Очень многие владельцы АВТОВАЗА задаются вопросом - а почему же за столько лет существования завода, так и не пришли к автоматической трансмиссии (в народе - «автомату»). И причем не важно, пусть это будет классическая - АКПП, вариатор или робот. Ведь сейчас завод может производить только механические коробки, которые уже не отвечают современным тенденциям. Причем у нас были свои разработки, от компании KATE которые практически пошли в серию, но как всегда им что-то мешало. Сегодня будет большая, подробная, но интересная статья. Так что давайте начинать
Когда я слышу что АВТОВАЗУ не нужны АКПП, механика рулит и так далее. Я вот честно не понимаю этих людей. Посмотрите на статистику продаж других марок (УАЗЫ и ГАЗЕЛИ не в счет), и какой там процент механики и «автоматов» в продажах!
«Автоматы» (сюда отношу все типы – вариаторы и роботы тоже), опережают механику в несколько раз. Соотношение примерно 70-80% на 20-30%
Именно поэтому чтобы оставаться конкурентоспособными, АВТОВАЗУ просто необходимы свои АКПП, причем надежные, а не сделанные из «коричневой субстанции».
Однако своих коробок как не было, так и нет - АВТОВАЗ постоянно ходит с «протянутой рукой», ищет поставщиков. Были то французы, то компания «ZF», сейчас китайцы – но где же свое?
Откуда коробки передач у АВТОВАЗА
Нужно немного копнуть в историю. Все мы знаем что АВТОВАЗ создали еще в 1966 году, по технологиям Итальянской компании FIAT. На то время копировали FIAT 124, не один в один – изменения были существенные, взять тот же самый двигатель.
У ВАЗ 2101 «распредвалы» были сверху, а вот у FIAT 124 были снизу
Однако схожесть моделей была очень высокая! Но вот что взяли без изменений это механическую трансмиссию на 4 передачи. Тогда она была крайне современной
Нужно напомнить что у ВАЗ 2101, расположение двигателя было продольное, также и коробка была продольная.
Производство коробок полностью локализировали, и наладили на АВТОВАЗЕ. Она производилась в огромных количествах.
Получала она название КП-2101 (КП - это коробка передач), позже появляются КП-2121 (на НИВУ), также и КП-2105 (на пятерку)
В конце 80-х годов, уже считай ближе к 90-м появляется коробка ВАЗ 21074-1700005 (создали ее для НИВЫ), потому что НИВУ хорошо покупали на западе, а 4 передачи тогда уже было мало.
В разработке этой новой коробки опять же помогали Французы (из фирмы COMA), сами до таких технологий мы бы не дотянули.
Собственно взяли коробку ВАЗ-2105 и внедрили промежуточный вал ВАЗ-2107.
Там была еще куча различных доработок, сейчас я все это описывать не буду, слишком долго получится. Но коробка встала на конвейер.
Передний привод и ВАЗ 2108
В конце семидесятых годов, на АВТОВАЗЕ задаются вопросом о создании переднеприводного автомобиля, это опять же диктует технический прогресс.
Появляется ВАЗ 2108 (если быть точным в 1977 году)
Коробка передач, как и двигатель на этом автомобиле должны быть другие.
АВТОВАЗ заказывает разработку в компании PORSHE, а также частично у компании ZF. Появляется совершенно новый тип коробок передач с перпендикулярным расположением и компактным корпусом
Так появляются коробки передач ВАЗ 2108 (на 4 передачи) и ВАЗ 21083 (на 5 передач). Далее начинается модернизация, появляются КП-2109, КП-2110 и так далее.
Стоит отметить, что ни о каких автоматических трансмиссиях речи тогда вообще не шло. У компании FIAT своих разработок тогда не было, и передать они ничего тогда не могли.
Да и автоматы считались тогда роскошью и устанавливались на очень дорогие автомобили. А АВТОВАЗ был бюджетным автомобилем – поэтому про АКПП вообще никто не думал
Первые АКПП
Я сейчас не буду сильно лезть в историю. Но первая АКПП появилась еще в 1904 году в США
А уже в 1940 годах, такие трансмиссии ставились на дорогие автомобили компании GM (General Motors). Название у нее было Hydra-matic
В 1950-е года автоматическая трансмиссия начала устанавливаться и на дешевые автомобили той же компанией GM. Кстати американцем эта коробка сразу понравилась, из-за простоты управления автомобиля
Передач тогда было 3, и переключались они зачастую на руле
Технологии в СССР не поставляли, по понятным причинам – СССР и США были идеологические враги.
Однако в СССР также осваивали выпуск автоматов, разработок было большое количество. Как полу-автоматических трансмиссий (когда можно было на ходу нажать тормоз не выключая передачи, а затем дальше продолжить движение). Также были и автоматические трансмиссии
Например на ГАЗ, разобрали 3 ступенчатую автоматическую коробку, по сути скопированную с FORD-O-MATIC, которую разработала компания BorgWarner в 1950 году
Такие коробки устанавливались на ВОЛГУ (ГАЗ М-21), но было много проблем в частности неспешное переключение передач, перегревы и быстрый выход из строя. Таких машины было выпущено около 700 штук, затем производство свернули и начали выпускать 3 ступенчатую механику
Я сейчас не буду пересказывать все досконально, просто нужно понять:
Были разработки и на ГАЗ-13 Чайка, на ЗИС-110, они были более успешными, но также в массовое производство не пошли.
То есть школа АКПП в СССР не появилась! Причем наши граждане даже не знали, как управляться с этой трансмиссией, проще и понятнее была механика. Хотя на западе АКПП – просто процветали.
Современные реалии
По итогу после развала СССР, АВТОВАЗ остается на самовыживании. Какие тут разработки, тут бы завод остался на плаву.
В 2000-е года ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Выпускаются машины - как на переднем приводе, так и на заднем приводе. НО как ставили механику, так она и осталась, да с небольшими модернизациями. НО факт остается фактом.
Еще в 20006 году, появляется никому не известная компания «KATE». Это Российская компания которая начала разрабатывать автоматические трансмиссии, в том числе для АВТОВАЗА.
В том же 2006 году появляется АКПП под индексом KATE FT703, это 7 ступенчатая автоматическая трансмиссия без гидротрасформатора, многие ее называют робот
Так вот эта коробка была способна переваривать до 200 Нм крутящего момента, что закрывало 100% потребностей АВТОВАЗА. Она была достаточно надежная, экономичная, обладала быстрым переключением и так далее.
Кстати ее доводкой занималась Австрийская компания AVL, это реально гигант который помог китайцам практически с нуля создать огромное количество коробок (как автоматов, так и механик).
В 2010 году, АВТОВАЗ был готов подписать договор с KATE на огромное количество этих автоматических трансмиссий. Говорилось около 250 000 штук.
Но с 2012 года, по 2014 год если не ошибаюсь АВТОВАЗ переходил из рук в руки, по итогу у компании RENAULT – NISSAN образовался контрольный пакет акций
Они сразу же заморозили сотрудничество с KATE, и начали устанавливать на многие модели АВТОВАЗА 4 ступенчатую АКПП от компании JATCO (коробка отличная я не спорю, но она импортная).
Все программы, даже испытания с KATE закрываются. Однако KATE нашли себя в сотрудничестве с AURUS, сейчас туда они поставляют автоматические трансмиссии, хотя и не в таких больших объемах
Также были попытки установки вариатора от той же JATCO - JF015e, на ВЕСТУ, он ставился на многие модели НИССАН, РЕНО. Но показал себя не с лучшей стороны.
Также компания ZF помогла АВТОВАЗУ сделать робот со своими актуаторами (выбора передач и переключения передач). Сделан он был на базе коробки ВАЗ 2180, на которую прикрутили эти актуаторы
Коробка была ужасная, тупая, с большими заминками при переключении и так далее, я ездил на такой машине просто кошмар. Поэтому в продажах ее было минимум. Люди брали 4 ступенчатую АКПП от JATCO, которая работала как часики, а про робот даже не вспоминали.
После 2022 года, все зарубежные компании ушли от АВТОВАЗА
Сейчас АВТОВАЗ сотрудничает только с китайской компанией WLY (или Ванлиянг). Он поставляет нам как вариатор, который называется CVT18 и по сути это почти копия JATCO - JF015e, но мало того, также WLY поставляет нам и механику на 6 передач, которая носит название – 6MF22, то есть ВАЗ даже механику сделать не может. Что уж сейчас говорить про свою - АКПП, вариатор или робот.
Вы можете задать вопрос, а почему же сейчас не вернуться к коробке от KATE, той же - FT703, причин тут несколько:
- Первая – это то, что АВТОВАЗ разорвал контракт в 2010 – 2012 годах, как говорится «осадочек» остался, но это не самое главное.
- Второе – я долго рыл эту информацию, откуда у KATE все комплектующие, не могут же они полностью их изготавливать в России, всякие планетарные ряды, соленоиды, фрикционные диски и так далее. Так вот ходит такая информация, не проверенная (тайна под 7 печатями), что KATE закупала некоторые комплектующие, за рубежом, в так называемых не дружественных странах. Не все комплектующие, но все же. И наладить сейчас выпуск коробок в больших масштабах просто нереально.
Да и складывается такое ощущение, что представители АВТОВАЗА вообще не заинтересованы в производстве АКПП у нас в стране, они говорят - что это долго, дорого, наукоемко, нужно ждать около 5-7 лет. Так недавно заявлял директор проекта ЛАДА ВЕСТА, Олег Груненков
И вообще им легче купить китайский вариатор. Но друзья, с таким подходом мы далеко не уедем. А если мы завтра с Китаем поругаемся? Где вы вариаторы будете брать?
Именно поэтому сейчас нет никаких перспектив, в создании своей АКПП на АВТОВАЗЕ.
Лично я вообще считаю, что это должна быть государственная программа, например поддержать тот же KATE, узнать что им не хватает. Сделать универсальных коробок, 3 штуки, причем современные, которые можно было бы воткнуть на многие автомобили в стране. Например - на ВАЗ, УАЗ, ГАЗЕЛЬ и т.д. И сделать условия по которым эти производители их будут ставить.
Еще раз подчеркну - коробка должна быть качественная, и с хорошими характеристиками. И все! Будут объемы, будут и коробки, и новые разработки.
Пишите что вы думаете по этому поводу.
СОВЕТУЮ ПОЧИТАТЬ: