В любой части слова можно встретить буквы, написание которых находится под сомнением – при произношении мы слышим другой звук или вообще не слышим никакого звука, а букву все равно надо писать. Поэтому для каждого случая в русском языке существуют свои правила (орфограммы). С некоторыми из них мы знакомились во втором классе. На примерах из упражнений повторим правописание безударных гласных в корне.
Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Задание 196
Как выполнить задание
°
В словах выделены буквы, написание которых находится под сомнением. Мы видим, что эти буквы могут находиться в любой части слова: приставке, корне, суффиксе и окончании. Выделяем в тексте части слов с сомнительными буквами:
°
Написание выделенных букв следует проверять, потому что при произношении на их месте мы слышим другие звуки. Если не сделать проверку и написать по принципу «как слышим, так и пишем», то, скорей всего, на письме будет допущена ошибка.
Задание 197
Как выполнить задание
°
Переписываем пословицы. Обозначаем, в каких частях слова находятся выделенные сомнительные буквы:
°
Указываем, какие звуки мы слышим на месте выделенных букв:
Встречай – [ф]стречай, ленив – лени[ф], сонлив – сонли[ф], легко – ле[х]ко,
сделать – [з]делать, столбов – столбо[ф], пирог – пиро[к], едок – едо[к].
При произношении мы слышим звуки, которые отличаются от букв, их обозначающих. Поэтому написание букв следует проверять, пользуясь правилами русского языка.
Задание 198
Как выполнить задание
°
Выделенные буквы в словах – это безударные гласные в корне. При произношении и на письме они различаются. Поэтому следует проверять их написание. Для этого нужно подобрать проверочное слово, в котором сомнительный гласный звук становится ударным.
°
Подбираем проверочные слова, обозначаем ударный гласный звук:
(Дво́р, дво́рник) дворы́, (стре́лы, стре́лки) стрела́, (во́ду, во́дный) вода́, (тра́вы, тра́вушка) трава́, (хо́лм, хо́лмик) холмы́, (нет формы слова с ударной гласной в корне, однокоренное – жа́рко) жара́, (све́чи, подсве́чник) свеча́, (пчёлы, пче́льник) пчела́, (гнёзда, гнёздышко) гнездо́, (чи́ж, чи́жики) чижи́, (до́ждь, до́ждик) дожди́, (шка́ф, шка́фчик) шкафы́.
Задание 199
Как выполнить задание
Слова в каждой паре имеют одинаковую общую часть (корень) и похожее лексическое значение. Значит, они являются однокоренными.
°
Подбираем для каждой пары однокоренных слов проверочное слово (с ударным гласным в корне), выделяем корень:
Задание 200
Как выполнить задание
Определяем соответствие между рисунками и предложениями:
- рисунок 1 – предложение 3;
- рисунок 2 – предложение 1;
- рисунок 3 – предложение 2.
°
Слова, которые произносятся одинаково: отварить – отворить, слизал – слезал, увидал – увядал. Но эти слова имеют разный смысл, разные корни и на письме следует правильно определить букву, которая обозначает безударную гласную в корне. Для этого определяем лексическое значение каждого слова и подбираем однокоренные слова для проверки:
Отварить – приготовить, сварить. Проверочное слово: ва́рит. Корень -вар-, вставляем букву а.
Отворить – открыть, распахнуть. Проверочное слово: ство́рка. Корень -твор-, вставляем букву о.
Слизал – удалил языком, съел. Проверочное слово: ли́жет. Корень -лиз- (-лиж-), вставляем букву и.
Слезал – спускался вниз. Проверочное слово: ле́зет. Корень -лез-, вставляем букву е.
Увидал – заметил, посмотрел, бросил взгляд. Проверочное слово: ви́деть. Корень -вид-, вставляем букву и.
Увядал – засыхал, терял красоту. Проверочное слово: вя́нет. Корень -вян- (-вяд-), вставляем букву я.
°
Вставляем пропущенные буквы:
Задание 201
Как выполнить задание
°
Определяем значение слов:
Север – сторона света, направление на Северный полюс или местность, где холодно.
Юг – сторона света или местность, где всегда тепло.
°
Слово север является словарным. Его написание следует запомнить.
Вспоминаем орфограммы, проверяем правильность написания выделенных букв:
Сады, цветут, снега, холода – безударные гласные в корне. Проверочные слова: са́д, цве́т, сне́г, хо́лод, холо́дный.
Севере – непроверяемая гласная в корне, словарное слово.
°
Подчеркиваем в тексте антонимы:
Задание 202
Как выполнить задание
Выясняем основную мысль каждой пословицы:
Всякому овощу свое время.
Пословица означает, что не следует торопить событие, оно наступит в положенное время.
Пшеница – среди хлебов царица.
Пословица указывает на важность и ценность пшеницы. Это основная зерновая культура, которую использует человек.
Не гони коня кнутом, а корми овсом.
Смысл пословицы в том, что не следует добиваться цели злыми и жестокими способами. Действуя с добром, можно добиться лучшего результата.
Посуда любит чистоту.
Высказывание означает, что всегда нужно соблюдать во всем порядок, в том числе убирать за собой и мыть посуду.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Главное в человеке не внешний вид, а мысли и поступки, которые человек совершает.
°
Вставляем пропущенные буквы, подчеркиваем непроверяемые орфограммы:
Задание 203
Как выполнить задание
°
Находим безударные гласные в корнях слов, подбираем проверочные слова. Обозначаем проверяемую гласную в корне:
°
Для слов, помеченных цифрой 2, следует выполнить разбор по составу:
Пятнистый
1. Лексическое значение:
Пятнистый – пёстрый, покрытый пятнами.
Это имя прилагательное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: пятнистая, пятнистое, пятнистые. При этом в слове исчезает буквосочетание -ый. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: пятнистый.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: пятнистый.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: пятно, пятнышко, запятнать. Общая одинаковая часть во всех словах – пятн-. Это корень: пятнистый.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -ист-. Выделяем суффикс в слове: пятнистый.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Кормушка
1. Лексическое значение:
Кормушка – ёмкость, в которую насыпают корм животным.
Это имя существительное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: кормушки, кормушкой, кормушку. При этом в слове исчезла буква а. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: кормушка.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: кормушка.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: корм, кормить, кормление. Общая одинаковая часть во всех словах – корм-. Это корень: кормушка.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -ушк-. Выделяем суффикс в слове: кормушка.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте:
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ для третьеклассника по теме СЕМЬЯ СЛОВ