Найти в Дзене
Балаболы

Чем семилетка похож на трехлетку?

Дорогие подписчики и гости канала! Мы с вами уже давно обсуждаем агрессивное поведение и проявление негативных эмоций детей разного возраста. Меня зовут Кобозева Ирина. Я логопед, учитель русского языка и литературы школы для детей̆ с тяжелыми нарушениями речи. Имею большой̆ опыт профессиональной̆ деятельности, более 35 лет. Работаю с детьми, начиная с младенческого и до подросткового возраста, а также со взрослыми. Являюсь организатором студии развития детей̆ от 0 до 14 лет, «Балаболы», которая создана для того, чтобы оказывать профессиональную помощь, прежде всего, родителям, в воспитании и развитии собственных детей и профессиональному сообществу, которое занимается коррекционной работой. В завершении данной темы рассмотрим особенности негативного поведения старших дошкольников (детей в возрасте шести-семи лет). В данном возрасте можно наблюдать: • Своеволие. Ребенок хочет все делать самостоятельно, проявляет независимость и не подчиняется предъявляемым требованиям. • Протест. Пост
Оглавление

Дорогие подписчики и гости канала!

Мы с вами уже давно обсуждаем агрессивное поведение и проявление негативных эмоций детей разного возраста.

Меня зовут Кобозева Ирина. Я логопед, учитель русского языка и литературы школы для детей̆ с тяжелыми нарушениями речи. Имею большой̆ опыт профессиональной̆ деятельности, более 35 лет. Работаю с детьми, начиная с младенческого и до подросткового возраста, а также со взрослыми. Являюсь организатором студии развития детей̆ от 0 до 14 лет, «Балаболы», которая создана для того, чтобы оказывать профессиональную помощь, прежде всего, родителям, в воспитании и развитии собственных детей и профессиональному сообществу, которое занимается коррекционной работой.

В завершении данной темы рассмотрим особенности негативного поведения старших дошкольников (детей в возрасте шести-семи лет).

В данном возрасте можно наблюдать:

• Своеволие. Ребенок хочет все делать самостоятельно, проявляет независимость и не подчиняется предъявляемым требованиям.

• Протест. Постоянный отказ выполнять правила, соблюдать условия, влекущий конфликты с родителями. Сюда же можем отнести отрицание установленного режима, распорядка (когда ложиться, вставать, сколько времени смотреть ТВ и пр.)

• Упрямство. Своеобразное самоутверждение в глазах окружающих и своих собственных.

• Крушение старых привязанностей и поиск авторитета. Частенько он находится среди более старших и не всегда благополучных друзей.

• Замкнутость, иногда агрессивность, болезненную реакцию на критику.

• Обесценивание. В поиске новых ценностей дети могут портить то, что было им дорого, повторять бранные слова, не понимая их смысла, но зная, что это плохо.

• Демонстративность поведения (наигранная веселость, паясничанье в ответ на родительские нравоучения).

Картина может усугубляться, если родители избрали авторитарное воспитание либо «удушающую» опеку. Особенности развития ребенка (задержки развития, гиперактивность, психологические проблемы и т.д.) также ухудшают картину.

Возможно, вам покажется странным, но поведение семилетнего ребёнка сильно напоминает поведение трёхлетнего. Родители с удивлением наблюдают демонстрацию отрицания и осознания себя самостоятельной личностью, точно такую же, как в три года: «я сам, не буду, не хочу». Естественно, сразу возникает мысль, что он делает все это им назло. Уж очень неестественно и ненатурально это выглядит.

На самом деле все не так просто и явно.

При внешнем сходстве поведения ребёнка семи лет и трехлетнего, глубинные его причины совершенно другие. Соответственно, разговаривать с семилеткой, вести себя с ним тоже следует по-другому.

Давайте разбираться в этих самых причинах.

Трехлетний малыш только начинает осознавать самого себя, разбираться, какой он.

В возрасте же семи лет идёт формирование и осознание своей социальной роли. Ребёнок сравнивает себя с другими. Пробует разобраться, насколько он хорош, есть ли кто-то умнее, сильнее, более ловкий, смелый, находчивый. Нравится ли он окружающим.

Семилетка вдруг начинает понимать, насколько выгодно быть взрослым. Ведь взрослые могут делать то, что им хочется, как он считает. И он начинает всячески пытаться «торопить время» - демонстрировать самостоятельность и негативизм.

Возвращается то самое «я сам», так похожее на кризис трех лет и сбивающее родителей с толку. Ребенок хочет дать понять, что он может самостоятельно, без опеки сходить в гости к другу, погулять в соседнем дворе, сбегать в магазин, поехать к бабушке на другой конец города и прочее, прочее.

Хоть вам и кажется, что он ведёт себя как малыш, не вздумайте сказать ему об этом! Семилетний ребенок не простит вам этого, ведь сам то он считает себя взрослым.

Правильней позволить ему учиться действовать, создавая безопасные условия для реализации этой самой самостоятельности. Придумайте поручения, которые он будет «по-взрослому» выполнять, что будет делать сам, куда ходить без вас и т.д.

Негативизм трехлетки «не хочу, не буду», в семь лет тоже имеет другие причины.

Семилетний ребёнок начинает воспринимать установленные правила на новом уровне и сомневаться в непреложности их исполнения. Ему недостаточно того, что «так сказали взрослые». Ведь кому-то можно делать то, что ему запрещено (переходить дорогу на красный, гулять без шапки…) Почему? Родителям нужно будет объяснять, чтобы он понял необходимость следования тем или иным правилам.

Что же еще рекомендуют психологи родителям в этот непростой период жизни ребенка, да и всей семьи?

А период действительно очень сложный.

На физиологическом уровне в семь лет происходит значимый скачок в росте, начинается перестройка работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма.

На психологическом уровне происходит изменение ведущей деятельности (он становится школьником), активное развитие высших психических функций, осознание своей социальной роли и многое другое.

- Взрослым следует договариваться с семилеткой о соблюдении правил, принятых в семье, оставляя ему возможность выбора, принятия самостоятельных решений, способствуя формированию адекватной самооценки ребенка. Речь сейчас идет о свободе, а не о вседозволенности.

- Обсудите с ребенком его новые обязанности и права, как школьника. Объясните, почему к нему теперь предъявляют больше требований.

- Воспитывайте у ребенка понимание, что за свои поступки надо нести ответственность. Он будет учиться анализировать результаты своих действий, предвидеть проблемы, которые могут появиться. Эти ситуации важно обсуждать с ребенком, почему так вышло, как следовало бы поступить. Важно! Исключением являются ситуации, несущие опасность для здоровья.

- Будьте последовательны. Если что-то запрещаете, помните об этом и следуйте своим обещаниям.

- Соблюдайте режим. Вырабатывайте у ребенка привычку ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Это особенно важно, ведь школьный распорядок достаточно жесткий и в него следует начать встраиваться за 4-6 месяцев до начала учебы.

- Не занимайте все свободное время ребенка секциями, кружками, занятиями. Не устраивайте физическую, эмоциональную перегрузку. Давайте ему возможность отдыхать.

- Помогайте ребёнку учиться заводить друзей. В новой школьной жизни это ему здорово пригодится.

- Наконец, универсальный совет для любых сложных ситуаций. Говорите ребенку о своих чувствах, а не о его личности («Я сержусь, когда ты так себя ведешь»).

Ваше понимание и поддержка позволят ему проще пережить период сомнений в себе.

Успехов вам!

📌 Ставьте 👍

📌 Пишите комментарии 📝

📌 Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное 😊

📌 Телеграмм-канал

❗️Рекомендуем к прочтению и просмотру другие интересные материалы нашего канала: