Найти в Дзене
Godlike_Goblin

Nostalgility. Выпуск 5. Три 8-битных Batman'а по цене одного.

Дароу!
На дворе уже декабрь. А значит самое время в очередной раз поддаться новому ностальгическому порыву, вместе с рубрикой «Nostalgility». Вспоминать сегодня будем снова третий выпуск журнала «Видео-Асс Dendy», более богатый на игровые материалы, чем два предыдущих номера. Если вдруг забыл, то в прошлый раз я рассказывал про Choujin Sentai Jetman, она же – Bird Fighter или FireBird (по версии китайских/тайваньских пиратов). Ну и вскользь пробежался по Mickey Mousecapade, которую в журнале ошибочно представили как Mickey 2 Land of Illusion. Вот ссылочка ↓ Освежай в памяти! Следующим материалом этого выпуска стала статья «Бэтмен – играем в кино, смотрим игру», посвящённая игре Batman-2. На ней и остановимся. Бэтмена я уважаю, как фильмы, так и игры с комиксами. Сам текст, конечно, со всех сторон уникальный. Сюда умудрились впихнуть: и кусок про дилогию Тима Бёртона; и крайне странное предложение «смотреть игру и играть в кино» (это вообще шта?); нашлось место краткому описанию исто
Оглавление

Дароу!
На дворе уже декабрь. А значит самое время в очередной раз поддаться новому ностальгическому порыву, вместе с рубрикой «
Nostalgility».

Вспоминать сегодня будем снова третий выпуск журнала «Видео-Асс Dendy», более богатый на игровые материалы, чем два предыдущих номера. Если вдруг забыл, то в прошлый раз я рассказывал про Choujin Sentai Jetman, она же – Bird Fighter или FireBird (по версии китайских/тайваньских пиратов). Ну и вскользь пробежался по Mickey Mousecapade, которую в журнале ошибочно представили как Mickey 2 Land of Illusion. Вот ссылочка Освежай в памяти!

Следующим материалом этого выпуска стала статья «Бэтмен – играем в кино, смотрим игру», посвящённая игре Batman-2. На ней и остановимся. Бэтмена я уважаю, как фильмы, так и игры с комиксами.

-2

Сам текст, конечно, со всех сторон уникальный. Сюда умудрились впихнуть: и кусок про дилогию Тима Бёртона; и крайне странное предложение «смотреть игру и играть в кино» (это вообще шта?); нашлось место краткому описанию истории Бэтмена, вместе с киношными сюжетами; ну и без лайтовых обзоров на игру не обошлось. Причём в тексте фигурирует не одна игра, а сразу три. А так как всё намешано в кашу, то и понять, что речь идёт о трёх разных проектах довольно сложно. При этом в самом тексте есть чёткое разделение только на две игры: Batman-2 и Batman Returns.

Под названием Batman-2 скрывается сразу два проекта для приставок Famicom\NES: Batman и Batman Return of the Joker.

Batman.

Первая игра Batman, она же Batman: The Video Game была выпущена японской компанией SunSoft в декабре 1989-го. Это экшен-платформер с элементами жанра бит’эм-ап, частично основанный на одноименном фильме. Выражается это исключительно в том, что между уровнями игры можно увидеть очень красивые (по меркам 8-битной графики) заставки, повторяющие некоторые значимые эпизоды киноленты. В детстве такая графика, пускай и заставочная, буквально «срывала башню». Плюс локации, где разворачиваются события игры, тоже можно притянуть за уши к киношным. А вот финал в игре более драматичный и смелый, правда идёт немного в разрез с классической философией Бэтмена.

Обложка японского Batman для Famicom
Обложка японского Batman для Famicom

Сам главный герой игры выглядит не таким деревянным, как Майкл Китон, сильно стеснённый Бёртоновской версией костюма. Здесь Бэтс быстрый, ловкий и смертоносный. Ударами своих кулаков он способен калечить врагов и уничтожать роботов. Настоящая «машина».

стартовый экран версии для NES
стартовый экран версии для NES

Геймплей Batman: The Video Game напоминает первую Castlevania. Двигается, прыгает и атакует Бэтман очень похоже, но чуточку быстрее и может драться на ходу. А ещё героем можно управлять в прыжке, правда совсем чуть-чуть. Кроме того и высоту прыжка можно регулировать, прыгая с места или в движении, а также удержанием кнопки B. Это будет особенно важно на последних уровнях, где платформинг становиться более изощрённым.

-6

В бою Бэтс полагается не только на кулаки, но и пользуется дополнительным оружием, опять-таки как в Castlevania. Механики тут схожи, только набор доп оружия изначально предопределён и использовано оно может быть, только пока есть запас, грубо говоря «патронов». Тут и классические бэтаранги, и ракеты, и строенные метательные диски, названные «дирками». Единственное, что в системе не продумано – управление. Само оружие выбирается нажатием кнопки Start (при этом пауза ставиться на Select) и при выборе оно становиться основным оружием, пока не переключишь его на другое, или не вернёшься к кулакам, ну или не истратишь «патроны».

-7

Был у разработчиков Batman и другой источник вдохновения по игровым механикам – Ninja Gaiden. Отсюда умельцы из SunSoft взяли возможность проводить прыжки от стен. Благодаря этой способности в игре даже можно было проходить уровни разными путями, правда всего в паре мест.

-8

Как полагается 8-ми битке Batman: The Video Game – проект достаточно сложный, но не непроходимый. Для успешного прохождения уровни придётся прям заучивать. Нужно быть предусмотрительным, оценивать препятствия и выбирать подходящее время и место для прыжка. В бою нужно решать, какое оружие использовать и можно ли справиться с ситуацией, просто избежав столкновения. Боссы получились интересными и действительно разными, но слишком уж простыми. В большинстве случаев в боссфайтах даже двигаться не нужно, достаточно просто занять удачную позицию и спамить оружием.

-9

Со стороны визуала проект тоже только радует. Готэм представлен весьма по Бёртоновски, с мрачной и насыщенной атмосферой. Глубокие тени, окутывающие окружение, напоминают работы Миньолы, разве что красного цвета не хватает.

-10

Спрайты маленькие, но чётко прорисованные, с хорошей анимацией, особенно у Бэтмена. Просто обрати внимание, как круто развивается плащ героя и от простых движений, и от прыжков. А анимация смерти героя – просто огнище. В прямом и переносном смыслах. Единственное, за что игру можно поругать, это чрезмерная индустриализация игрового мира. Бэтсу почти постоянно приходится зачищать заводы и промзоны, а немалая часть врагов, это роботы.

-11

С музыкой всё тоже отлично. Почти для каждого уровня записаны собственные мелодии, а вот боссы получили одну композицию на всех. Мне особенно запомнились мелодии первого и второго этапов. На втором уровне так и вовсе во всю используются ударные, что не слишком характерно для NES-музыки.

В целом игра вышла шикарной. Мрачная, интересная, захватывающая, сложная, но при этом честная к игроку. А что было самым приятным в знакомстве с ней: в своё время этот Batman полностью покорился мне ещё на Dendy. В отличие от других игр про Человека-Летучую Мышь, на 8-ми битных приставках.

-12

Кстати, в интернетах можно найти раннюю версию игры, которая отличается другими кат-сценами, выполненными более детально.

финальная заставка из прототипа.
финальная заставка из прототипа.

Batman Return of the Joker

Второй игрой, скрывающейся под именем Batman-2 стала Batman Return of the Joker. Её разработкой также занималась SunSoft, а релиз состоялся в 1991-м. Несмотря на то, что игра является сиквелом Batman: The Video Game, к фильмам она почти не имеет отношения. По сюжету Джокер, как оказалось, выжил после падения с башни и, естественно, решил отомстить.

-14

Если взять в руки мануал, то можно ещё узнать о неком, чрезвычайно токсичном металле, пропавшем из рудников Готэма с помощью которого Джокер планирует свою страшную мстю. Но в самой игре понять это сложно.

-15

Геймплейный жанр игры сменился с бит’эм апа на ран’н ган. Естественно, 2х-мерно 8-битный. Теперь Бэтс обладает огнестрельной перчаткой с бесконечным боезапасом. Тут разработчики явно опирались на игры серии Contra. Только динамика шутера от Konami оказалась недостижимой. Из этой же игровой серии была взята идея с улучшением оружия. Да и внешне эти механики достаточно похожи.

-16

Оружие можно усилить, подбирая специальные светящиеся сферы с буквенными обозначениями, которые будут кардинально менять вид оружия. Это могут быть и самонаводящиеся снаряды, и мощные огненные заряды, наносящие урон по области. Плюс можно зажать кнопку атаки, для супер-выстрела.

-17

К сожалению, получить в своё распоряжении несколько видов оружия одновременно нельзя и в этом кроется достаточно серьёзная проблема. Ящики с бонусами крайне щедро раскиданы по уровням, а иногда бонусы падают прямо с врагов. И как только вы поднимаете новый вид вооружения, он тут же заменяет предыдущий, что очень сильно ломает динамику. Приходится постоянно тормозить, чтобы не потерять понравившуюся пушку.

-18

Платформинг остался на месте, но стал менее изобретательным и менее удобным. Прыжков от стен теперь нет вообще, как и нет возможности регулировать прыжок зажатием кнопки. А ведь это были самые яркие черты первой игры. Зато Бэтс научился делать подкаты. Причём с их помощью можно не только преодолевать некоторые препятствия, но и атаковать некоторых врагов.

-19

Разнообразить игровой процесс решили путём добавления новых геймплейных активностей, исполненных в жанре горизонтального скролл-шутера. Проще говоря в игре, появилось пару уровней, напоминающих игры серии Gradius и ей подобных. В них Бэтмен, летит на реактивном ранце с винтовкой в руках и отстреливает огромное количество вражеской техники. Как по мне было бы логичней, если бы в этой части игры дали полетать на Бэт-крыле. Именно внедрение подобного рода геймплея стало для меня одной из причин почему Return of the Joker мне не зашла. Подобные игры мне совсем не нравятся.

-20

Графика в игре стала технологичней. Да чего уж там 8-битная версия Batman Return of the Joker выглядит не хуже некоторых 16-битных игр. Чего стоят только крупные спрайты Бэтмена, рядовых противников и боссов. И казалось бы, что тут может быть плохого? Хотя придраться тут есть к чему, спрайты главного героя настолько большие, что нельзя избежать вражеского выстрела просто присев. Анимации стали более плавными и быстрыми. Остались и движения плаща, правда при прыжках он ведёт себя более сдержано. Количество используемых цветов тоже увеличилось. Вот только от этого, на мой взгляд, игра только проиграла, потеряв немалую часть мрачной атмосферы.

-21

Полностью пропали заставки между уровнями, показывают только различные изображения с надписью Stage Clear.

-22

Отсутствие сюжетных вставок почти полностью лишило игроков понимания, что история куда-то движется. В начале игры есть небольшая вставка, в которой смеётся Джокер и ничего не понятно.

-23

А в конце есть финальный «ролик», в котором взрывается некий остров и тоже ничего не объясняется. Ну кроме того, что Бэтмен в очередной раз победил.

-24

Музыка осталась на уровне. Композиция на заставке, лично мне чем-то напоминает OST к Terminator 2: Judgment Day. Но и тут мне всё равно больше нравятся мелодии из первой Batman.

Если подводить итог по Batman Return of the Joker, то на мой вкус, именно в геймплее, она сильно проигрывает первой игре. Я бы даже сказал, что для серии – это большой шаг назад. От игры про Бэтмена ждёшь чего-то иного, уж точно не стрелялку в духе Contra и Gradius. Зато в техническом плане эта игру смело можно назвать одной из самых выдающихся на Famicom/NES. В общем-то за это её обычно и восхваляют.

-25

Мне эта игра тоже покорилась именно на Денди, но с большим трудом, потому что не слишком нравилась. Благо в игре есть система паролей от уровней, благодаря которым и удалось добраться до финала. А если уж быть откровенным, то эти пароли я получал не за прохождение уровней, а из книжек с секретами😊. Благодаря чему и смог посмотреть на все уровни игры. Между прочим, пароли в самом конце статьи из третьего выпуска «Видео-АСС Dendy» как раз от Batman Return of the Joker.

Реклама игры в американском игровом журнале EGM
Реклама игры в американском игровом журнале EGM

P.S. 16-битная версия игры мне тоже не нравится и откровенно говоря, она в разы хуже 8-битки, даже не смотря на то, что там реализован ближний бой. B журнальной статье, игровые скриншоты взяты как раз из неё.

Batman Returns

Третьей «Бэт-игрой» номера, стала Batman Returns от Konami. УУУУхх, как же я её любил и вместе с этим ненавидел в детстве. Это единственная 8-битка про Бэтмена, которую не удалось пройти непосредственно на Денди, за что больше спасибо Konami с их неуёмной тягой переусложнять жизнь игрокам. Хотя к ней тоже коды есть.

-28

Чтобы понять, что тебе тут не рады, достаточно просто нажать кнопку «старт» на геймпаде. После этого ты увидишь, что Бэтмен появляется с половиной здоровья.

-29

В нашей стране, кстати, Batman Returns нередко можно было увидеть под названием Batman-3, причём иногда пиратские версии игры могли оказаться непроходимыми. Вообще эта игра была самой ходовой из всех посвященных Человеку-Летучей Мыши. Её можно было встретить под именами Batman Rerturns, Batman II Rerturns, Batman III Rerturns, Batman 3, и Batman IV

-30

«Возвращение Бэтмена» это двухмерный Бит’эм ап, с едва различимым намёком на платформер. В большей степени последняя 8-ми битная игра про Бэтмена похожа уже на Double Dragon. Тут есть возможность не только двигаться влево и вправо, но еще и вверх/вниз по экрану. Управление тоже схожее: есть кнопка под прыжки и кнопка для удара. Их можно комбинировать, чтобы атаковать врагов в прыжке, или использовать удар плащом, расходующий здоровье героя. Кроме этого, Бэтс обладает парой гаджетов: бэтарангом и крюком-кошкой, с помощью которых так же можно атаковать врагов.

-31

Как у игры жанра «избей их всех» у Batman Returns есть одна довольно интересная особенность. Здесь ты никогда не увидишь несколько разных типов врагов одновременно. Если на тебя нападает толстяк, то можешь быть уверенным, никого другого кроме ещё одного толстяка не будет. Для чего было сделано именно так, я не знаю. Но хочется всё же сказать спасибо дизайнерам. Если бы на одном экране на Бэтмена могли бы напасть сразу толстяк и клоун в костюме дьявола, способный плеваться огнём, точно пришлось бы покупать новый геймпад. А они и так часто выходили из строя.

-32

Как было сказано в начале блока, Batman Returns довольно сложная игра. Не в последнюю очередь благодаря сильным врагам. Частенько они предпочитают нападать с разных сторон. Любят уклоняться от твоих ударов и отвечать своими ловким манёврам и мощным атаками. Чтобы успешно им противостоять постоянно приходится использовать все боевые навыки Бэтса. Битвы с боссами тоже сложны, но в первую очередь из-за большого запаса здоровья, чем частенько душнят.

-33

Несмотря на то, что игра динамичная и сложная, она несколько однообразна и к середине начинает утомлять. Как только понимаешь, как справляться с конкретным бандитом, он перестаёт представлять угрозу. А поскольку в этой игре разные виды врагов не смешиваются, то и битвы начинают казаться однообразными. И даже включение этапов вождения бэтмобиля и бэт-катера не сильно помогает. Постепенно игра становится всё менее увлекательной и всё более утомительной. Особенно при учёте того, что для полного прохождения в Batman Returns придётся много практиковаться.

-34

Графически Batman Returns выглядит отлично. Тёмная цветовая палитра игры отлично создаёт мрачную атмосферу Бёртона и придаёт каждому этапу зловещую готическую атмосферу. Окружающая обстановка определённо напоминает фильм, так что с этим у них всё в порядке, а враги выглядят довольно убедительно. Но и поругать игру есть за что, в «Возвращении» можно встретить любимый способ Konami сэкономить на графике – повторяющиеся типы врагов, но с разными цветами, означающими, что атаковать они будут по-другому.

-35

Музыка в Batman Returns справляется со своей задачей и создаёт нужную мрачно-готическую атмосферу. Основные треки хоть и повторяются часто, зато имеют увеличенную продолжительность, так что не слишком раздражают. Звуковые сэмплы также не блещут разнообразием и повторяются раз за разом. Но опять-таки дело своё делают.

Реклама игры из американского журнала GamePro
Реклама игры из американского журнала GamePro

Почитывая зарубежные рецензии на Batman Returns, я не мог не обратить внимание, что за рубежом игра получила внушительную волну критики, причём совсем незаслуженной и в основном выстроенной на сравнении 8-битной игры с её 16-битной версией для SNES. Что на мой взгляд абсолютно несправедливо. Сама по себе Batman Returns – отличный, сложный и увлекательный бит’эм ап, с особенностями.

-37

Такие вот они «Бэт-игры» 8-битной эры.