Сразу после выхода альбом Legends (2025) накрыло волной критики. В этом тексте я постараюсь описать и ответить на основные претензии к альбому. В данный момент, все выглядит так, что Legends отобрал пальму первенства самых критикуемых альбомов у Heroes (2014) и The Last Stand (2016).
Самоповторы или Самоплагиат
Начнем с самого очевидного, то, к чему цеплялись еще на этапе выхода синглов. Самоплагиат у Sabaton присутствует давно, начиная с альбома Coat of arms и песня «White Death» где используется риф, который ранее уже встречался у группы. Но раньше самоповторы носили разовый характер, а наиболее заметны становились, когда на одну и ту же мелодию получалось сделать две удачные песни, как “Art of War” и “Winged Hussars”. Но альбом «Legends» побил все рекорды по самоповторам, как минимум 4 песни являются однозначным самоплагиатом. Я лично считаю, что это много. Почему так получилось? Возможно, у группы закончились свежие идеи?!
А возможно все куда глубже. Возможно песни с нового альбома, писались для новых фанатов. Группа очень сильно выросла в популярности за последние 10 лет, а значит и аудитория увеличилась кратно. По статистике новые фанаты слушают новый материал, т.е. последние 2-3 альбома, с остальных они слушают только главные хиты, которые бывают на концертах. Поэтому большая часть, самоплагиат даже не заметит. А группа в свою очередь знакомит новых фанатов, со своими старыми идеями, в новой обертке. Творчество Sabaton можно разделить уже не на два, а на три этапа, новый этап- переход на работу с новой аудиторией. Первый этап – Primo Victoria – Carolus Rex, Второй этап Heroes – Great War, Третий этап War to the End of all Wars и далее.
Например, грубо говоря, The Last stand (2016) писался уже для фанатов Heroes (2014), а не для фанатов альбома Art of War (2008). Тех, кто только влился в строй фанатов и проникся “Winged Hussars”, даже не будет парить, что когда-то в дискографии была похожая “Art of War”, для них первостепенной будет именно «Гусары». Тоже самое с аудиторией, которая вкатилась в Sabaton после Great War. Кто из новых фанатов, будет искать в “The Duelist” отсылки к и так не сильно популярной песне “Saboteurs”. Этим могут заниматься, только фанаты со стажем, собственно, они больше всех и критикуют Sabaton и их можно понять, у них была “Art of War”, которая стала “Winged Hussars” и теперь им в третий раз дают тоже самое, под названием "Lightning at the Gates". А группа всего лишь идет протоптанной дорожкой, зачем придумывать новое, если новые фанаты не слышали старое, вот и продают новым фанатам обновленные версии старых идей.
Тематика нового альбома
Sabaton стали популярными во многом из-за тематики современной военной истории. В то время, когда все пели о Викингах, Крестоносца, Пиратах и т.д. они пели про Войну в Ираке, Борьбу с международным терроризмом, Первую и Вторую мировые войны. Люди слушали и это отзывалось в сердцах, так как события достаточно свежие и у кого отцы, у кого деды воевали, тематика эксплуатировала патриотические чувства, которые заставляли накидывать альбомам пару дополнительных баллов.
Этот тактический прием не работает на Legends, ну Цезарь, ну Наполеон, никаких особых чувств это не пробуждает. Да, это легендарные персонажи, но они жили слишком давно и воспринимаются обойдёнными. Темы нового альбома не дают пластинке доп. баллов, патриотические чувства не заставляют закрыть глаза на музыкальные недостатки. А еще возьми и окажись, что песен про «НАШИХ» на альбоме нет, ты не то что доп. бал накинешь, ты, наоборот, отнимешь его, ведь если песни про твою страну нет, то явно группа ее не уважает. Это отлично можно увидеть в российском фанатском сообществе. Где милитаризованные поклонники, отсутствие песни про российскую историю, чуть ли не оскорблением считаю.
Тексты песен
На фоне выбранных тем, у большинства песен очень слабая лирика. Группа попала в собственную ловушку, не желая меня подход к написанию текстов. Как правило герои песен Sabaton это простые солдаты, профессионалы своего дела, но они широкой публике не сильно известны. Поэтому поверхностное повествование о таком человеке вполне понятно – простой парень из Техаса, вынужден был отправится на войну и стал героем, что еще вам о нем нужно знать? Совсем другое, когда речь идет о Больших исторических личностях, поверхностно вы с ними и так знакомы, вам рассказывали про них в школе, вы смотрели про них фильмы, возможно читали книги, вы ели еду, названную в честь этих людей и т.д. И группа такая, значит был такой Цезарь, талантливый был парень, перешел Рубикон, стал Диктатором и был убит. Чем я, как слушатель должен восхитится? Какие строчки в песне должны меня зацепить, где драма, где интересный контекст? Среднестатистический слушатель это все и так знает. Может было бы лучше дать контекст, почему Цезарь перешел Рубикон, как было принято решение и какие последствия влекло, чтобы слушатель не просто услышал факт, а проникся моментом, мотивацией. Жизнь Больших личностей была перенасыщена историческими событиями, про них лучше пилить тематические альбомы, а не пытаться уместить их жизнь в одну песню с парой жидких куплетов.
Но, сами Sabaton ничего преступного не сделали, они не меняли своего подхода, они написали тексты о легендарных личностях, также как писали раньше про обычных солдат. Качество проработки текстов не стало хуже, оно просто не стало лучше, а осталось на том же уровне что и раньше. Просто выбранная тематика вскрыла недостаток подхода к написанию лирики.
Самоцензура
Другой вопрос — это толерантность и обтекаемость формулировок в лирике, не дай бог кого-нибудь задеть. Sabaton уже с Coat of Arms старается обходит острые углы в текстах, так как эксплуатация патриотизма имеет и обратную сторону. И вроде получалось довольно неплохо, однако с Legends произошел какой-то абсурд. Как можно рассказывать про тамплиеров, полностью проигнорировав ультражестокое противостояние с исламским миром? Пропустив большую часть истории Ордена, вы сделали песню бесхребетной. Ну боитесь вы рассказывать про то как рыцари героически убивали мусульман, хорошо, сделайте неоднозначный текст, как у Grave Digger “Monks of war” где всю песню идет дискуссия о том, кто на самом дели эти рыцари, монахи-защитники или убийцы?
Тоже самое с "Impaler". Кого так любил на насаживать на колья наш Влад? Конечно османов (не только, но особенно их)! Что делает группа? Тоже что с тамплиерами, убирает любые намеки на мусульман. Они даже не говорят, что Влад был заложником в Османской империи, просто был каким-то там заложником. Это могла бы быть очень мрачная и драматичная песня, но из нее убрали на столько много, что она даже с поверхностным повествованием о личности Влада не справляется. Самоцензура просто чрезмерная.
Кому нужны такие песни? Совершенно непонятно, сами выбрали темы, а потом сами себя цензурировать стали.
Legends (2025) – это хороший альбом, несмотря ни на что. Просто на нем не работают некоторые вещи, которые работали на других альбомах, поэтому в ряд лучших он не встанет, несмотря на беспрецедентную рекламную компанию и великолепное шоу для тура в поддержку альбома. Остается надеяться, что группа сделает выводы и к следующему альбому подойдут более внимательно.