Продолжаем подробно разбирать упражнения и учимся правильно писать безударные гласные в корне слов.
Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Задание 204
Как выполнить задание
Слова распределены по группам в зависимости от того, какой частью речи они являются:
- группа 1 – имена существительные;
- группа 2 – глаголы;
- группа 3 – имена прилагательные.
°
В корне каждого слова находится по два безударных гласных звука.
°
Подбираем к каждому слову проверочные слова, выделяем в каждой группе корень:
Задание 205
Как выполнить задание
°
Сомнительные буквы находятся в корне слов. Чтобы проверить написание каждой пропущенной буквы, следует подобрать проверочные однокоренные слова, в которых безударная гласная становится ударной. В данных группах к первому слову проверочными являются два других слова, также они выступают проверочными между собой.
°
Вставляем пропущенные буквы, выделяем в словах корень. В каждой группе находим слово, от которого образовались другие слова и подчеркиваем его:
°
Лексическое значение слов, от которых образованы другие слова в группах:
Сторож – человек, который охраняет, сторожит что-либо;
Вечер – время суток между днём и ночью;
Весёлый – в хорошем настроении, радостный;
Короб – изделие из картона для хранения или упаковки чего-либо;
Холод – морозная погода, воздух с низкой температурой;
Сокол – хищная птица;
Щебет – звуки, которые производят птицы;
Берег – часть суши рядом с водоёмом.
°
Составляем предложение со словом из последней группы:
Морские волны неторопливо накатывали на песчаный берег.
°
Для слов, помеченных цифрой 2, следует выполнить разбор по составу:
Сторожка
1. Лексическое значение:
Сторожка – небольшое строение, в котором находится сторож.
Это имя существительное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: сторожки, сторожку, сторожкой. При этом в слове исчезла буква а. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: сторожка.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: сторожка.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: сторож, сторожить, сторожевой. Общая одинаковая часть во всех словах – сторож-. Это корень: сторожка.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -к-. Выделяем суффикс в слове: сторожка.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Коробка
1. Лексическое значение:
Коробка – небольшой короб, изделие из легкого материала для хранения чего-либо.
Это имя существительное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: коробку, коробкой, коробки. При этом в слове исчезла буква а. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: коробка.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: коробка.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: коробочка, коробо́к, коробочный. Общая одинаковая часть во всех словах – короб-. Это корень: коробка.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -к-. Выделяем суффикс в слове: коробка.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Соколёнок
1. Лексическое значение:
Соколёнок – маленький сокол, птенец.
Это имя существительное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: соколёнка, соколёнку, соколёнком. При этом в слове появляются другие окончания. В исходном слове окончание нулевое.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: соколёнок.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: соколята, соколик, соколиный. Общая одинаковая часть во всех словах – сокол-. Это корень: соколёнок.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -ёнок-. Выделяем суффикс в слове: соколёнок.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Прибрежный
1. Лексическое значение:
Прибрежный – находящийся около берега.
Это имя прилагательное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: прибрежные, прибрежная, прибрежное. При этом в слове исчезает буквосочетание -ый. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: прибрежный.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: прибрежный.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: побережье, бережок, береговой. Общая одинаковая часть во всех словах – -береж- (-берег-, -бреж-). Это корень: прибрежный.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. Подбираем однокоренные слова с другой приставкой или без нее: побережье, безбрежный, правобережный. При этом исчезает буквосочетание при-. Это приставка: прибрежный.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -н-. Выделяем суффикс в слове: прибрежный.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Задание 206
Как выполнить задание
°
Автор сравнивает устройство рояля с городом. Детали инструмента он представляет как городские улицы и постройки. Поэтому описание рояля очень интересно.
°
Вставляем пропущенные буквы:
Задание 207
Как выполнить задание
В словах пропущены безударные гласные в корне:
- проверяемые;
- непроверяемые (словарные слова).
°
Выбираем слова с проверяемыми гласными в корне, вставляем пропущенные буквы:
Выбираем слова, в которых есть проверяемые и непроверяемые (отмечены красным) гласные в корне, вставляем пропущенные буквы:
°
Для слов, помеченных цифрой 2, выполняем разбор по составу:
Полосатый
1. Лексическое значение:
Полосатый – имеет узор или рисунок в виде полос.
Это имя прилагательное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: полосатая, полосатое, полосатые. При этом в слове исчезает буквосочетание -ый. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: полосатый.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: полосатый.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: полоса, полосочка, полосатость. Общая одинаковая часть во всех словах – полос-. Это корень: полосатый.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -ат-. Выделяем суффикс в слове: полосатый.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Серебристый
1. Лексическое значение:
Серебристый – имеет поблескивающий серовато-белый цвет.
Это имя прилагательное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: серебристая, серебристое, серебристые. При этом в слове исчезает буквосочетание -ый. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: серебристый.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: серебристый.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: серебро, серебряный, посеребрить. Общая одинаковая часть во всех словах – серебр-. Это корень: серебристый.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -ист-. Выделяем суффикс в слове: серебристый.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Тракторист
1. Лексическое значение:
Тракторист – человек, который управляет трактором.
Это имя существительное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: трактористу, трактористом, трактористы. При этом в слове появляются другие окончания. В исходном слове окончание нулевое.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: тракторист.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: трактор, тракторный, трактористка. Общая одинаковая часть во всех словах – трактор-. Это корень: тракторист.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -ист-. Выделяем суффикс в слове: тракторист.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте по теме:
Готовое домашнее задание для третьего класса по теме ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ, часть 1