Найти в Дзене
Не хочу назад

Они вернутся

Рано или поздно, но все войны когда-то заканчиваются. Со справедливым финалом или нет, с героями, вошедшими в мировую историю или же без них, но финал есть у любой войны. Случались и столетние войны, когда их зачинщики давно умерли, а правнуки продолжали сражаться, уже толком не помня, за что именно воюют, но кончились и они. Кончится и эта. Я не Нострадамус, чтобы предсказать результат, могу лишь с уверенностью сказать, что сколь веревочка не вейся… ну, вы поняли. А что потом? На наших улицах в изобилии появятся они, те, кто вернется домой. Люди, которые годами, из-за специфики занятий, приучались к тому, что есть приказ и подчинение. Они вдоволь насмотрелись на куски человеческих тел, и зачастую воспринимают человека не как цельную личность, а как набор пока еще не оторванных конечностей с набором внутренностей. Они забыли (если знали ранее) как происходит созидание, но набили себе руку в искусстве разрушения. Увы, но после каждой войны появляются такие люди. Война еще никого не с

Рано или поздно, но все войны когда-то заканчиваются. Со справедливым финалом или нет, с героями, вошедшими в мировую историю или же без них, но финал есть у любой войны. Случались и столетние войны, когда их зачинщики давно умерли, а правнуки продолжали сражаться, уже толком не помня, за что именно воюют, но кончились и они.

Кончится и эта. Я не Нострадамус, чтобы предсказать результат, могу лишь с уверенностью сказать, что сколь веревочка не вейся… ну, вы поняли. А что потом? На наших улицах в изобилии появятся они, те, кто вернется домой. Люди, которые годами, из-за специфики занятий, приучались к тому, что есть приказ и подчинение. Они вдоволь насмотрелись на куски человеческих тел, и зачастую воспринимают человека не как цельную личность, а как набор пока еще не оторванных конечностей с набором внутренностей. Они забыли (если знали ранее) как происходит созидание, но набили себе руку в искусстве разрушения. Увы, но после каждой войны появляются такие люди. Война еще никого не сделала нежнее. Они отвыкли от мирной жизни, и она для них в диковинку.

А подумайте еще вот над чем. Жил себе где-то в медвежьем углу парень, пастух или тракторист. Звезд с неба не хватал, центром девичьего внимания не был, примером для подражания для младших братьев – тоже. Крутил свою баранку или хлопал кнутом. Так бы и прожил серую, неприглядную жизнь. Но судьба сложилась так, что уехал он стрелять в чужую страну. Зачем – он в жизни не объяснит, но послали же. И вот вдруг из своего скромного положения он оказался равным богу в вопросе жизни и смерти, он может забрать жизнь, а может пожалеть. Как тут голове не вскружиться?

А еще, денег ему платят столько, что дома у себя он воспринимается почти, как местных олигарх, может ни с кем не здороваться! Удалось остаться живым и даже серьезно не раненным, но тут.. всё! Кончилось это. И что ему делать? Снова в пастухи? Снова разбитое корыто вместо царского дворца?

Там, дома столько не платят. Нужно исхитриться, чтобы найти место, где платят хотя бы втрое меньше. Уважаемый читатель, представьте, что ваш ежемесячный доход сократился на три тысячи рублей. Каждый из нас почувствует это и будет крайне недоволен. А тут – доходы падают втрое-вчетверо. Да еще ты теперь не на казенных харчах, да и не одевают тебя от казны. Все это нужно заработать самому. Вознесение на небеса возможностей он еле-еле пережил, а падение с них как пережить? И таких неприкаянных будет много. Очень много.

Затянулось у меня вступление сегодня. Я ведь хотел вспомнить книгу, которая говорит как раз про тех, кто пришел с непонятной, ненужной ему войны домой. Роман Ремарка «На Западном фронте без перемен» мы уже как-то обсуждали. Но у него есть продолжение, роман «Возвращение». Вы уже поняли, о каких людях он, поэтому ограничусь несколькими цитатами.

«Быть может, потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой»;

«Героизм начинается там, где рассудок пасует: когда жизнь ставишь ни во что. Героизм строится на безрассудстве, опьянении, риске – запомните это»;

«Чему же мне учить вас? Рассказать вам, что в двадцать лет вы превратитесь в калек с опустошенными душами, что все ваши свободные устремления будут безжалостно вытравлять, пока вас не доведут до уровня серой посредственности. Рассказать вам, что все образование, вся культура, вся наука – не что иное, как жестокая насмешка, пока люди именем Господа Бога и человечности будут истреблять друг друга ядовитыми газами, железом, порохом и огнем? Чему же мне учить вас, маленькие создания, вас, которые только и остались чистыми в эти ужасные годы?»;

«Одичание? А кто виноват в нем? Вы! На скамью подсудимых вас надо посадить, вы должны предстать перед нашим правосудием. Вашей войной вы превратили нас в дикарей! Бросьте же за решетку всех нас вместе! Это будет самое правильное. Скажите, что вы сделали для нас, когда мы вернулись с фронта? Ничего! Ровно ничего! Вы оспаривали друг у друга победы, закладывали памятники неизвестным воинам, говорили о героизме и уклонялись от ответственности! Нам вы должны были помочь!»;

«Один из них, Генрих Шютте, доказал в своем сочинении, что Германия проиграет войну. Он думал, что в школьных сочинениях нужно говорить правду. За это он вылетел бы из гимназии, если бы сам, в срочном порядке, не вызвался пойти на фронт. Несколько месяцев спустя он был убит»;

«– А почему все это так, Георг, почему? Потому что нас обманули, обманули так, что мы и сейчас еще не раскусили всего этого обмана! Нас просто предали. Говорилось: отечество, а в виду имелись захватнические планы алчной индустрии; говорилось: честь, а в виду имелась жажда власти и грызня среди горсточки тщеславных дипломатов и князей; говорилось: нация, а в виду имелся зуд деятельности у господ генералов, оставшихся не у дел. – Людвиг трясет Рахе за плечи: – Разве ты этого не понимаешь? Слово «патриотизм» они начинили своим фразерством, жаждой славы, властолюбием, лживой романтикой, своей глупостью и торгашеской жадностью, а нам преподнесли его как лучезарный идеал. И мы восприняли все это как звуки фанфар, возвещающие новое, прекрасное, мощное бытие! Разве ты этого не понимаешь? Мы, сами того не ведая, вели войну против самих себя! И каждый меткий выстрел попадал в одного из нас! Так слушай, – я кричу тебе в самые уши: молодежь всего мира поднялась на борьбу, и в каждой стране она верила, что борется за свободу! И в каждой стране ее обманывали и предавали, и в каждой стране она билась за чьи-то материальные интересы, а не за идеалы; и в каждой стране ее косили пули, и она собственными руками губила самое себя! Разве ты не понимаешь? Есть только один вид борьбы: это борьба против лжи, половинчатости, компромиссов, пережитков! А мы попались в сети их фраз и вместо того, чтобы бороться против них, боролись за них. Мы думали, что воюем за будущее, а воевали против него. Наше будущее мертво, ибо молодежь, которая была его носительницей, умерла. Мы лишь уцелевшие остатки ее! Но зато живет и процветает другое – сытое, довольное, и оно еще сытее и довольнее, чем когда бы то ни было! Ибо недовольные, бунтующие, мятежные умерли за него! Подумай об этом! Целое поколение уничтожено! Целое поколение надежд, веры, воли, силы, таланта поддалось гипнозу взаимного уничтожения, хотя во всем мире у этого поколения были одни и те же цели!»;

«Слово «патриотизм» они начинили своим фразерством, жаждой славы, властолюбием, лживой романтикой, своей глупостью и торгашеской жадностью, а нам преподнесли его как лучезарный идеал».

Ремарк он и есть Ремарк. Цитату можно найти на любой странице. И он на себе испытал, что это такое, участвовать и возвращаться с войны, целей которой не понимаешь.

А вы что думаете по этому поводу? Пишите, обсудим. Как всегда, простые правила канала: обсуждаем именно тему, а не друг друга. И не хамим.

Мир вашему дому!

Мой запасной канал (про историю изобретений)

https://dzen.ru/id/5fd19f5784ed1f44585c7f02

Мой телеграм-канал: https://t.me/nehotsunazad