Последнее время Sabaton очень затягивают с выпуском альбомов. С момента анонса альбома, до его выхода проходит до полугода, а то и больше. Первый сингл вышел в апреле, официальный анонс состоялся в июле, а вышел альбом только 17го октября. В период с апреля по октябрь, синглами вышло шесть из одиннадцати заявленных треков, больше половины альбома, это натуральный перегрев публики. А еще было забавно, что группа анонсировала тур в поддержку альбома, за полгода до релиза альбома, т.е. люди покупали билеты на «кота в мешке». Предположу, что подобная ситуация сложилась из-за того, что группа долго искала лейбл, который готов купить новый альбом подороже. Nuclear Blast видимо не увидел в альбоме чего-то за что стоит платить дороже обычного, а вот Better Noise Music согласились. И с одной стороны доля Nuclear Blast потеря Sabaton это неприятно, с другой, их позиция вполне понятна, так как после прослушивания материала, я бы тоже не стал платить группе больше, чем было раньше. Но не будем забегать вперед.
Оговорюсь что далее будет оценочное суждение старого фаната, на основании первых впечатлений.
Трек-лист альбома «LEGENDS»:
- 1. Templars
- 2. Hordes Of Khan
- 3. A Tiger Among Dragons
- 4. Crossing The Rubicon
- 5. I, Emperor
- 6. Maid Of Steel
- 7. Impaler
- 8. Lightning At The Gates
- 9. The Duelist
- 10. The Cycle Of Songs
- 11. Till Seger
Из одиннадцати новых песен я подробно рассказал про пять, мнение о них можно почитать в конце этой статьи. Плюс, в том, что группа не делала ни intro ни outro, не растягивала искусственно хронометраж и не маскировала проходные инструменталы под «новые композиции» (камень в огород последнего альбома Эпидемии).
Templars – это Сабатонский Пауэрвульф, с церковными хорами, крестоносцами, хитовым припевом и вторичными куплетами, позаимствованными из To Hell and Back. Явно написан как один из хитов альбома, тащит на свежей для группы церковной тематике и мощном припеве, но проседающий по качеству лирики и самоплагиатной куплетной составляющей. Явно одна из песен которая точно будет на концертах. На нее снят отличный клип.
Hordes of Khan – довольно проходной трек, полная противоположность Тамплиерам, хорошая куплетная часть, хорошая лирика и провальный припев, отсутствуют какие-то оригинальные музыкальные ходы, которые могли бы украсить песню. Этот трек сейчас играют на концертах, но думаю он вскоре покинет сет-лист.
A Tiger Among Dragons – ну и вот она, первая песня с оригинальным звучанием. Хочется написать одно слово – барабаны. Кто слушал, тот поймет, о чем я. В песне классное завораживающее звучание барабанов, как будто подражание, традиционному китайско/японскому стилю игры. Песню посвятили китайскому полководцу Люй Бу, времен Троецарствия, который проставился как воин и как человек любивший менять сторону конфликта. Лирика без изюминки, но характер героя передает. Песня звучит если не хитово, то как минимум интересно, пропускать ее точно не стоит. Возможно, с этой песней группа хочет выйти на Китайский рынок, могу только пожелать удачи в этом.
Crossing the Rubicon – на альбомной версии этой песни поет только Йоаким (на сингле участвовала альтернативная группа Nothing more). И песне это пошло только на пользу. Она звучит мощно, раскатисто, в наличии цепляющий припев и оригинальный центральный риф, придающий песне новизны. Главное разочарование это лирика, она крайне поверхностно, даже преступно поверхностно производит жизнеописание Юлия Цезаря.
I, Emperor – с Цезарем у нас соседствует Наполеон. Это вторая песня с претензией на хитовость (после Тамплиеров) и очевидно новый гость концертного сет-листа, благодаря скандирующему припеву, который хорошо впечатывается в память и его удобно орать на концертах. Это просто гимноподобная песня для фанатов Наполеона, не ставящая себе цели что-то рассказать или погрузить в какой-то контекст. Хотел ли я именно такую песню про Наполеона? Нет, но она будет хорошо качать на концертах.
Maid of Steel – хотели олдскула? Получайте, песня в стиле самых ранних песен Sabaton. Быстрый Хэви без лишнего лоска. Как неожиданно было услышать, припанкованного «Красного Барона», также неожиданно услышать песню про Жанну Д’Арк именно такой. Злые языки утверждают, что это калька с песни «Metalizer», в этом случае я не против самоплагиата, потому что для Sabaton в их нынешнем виде просто невозможно сделать что-то хуже, чем их дебютник.
Impaler – песня про Влада III Цепеша, песню которую ждали, так как всем хотелось послушать про кровавое противостояние с турками. Но его не будет, как и в случае с Тамплиерами, ключевое противостояние с мусульманами игнорируется и все повествование тонет в обтекаемых формулировках. Хорошо, вы не хотите разжигать, но так и возьмите другую историческую личность. А то у нас словесная эквилибристика, в песне мы слышим, что он в детстве стал заложником, но не говорим у кого, мы говорим, что он защищал границы, но не говорим от кого, мы говорим, что он был жесток к врагам, но не говорим кто они. С музыкальной точки зрения трек звучит неплохо, выполнен в среднем темпе и имеет довольно драматическую атмосферу, но беззубая лирика убивает потенциал.
Lightning at the Gates – песня про переход Ганнибала через Альпы и это вполне хороший трек рассказывающий о локальном событии Пунических войн, что с точки зрения повествования, идет песне на пользу. Но хорошим его делает то, что он составлен из песен «Uprising» и «Hearts of Iron». Вроде бы и хорошо, но это самоплагиат который режет слух.
The Duelist – а тут у нас самоплагиат который слух не режет, песня с едва уловимыми отсылками на недооцененную песню «Saboteurs». В остальном отличный трек про Миямото Мусаси, с качественной продуманной лирикой и достаточно хитовым звучанием, всем фанатам средневековой Японии строго рекомендую.
The Cycle of Songs – хотели еще что-нибудь оригинального от Sabaton, оно тут есть. Слушая эту песню, хочется прослезится, так как именно такими ты хочешь видеть новое творчество группы. Песня выполнена в среднем темпе, она отлично погружает в атмосферу древнего Египта. Музыку помогал писать Jonas Kjellgren, возможно благодаря ему и удалось добиться более оригинального звучания. Еще один трек, который строго рекомендован к прослушиванию, даже если вам не близка история Древнего Египта, а слово Сенусерт кажется чем-то ругательным.
Till Seger – недооцененная песня, так как написана на шведском, а это многих отпугивает, тем не менее, она отсылает нас к временам Carolus Rex, звучит бодро, хитово, не хватает только английской версии. Явно пока ориентирована на Шведский рынок, но, возможно, мы услышим и международный вариант. Хотят некоторым россиянам возможно не понравится, так как в песне есть строчки, что Лев Севера не склонится перед Русскими, а турбопатриоты сразу за такое цепляются.
Итог:
Что плохого?
Как я писал когда-то, альбом не станет событием и думаю, что оказался прав. К недостаткам я бы отнес: огромное количество самоповторов, слабую поверхностную лирику, отсутствие очевидных хитов. Стерильность лирики — это отдельная история, написать песни про Влада и Тамплиеров, полностью проигнорировав противостояние с мусульманами, это еще надо постараться.
Что хорошего?
Альбом более ровный, смело можно слушать целиком. Не смотря на самоповторы, есть действительно оригинальные идеи, кто бы что не говорил. Отход от тематики современных войн сейчас даже кажется чем-то свежим. У меня ранее была претензия, что вокал в некоторых песнях отодвинут за инструменты и из-за этого лирику сложно разбирать. После десятка прослушиваний и чтения текстов эта проблема в восприятии уходить. В остальном к качеству записи или сведения у меня вопросов нет.
Альбом на 7 из 10, такой себе The Last Stand 2.0 но без очевидных провальных треков типа «Blood of Bannockburn» или «Hill 3234». Да, это просто еще один альбом Сабатон, но думаю именно такая задача и стояла.
Отдельно хочу отметить качественные клипы в поддержку альбома, все они заслуживают внимания.
О критике, которой подвергся альбом среди фанатов в РФ напишу в следующий раз.
Ниже более подробно про синглы к альбому Legends: