же научил ценить каждый день. ​

-4

Возвращение на родину

Впервые после эмиграции Аида смогла приехать в СССР только в 1989 году, после начала перестройки. С тех пор она регулярно приезжала в Россию на концерты и встречи с поклонниками. В одном из интервью она рассказывала, как теплый приём поразил её до слёз: «Меня так встречали, будто я вчера уехала». ​

Она летала в Москву, Белоруссию, Украину, ездила по городам России.

Где она сейчас

Сегодня Аиде Ведищевой 84 года, и она по-прежнему живёт в Калифорнии. После пандемии COVID-19 она редко выходит на сцену. Зрение подводит, энергии уже не та, но она продолжает общаться с поклонниками и иногда даёт интервью. ​

Она не пользуется компьютером, у неё нет аккаунтов в соцсетях, только простой телефон.

«У меня зрение не очень хорошее, я стараюсь беречь свой глаз. Я любила яркий свет, у меня была чудесная светомузыка», делилась она. ​
-5

Голос, который остался

Аида Ведищева прожила две жизни: одну как звезда советской эстрады, чей голос звучал из каждого телевизора, вторую как эмигрантка, начавшая с нуля в чужой стране. Она потеряла родину, карьеру, привычный мир. Но сохранила главное: достоинство, голос и право жить так, как хочется.

Её песни до сих пор звучат в старых фильмах, а новые поколения открывают для себя «Помоги мне» и «Лесного оленя», не всегда зная, кто эта женщина и через что ей пришлось пройти.

Спасибо, что дочитали до конца! Для меня история Аиды, это напоминание о том, что за каждой знакомой мелодией стоит живой человек с выборами, болью и невероятной силой духа.

Если вам близки такие истории о забытых голосах эпохи, и вы хотите узнавать больше о судьбах легенд советской музыки, буду рад вашей подписке на канал. Ваши лайки и комментарии помогают этим историям находить новых читателей, а мне — понимать, о ком стоит рассказать в следующий раз.

Еще больше интересных статей: