Покупка современного китайского автомобиля премиального сегмента сегодня все больше напоминает участие в какой-то очень дорогой и рискованной лотерее, где главным призом является не радость от владения, а бесконечная череда потраченных нервов и денег. Примерно полтора года назад я, как и многие другие автолюбители в нашей стране, поддался всеобщей моде и агрессивной рекламе из каждого утюга. Мне захотелось прикоснуться к миру роскоши, и я купил новенький черный Tank 500.
На тот момент это казалось просто идеальным выбором, ведь передо мной стоял большой рамный внедорожник с брутальным видом, который все называли «китайским Крузаком». Роскошный салон, панорама, выдвижные подножки и куча опций, о которых я раньше только мечтал. Цена, конечно, кусалась и переваливала за шесть миллионов рублей, но я успокаивал себя мыслью, что беру машину на долгие годы и это вложение в мой статус и комфорт.
Однако суровая реальность эксплуатации начала спускать меня с небес на землю пугающе быстро. За полтора года я накатал на этом автомобиле сорок тысяч километров, и этот пробег позволил мне снять розовые очки и взглянуть правде в глаза. Эйфория от покупки сменилась глухим раздражением, которое накапливалось с каждым днем. Первым и самым главным разочарованием стала хваленая электроника, которой этот автомобиль напичкан под завязку.
Она жила своей собственной, никому не понятной жизнью. Огромные экраны мультимедийной системы могли погаснуть прямо во время движения, оставляя меня без навигации и музыки. Камеры кругового обзора, которые так нужны на такой огромной машине, отключались в самый неподходящий момент при парковке в тесном дворе. Климат-контроль вообще вел себя как капризная женщина, путая зиму с летом и то замораживая салон, то устраивая в нем настоящую баню.
Но больше всего меня, как человека, умеющего считать деньги, добивал расход топлива. Трехлитровый турбомотор V6 оказался настоящим проглотом, который уничтожал бензин ведрами. В городском цикле с пробками и прогревами расход стабильно держался на отметке 20-22 литра на сотню. И это если не гонять. Заезжать на заправку приходилось через день, и каждый визит оставлял заметную дыру в семейном бюджете.
При этом работа девятиступенчатой автоматической коробки передач вызывала массу вопросов. В пробках она пиналась и дергалась так, будто я еду не на премиальном внедорожнике за шесть миллионов, а на старом убитом УАЗике, который видел еще Брежнева.
Последней каплей, переполнившей чашу моего терпения, стала банальная, казалось бы, ситуация с запчастями. На трассе мне в лобовое стекло прилетел камень, и пошла трещина прямо перед глазами. Я обратился к дилеру и узнал, что ждать новое стекло нужно минимум два месяца, так как на складах их нет, а везут их под заказ из Китая. Цена этого куска стекла оказалась как крыло от небольшого самолета. В этот момент я четко понял: хватит с меня этих экспериментов. Я не хочу быть бета-тестером за свои же деньги и зависеть от поставок запчастей.
Я принял волевое решение и поехал к тому же дилеру, чтобы сдать «Танк» в трейд-ин. Оценку, конечно, мне занизили просто безбожно, объясняя это тем, что рынок перенасыщен и спрос на такие прожорливые машины падает. Я потерял на этой сделке огромную сумму, но я был готов потерять эти деньги, лишь бы избавиться от этого головняка и перестать вздрагивать от каждого глюка электроники.
И вот, гуляя по площадке автомобилей с пробегом в ожидании оформления документов, я увидел его. В ряду стоял серебристый Toyota Highlander 2018 года выпуска в максимальной комплектации Люкс Сейфти. Я подошел, посмотрел историю: один хозяин, пробег 130 тысяч километров, полностью прозрачная история обслуживания у дилера. Цена вопроса составляла 3 миллиона 250 тысяч рублей. Многие друзья потом крутили пальцем у виска и говорили, что я сошел с ума, меняя новую модную машину на шестилетнее ведро с пробегом за сотню.
Но я попросил ключи, сел за руль, проехал пару километров по территории и понял - вот оно, настоящее качество, по которому я так скучал. В Хайлендере нет огромных экранов во всю панель, нет атмосферной подсветки на сто цветов и выдвижных ручек. Зато там чувствуется какая-то монументальная надежность и инженерная проработка. Атмосферный мотор V6 объемом 3.5 литра едет плавно, мощно и благородно. Классический автомат переключает передачи так незаметно, что ты вообще забываешь о его существовании.
Я оформил сделку день в день. Сдал своего китайца, доплатил разницу (точнее, получил деньги на руки, так как Тойота стоила дешевле моей оценки) и уехал на шестилетнем «японце». Прошло уже полгода, на одометре прибавилось еще десять тысяч, и я ни разу, ни одной секунды не пожалел о своем решении.
Этот автомобиль дарит совершенно другие эмоции. Подвеска глотает ямы так упруго и тихо, что ты их просто перестаешь замечать. В салоне царит тишина и уют, материалы качественные, кожа на сиденьях за 130 тысяч пробега выглядит лучше, чем на Танке за 40 тысяч. Ничего не скрипит, не люфтит и не отваливается. А самое смешное, что расход топлива у огромного атмосферного мотора 3.5 оказался даже ниже, чем у современного китайского 3.0 турбо. В городе я укладываюсь в 14-15 литров, что после 22 литров на Танке кажется просто подарком.
И главное чувство, которое вернулось ко мне вместе с Тойотой - это уверенность. Я точно знаю, что эта машина заведется в любой мороз, что она довезет меня до дома из любой глуши и не встанет посреди трассы из-за глюка какого-нибудь датчика. Запчасти на нее есть в любом магазине автозапчастей, от оригинала до качественных аналогов, и стоят они вменяемых денег. Мне не нужно ждать лобовое стекло два месяца, я могу пойти и купить его завтра.
Эта история научила меня главному уроку: не все то золото, что блестит и называется громким словом «премиум». Маркетологи научились продавать нам красивые обертки, но они не могут заменить инженерную школу и культуру производства, которые нарабатываются десятилетиями. Иногда лучше взять проверенного временем «японца» с пробегом, чем играть в рулетку с новым «китайцем», который может оказаться сырым продуктом.
Надежность и ликвидность Тойоты - это факты, проверенные временем и тысячами владельцев. Я уверен, что через пару лет я продам этот Хайлендер примерно за те же деньги, что и купил, потому что спрос на них только растет. А вот сколько будет стоить мой бывший Танк с пробегом под сотню и кучей глюков - большой вопрос, на который страшно искать ответ. Китайский автопром пока только учится делать машины, а Тойота их уже сделала.
А вы бы рискнули променять свежего навороченного китайца на шестилетнюю Тойоту ради надежности и спокойствия, или считаете это шагом назад в прошлое?