Привет, мои дорогие девушки. Сегодня хочу поговорить о том, как важно учить здоровым отношениям, и о том, как это делают у нас в школах и университетах. Представьте себе такую реальность: существует предмет по «построению крепких и здоровых отношений». В школах и вузах! Только от этой мысли по спине проходит холодок, потому что я понимаю, что нашим детям, честно говоря, это будет не очень. Или даже совсем не очень.
В российских школах с 2024/2025 учебного года вводится предмет «Семьеведение» в рамках внеурочной деятельности. Его цель — помочь школьникам понять основы семейных отношений, их важность и формирование позитивного отношения к созданию семьи. Сама идея кажется правильной. Но у меня не покидает ощущение, что на практике там будут рассказывать совсем не про здоровые отношения. Есть, конечно, отдельные здравые теоретические моменты, но в сети уже обсуждаются материалы, где детям начинают говорить о раннем рождении детей.
И если заглянуть в программу для 5–9 классов… простите, но дети в этом возрасте не поймут сути этих вещей. Они ещё не знают, кто они сами, только формируют своё мировоззрение, пробуют себя в разных ролях, ищут своё место. Как можно требовать от них понимания «выбора спутника жизни» или обсуждать мужественность и женственность, когда они ещё не разобрались с собственной идентичностью?
Проектная деятельность в рамках темы «Многодетность как важный компонент благоприятной семейной атмосферы» — честно, у ребёнка нет выбора, как выполнить это задание. Оно навязывает определённый образ жизни, не оставляя места для личного выбора или сомнений. И это кажется опасным: учить, что есть один правильный путь, когда у человека ещё даже нет возможности сформировать свои взгляды.
Да, можно сказать, что я сейчас просто придираюсь. Но дело не в придирках. Моя тревога — в том, что формирование понимания отношений в таких условиях может быть не только неэффективным, но и вредным.
И это моя субъективная реакция. Дети в 5–9 классах ещё не понимают себя, свои границы, не знают своих желаний и ценностей. А мы уже ставим перед ними задачи, как будто они взрослые, а они пока только формируют свои первые представления о мире.
Если говорить о плюсах такого предмета, они, безусловно, есть. Там действительно много теоретически правильной информации, которая может быть полезна детям и подросткам. Например, они узнают про ведение домашнего хозяйства, про семейный бюджет, про обязанности родителей и детей, про память поколений. Это действительно интересные и полезные темы, которые могут помочь ребёнку сформировать представление о семье, ответственности и сотрудничестве.
Но у меня, честно говоря, есть несколько вопросов. Первый: это же всё-таки внеурочная деятельность. И насколько она будет интересна детям в таком возрасте?
И ещё один важный момент: в роли преподавателя у нас, по сути, один взрослый человек — мама или папа, который должен передать детям свои ценности. И это тоже нужно учитывать. Любые идеи о семье, обязанностях, взаимоотношениях, о том, что «правильно» или «неправильно», проходят через личную призму этого родителя: его опыт, убеждения, страхи, иллюзии и ожидания.
И даже самая правильная теоретическая программа не застрахует от того, что информация будет окрашена личным восприятием преподавателя. То, как взрослый объяснит понятия семьи, обязанностей или отношений, будет напрямую зависеть от того, что он сам считает важным, а что — второстепенным. И это нормально, потому что каждый человек уникален. Но именно поэтому детям сложно воспринимать это как универсальную истину: то, что передаёт преподаватель, всегда будет отчасти его личной историей и взглядом на жизнь, а не чистой теорией.
Где формируется понимание семьи и семейных ценностей
Давайте честно: школу и вузы назвать местом, где формируются представления о семье, ценностях и здоровых отношениях, сложно. Главное место, где это происходит — внутри семьи.
Дети перенимают опыт, знания, навыки и поведение родителей. Первые представления о мужественности и женственности они получают из семьи, по образам мамы и папы. В идеале это полноценная, крепкая семья, где есть здоровые отношения между родителями, где дети вовлечены в бытовые процессы, видят, как ведётся семейный бюджет, как распределяются и управляются средства — а это отдельная тема даже для взрослых.
Там, где детям показывают и рассказывают, как строить отношения, как выстраивать коммуникацию на здоровой основе, — это идеал. Но, честно говоря, таких семей нет повсеместно. Это скорее утопия, к которой хочется стремиться, но которая встречается далеко не всегда. И именно этот опыт, а не школьные уроки, остаётся фундаментом понимания семьи и ценностей на всю жизнь.
Здоровое построение семьи — это ответственность взрослых. И у взрослых было достаточно времени, чтобы в рамках современного мира понять и научиться многому: как выстраивать здоровые коммуникации с противоположным полом, пройти этап самоопределения, освоить семейный бюджет и внутренние коммуникации в семье, научиться общению с детьми и многому другому. Время было, доступ к информации был — она открыта, её полно: бери и применяй.
Психологи, тренеры, эксперты уже давно говорят о здоровых, крепких отношениях, дают инструменты, делятся опытом. Но что мы видим на практике? Взрослые в большей части страны ничего не сделали для того, чтобы эта здоровая модель хотя бы формировалась внутри их собственного мира, внутри их отношений и семьи.
И теперь расплачиваться за это приходится детям. Всем детям страны. Да, это суровая правда: оплата за ошибки взрослых — на всех детях. И в этом контексте любые школьные программы по семейным отношениям — это не исправление ситуации, а попытка подстраховать то, что взрослые не сделали вовремя.
А может, всё же это пропаганда
Да, у нашей страны есть запрос на традиционную семью, есть запрос на многодетность. И вот — 34 часа «пропаганды» в школе. Смешно, если честно. Потому что институт семьи работает гораздо глубже и эффективнее. Когда речь идёт о психологических аспектах, опыт семьи всплывает сам собой, формируется через ежедневные практики, через живое взаимодействие. А изменить то, что отрабатывается ежедневно, всего лишь 34 часами теории? Нет, это не работает.
Ваши дети повторят ровно ваш опыт, а на уроках будут отвечать так, как от них ожидают. И именно в этом кроется провал этого предмета и большинства обучающих программ: дети учатся не тому, что реально, а тому, что «правильно» с точки зрения учебника. Много ли вы помните из курса геометрии или математики? Ответили, запомнили на время, а потом всё забылось. С «Семьеведением» будет то же самое.
Эти уроки не формируют реальное представление о семье. Они создают дополнительную нагрузку, потому что у ребёнка в 5–9 классе уже есть свои наблюдения и впечатления о семье. И если эти представления не совпадают с тем, что рассказывается в учебнике, это может создавать психологические и эмоциональные трудности.
Что делать детям, у которых один родитель, или в семьях, где жизнь далека от «радужной картинки»? Они получают теоретическую информацию, возможно, хотят её применить на практике, а родители могут отреагировать совсем не так, как им кажется. Когда полученные знания не стыкуются с действительностью, это создаёт дополнительное эмоциональное и психологическое напряжение.
Если эта программа создавалась с "учётом психических особенностей детей" и при участии психологов и педагогов… к ней остаётся много вопросов. Что будет с последствиями, если большая часть детей после этих уроков выйдет с травмами? А они выйдут, потому что у нас не страна одной модели семьи.
И если это и есть забота о будущем традиционной семьи — она явно не учитывает психологическое здоровье детей, что должно быть на первом месте.
Почему же здоровым крепким отношениям не учат в вузах и школах
На самом деле всё очень просто: у этих институтов нет и никогда не будет функции учить нас строить здоровые и крепкие отношения.
Первое место, где мы учимся взаимодействовать с людьми, — это наша семья. До 6–7 лет мы наблюдаем, что происходит во взаимоотношениях родителей, что естественно формирует первые представления о доверии, заботе, уважении и конфликтах.
Следующее место — это наша собственная практика. Мы постепенно учимся выстраивать отношения с другими людьми, и это не только про мужско-женские пары. Ситуации разные: мы можем искать опору и опыт в семье, подойти к маме или папе и спросить совет, можем учиться у сверстников или через собственные пробы и ошибки. У всех жизненный путь разный.
Во взрослом возрасте мы в основном уже самостоятельно учимся строить отношения: на своих ошибках, наблюдая за собой и за другим человеком, узнавая процессы, которые между нами происходят, адаптируясь к жизни. Мы продолжаем учиться и подстраиваться под реальность, в которой живём.
Мы все разные и выстраиваем отношения с людьми, которые тоже совершенно не похожи на нас. Поэтому нет универсальной инструкции, как построить семью, здоровые и крепкие отношения.
Но есть один важный принцип, который работает всегда: идите навстречу друг другу, учитесь вместе и адаптируйтесь под свою уникальную семейную историю.
Благополучие и процветание в каждый дом.