Близятся очередные новогодние праздники, и по сложившейся традиции почтенная публика в очередной раз начала обсуждать заоблачные цены на билеты на декабрьские представления балета «Щелкунчик» в Большом театре. На фоне всей этой прелести мне захотелось пересмотреть старенький фильм 1951 года «Большой концерт» режиссёра Веры Строевой, потому что он даёт уникальную возможность побывать в прежнем Большом театре, дарившем зрителям действительно высокое искусство оперы и балета.
Этот киноконцерт начинается с эпизода, в котором члены передового колхоза «Победа» приезжают на спектакль «Князь Игорь» в Большой театр и перед началом оперы легендарный бас Максим Михайлов говорит, что тружеников земли и артистов объединяет то, что они хотят, чтобы радостнее и счастливее жила наша Родина.
Для тех, кому вдруг захочется пошутить над названием колхоза «Победа», напомню, что всего лишь за 6 лет до выхода этого фильма наша страна одержала Победу в Великой Отечественной. Замечу также, что сразу же после Победы умные руководители стали приобщать переживший неимоверные испытания народ к классическому искусству, обладающему волшебным свойством исцелять души.
Однако прошу прощения за столь пафосное отступление и возвращаюсь к «Большому концерту». В этой киноленте знаменитую арию князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу» исполнил бас-баритон Александр Пирогов, а арию хана Кончака — бас-профундо Максим Михайлов. И тут, к большому своему сожалению, я должна заметить, что сегодня вы таких «густых» басов не услышите ни в Большом, ни в других оперных театрах мира.
В «Большом концерте» можно увидеть и отрывок из «Половецких плясок», которые вызвали фурор у французов и прочих иностранцев, когда Дягилев показал им оперу Бородина «Князь Игорь» в своих «Русских сезонах».
После спектакля артисты провели для своих гостей экскурсию по театру во время которой Иван Козловский исполнил одну из своих коронных арий «Куда, куда, куда вы удалились» из «Евгения Онегина» Чайковского. Во время просмотра этой части я подумала, что практически все кадры с Козловским можно сравнить с живописными портретами, и в этом большая заслуга не только оператора Владимира Николаева, но и режиссёра Веры Строевой, снявшей эталонные экранизации опер Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».
В следующей части «Большого концерта» артисты Большого приезжают на празднование 20-летия колхоза «Победа» и советуют спевшей им алябьевского «Соловья» Наташе Званцевой поступить в консерваторию. И тут я позволю себе напомнить некоторым снобам, пардон, особо рафинированным эстетам, что многие великие оперные певцы, включая Фёдора Шаляпина, были выходцами из крестьянских семей.
Потом мы видим, как Наташа Званцева в исполнении колоратурного сопрано из Большого Марии Звездиной поёт каватину Людмилы «Грустно мне, родитель дорогой» из оперы Глинки «Руслан и Людмила» на вступительных экзаменах в Московскую консерваторию.
В следующей балетной части «Большого концерта» зрителям показали, как танцевали партию Одетты из «Лебединого озера» Чайковского великие балерины Майя Плисецкая и Марина Семёнова.
За «Лебединым» последовали отрывки из «Ромео и Джульетты» Прокофьева с гениальной Галиной Улановой и Михаилом Габовичем в заглавных партиях.
Режиссёр Вера Строева «закольцевала» номера из спектаклей Большого театра арией «Ты взойдёшь, моя заря» из оперы «Жизнь за царя», которая в советское время носила название «Иван Сусанин», в исполнении баса Марка Рейзена.
В финале «Большого концерта» сопрано Ксения Дзержинская напутствует выпускников консерватории словами о том, что настоящий артист учится всю свою жизнь, и я таки считаю, что очень многим нынешним оперным звёздам стоит вспомнить эту аксиому. А ещё я надеюсь, что в один прекрасный день в Большом театре снова появятся певцы и танцовщики такого же высочайшего уровня, каких мы видим в этом старом фильме и почтенная публика станет обсуждать, кто из них лучше поёт партию Ленского или танцует Одетту-Одиллию, а не судачить о ценах на «Щелкунчик».