Найти в Дзене
Записки о явлениях

Джим Моррисон и группа "The Doors": все альбомы от хорошего к шедевру

Рок-группы прошлого можно сравнить по ощущению с хорошим вином (или любым другим напитком, на ваш выбор: ), которое с годами становится лишь лучше. Но и оттенок, и вкус, и даже обстоятельства прослушивания у всех людей разные. Довольно трудно себе представить Моррисона наших лет, музыкально одаренного, обладающего вкусом человека, прекрасно разбирающегося в поэзии, литературе, искусстве, и при этом будучи на сцене совершенным бунтарем, отвязным парнем, способным на веселье и размышление. Опыт "The Doors" уникален также и в том, что их очень трудно упрекнуть в копировании Битлов, в чем тогда грешили (да и кто этого не делал, признаем честно) очень многие. Сцена 60-х, проникнутая духом мнимой свободы, любви и антивоенного движения (против Кореи и Вьетнама) хиппи. Да, на самом деле революции не случилось, да и не могло, наверное, ее быть. Слишком уж были наивны «дети цветов», слишком романтически и просто, как и вся нью-эйдж культура, представляли они себе реалии. Творчество Джима я всеце

Рок-группы прошлого можно сравнить по ощущению с хорошим вином (или любым другим напитком, на ваш выбор: ), которое с годами становится лишь лучше. Но и оттенок, и вкус, и даже обстоятельства прослушивания у всех людей разные. Довольно трудно себе представить Моррисона наших лет, музыкально одаренного, обладающего вкусом человека, прекрасно разбирающегося в поэзии, литературе, искусстве, и при этом будучи на сцене совершенным бунтарем, отвязным парнем, способным на веселье и размышление. Опыт "The Doors" уникален также и в том, что их очень трудно упрекнуть в копировании Битлов, в чем тогда грешили (да и кто этого не делал, признаем честно) очень многие. Сцена 60-х, проникнутая духом мнимой свободы, любви и антивоенного движения (против Кореи и Вьетнама) хиппи. Да, на самом деле революции не случилось, да и не могло, наверное, ее быть. Слишком уж были наивны «дети цветов», слишком романтически и просто, как и вся нью-эйдж культура, представляли они себе реалии.

Творчество Джима я всецело люблю и уважаю, и пусть его время давным-давно ушло, пусть «Король-Ящерица» убыл в небытие хаоса, став жертвой самого себя. Все это не важно. Потому что музыка продолжает жить, звучать в унисон сознания каждого благодарного слушателя, что жаждет СЛЫШАТЬ, а не просто слушать, кому мишура современной недо-культуры не помешает насладиться творениями былого. Я выбрал именно те альбомы, что вышли при жизни Моррисона, потому что при всем уважении ко всему последующему творчеству "The Doors", это уже была эпоха «пост». Итак, приступим.

6 место "The Soft Parade", 1969

Оркестровки и театральный крен "Тихого парада" показались фанатам утомительными.
Оркестровки и театральный крен "Тихого парада" показались фанатам утомительными.

Стремительный полет к популярности никогда не способствует нормальным взаимоотношениям в группе. Так произошло и с "The Doors". Жизнь звезды наложило на свободолюбивую и раздолбайскую натуру Джима свой тяжелый отпечаток. В год выхода "Тихий парад" встретили весьма прохладно, а заглавная вещь получилась чрезвычайно затянутой и пафосной. Но даже в этом спорном опусе есть искрящиеся светом лирические жемчужины, как "Runnin' Blue", "Wild Child" (посвященная музе и подруге Пэм Курсон), "Shaman's Blues". Самый битловский по темпу и ритмике, этот альбом, вышедший жарким летом 1969 года, воспринимается именно как самый не-депрессивный и легкомысленный. Что ж, и такое необходимо в творчестве. Время расставило свои точки над и, язык не повернется сказать о "Параде" как слабом творении. Свои спады и подъемы, как и всегда.

5 место — "Waiting for the Sun", 1968

Говорят, в альбом музыканты хотели включить 25-минутную композицию "Восхваление ящерицы", но продюсеры выступили против. Тот момент, когда воротилы шоу-бизнеса лезут в творческий процесс.
Говорят, в альбом музыканты хотели включить 25-минутную композицию "Восхваление ящерицы", но продюсеры выступили против. Тот момент, когда воротилы шоу-бизнеса лезут в творческий процесс.

Медиативная меланхолия проходит через все полотно песен, нанизывая образы о любви, беспредельности света детства, подлинного шаманства. И если "Hello, I Love You" (имеющая и демо-версию 1966 года) задает почин, то открывает «двери сознания между небом и адом» прекрасный дуэт (их стоит слушать неотделимо друг от друга) из "Spanish Caravan" и "My Wild Love". Гитарный перебор фламенко авторства Альбениса удивительным оттенком украшает узор гамм и переходов. Но четверка музыкантов выдерживают необходимую грань и не уходит за «семь шагов за горизонт», все-таки оставаясь на этой стороне и передавая слушателю тот самый опыт, ради которого мы слушаем подобное творчество. А-капелла «Дикой любви» предвосхищает намерение переслушать альбом еще раз.

4 место "Morrison Hotel", 1970

"Отель Моррисон", кстати, реально существовал и находился в Лос-Анджелесе
"Отель Моррисон", кстати, реально существовал и находился в Лос-Анджелесе

Осень 1969 года, и выход этого выстраданного материала вернул поклонников к оптимизму после казавшегося неудачным «The Soft Parade». Сам Джим комментирует произошедшее так: «Мы начинали с музыки, затем перешли к театру, но всё это было так дерьмово, что мы вернулись к музыке, к тому, с чего мы начинали, когда были простой рок-группой. И музыка стала значительно лучше, сделалась более интересной, профессиональной, композиционно собранной, но мне кажется, публике это не понравилось». И в самом деле более напористая ритм-секция, электрические заигрывания с «примочками» гитары, да и в целом рокерский угар чувствуется почти в каждом треке. Кстати, концертные записи, начинавшиеся выходить примерно в то время бутлегами, удивили настолько свирепой яркостью выступлений, что это вступало в сильный контраст с той выверенной торжественностью, присутствующей в студии. "Waiting for the Sun", "Indian Summer" (одна из самых моих любимых песен), "You Make Me Real" — прочно и уверенно в плейлисте.

3 место "L.A. Woman", 1971

Кто мог подумать по время сессий записи в апреле 1971 года, что это "лебединая песня" знаковой группы?
Кто мог подумать по время сессий записи в апреле 1971 года, что это "лебединая песня" знаковой группы?

Последний прижизненный альбом с Джимом Моррисоном. Отпустивший бороду вокалист привнес довольно много блюза, отчего извечная тоска "The Doors" еще более умножилась, особенно к финалу завораживающих «Riders on the Storm» . Оседлать бурю Джиму удалось лишь частично. Встает вечный вопрос платы настоящего гения за свой талант, его способности сидеть на спине тигра, вести свой корабль сквозь бешеный шторм, стараясь не разбиться об острые скалы искушений и дурной стороны человеческой натуры. Можно сколько угодного сокрушаться, но таков уж удел людей, выпавших путь саморазрушения. Что посеешь — то и пожнешь. Бесславная смерть положила конец группе, которая потом еще выпустила несколько пластинок. Тем не менее, третье место смело отдаю именно «Женщине из Лос-Анджелеса», а лучшими композициями назову, помимо упомянутых «Оседлавших бурю», "L'America", "Crawling King Snake", "Love Her Madly".

2 место "Strange Days", 1967

Второй релиз обладает, пожалуй, самой веселой картинкой на оформлении. Сам Джим критически и с иронией говорил так: "По крайней мере, это лучше, чем наши поганые физиономии".
Второй релиз обладает, пожалуй, самой веселой картинкой на оформлении. Сам Джим критически и с иронией говорил так: "По крайней мере, это лучше, чем наши поганые физиономии".

В 1967 году у группы вышло сразу две релиза, тепло обласканные критикой и слушателями. По музыке это все тот же непревзойденный коктейль изысканного свойства надолго оставаться в памяти. Красивые, украшенные клавишными, аранжировки, более лиричное настроение (единственное отличие от первой пластинки), напевность — впору пожалеть о малой продолжительности ! Тогда еще не пришло время длиннющих блюз-хардовых розыгрышей, но все же чувствуется стремление уйти за рамки жанра. Хрипловатый вокал Джима уносит в его замысловатые подтексты и видения, конечно же, объединенные общей темой любви и «рывка за грани». Бессмертные хиты: "Strange Days", "Moonlight Drive", "When the Music's Over". Последняя — как эхо скорого конца истории группы, надрывный крик раненой птицы.

1 место — "The Doors", 1967

Чем хороши оформления прошлого - нет ненужной мишуры. Все просто и минималистично. Содержание важнее формы.
Чем хороши оформления прошлого - нет ненужной мишуры. Все просто и минималистично. Содержание важнее формы.

Первое место определить было нелегко. Потрясение от первого раза, когда слышишь эту пластинку, до сих пор откликается внутри плавными мелодиями рок-н-ролльного танца, нежного и неистового одновременно. Песни для дебютника и второго альбома писались почти в одно и то же время (как и некоторые другие имели уже под собой текстовую основу). Слитность звука и гармоничность очень хорошо ощущаются, если слушать альбома на виниле, желательно, в старом издании. Композиторский талант Кригера, поэтическая простора и гениальность образов Моррисона дают течению мелодий свое, особое направление. Принятая тогда мода на короткие, хлесткие песни неожиданно нарушается семиминутной «Light My Fire» и монументальным гимном всех времен и народов «The End».

Жизнь и творчество Моррисона и "The Doors" хорошо отражены в художественном фильме Оливера Стоуна «Дорз», где роль Джима исполнил безумно талантливый Вэл Килмэр. Редкий случай удачной музыкальной экранизации. А что еще важно, что хоть образ группы и держался на огромной харизме фронтмена, остальные участники, Рэй Манзарек (клавишные), Робби Кригер (гитара) и Джон Денсмор (барабаны) созидали свои нетленки вместе, внося посильный вклад в каждую ноту. От себя добавлю, что "The Doors" входит в пятерку любимых групп 60-70х, когда начинали такие коллективы как "The Love", "Pink Floyd", "The Who" и "Black Sabbath".

А на сегодня все.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, если вам понравилась публикация!