28 декабря 2010 года военно-транспортный гигант Ан-22 совершал короткий перелёт с воронежской авиабазы Балтимор на аэродром базирования Мигалово под Тверью. Расстояние между пунктами - 700 километров. Самолёт возвращался на базу после доставки с аэродрома Хотилово (Бологое, Тверская область) до Балтимора списанного истребителя-перехватчика МиГ-31 - будущего учебного пособия для курсантов Военного авиационного инженерного университета (Воронеж).
Ан-22 «Антей» - советский тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт, первый в мире широкофюзеляжный и самый большой в мире турбовинтовой самолёт. Предназначен для перевозки на большие расстояния тяжёлого и крупногабаритного вооружения, военной техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов.
Первый полёт выполнил в 1965 году. Серийно произведено всего 69 экземпляров, включая два для прочностных испытаний. Использовался в ВВС СССР и ВКС России. Последний Ан-22, бортовой номер RA-09309, был выведен из состава военно-космических сил РФ летом 2024 года. 18 августа он совершил свой последний перелёт по маршруту Мигалово - аэродром Уктус под Екатеринбургом, где сейчас на территории испытательной базы Уральского завода гражданской авиации его готовят к передаче в качестве экспоната в крупнейший в России частный технический музей в Верхней Пышме (Екатеринбург). Об истории создания воздушного гиганта и уроках его эксплуатации мы уже писали.
Ан-22, о котором здесь повествуется, был выпущен 31 октября 1974 года Ташкентским авиационным заводом, после чего передан Министерству обороны и поступил в 81-й военно-транспортный авиационный полк. Базировался сперва на аэродроме Северный близ Иванова, позже переведён на аэродром Мигалово близ Калинина, ныне Тверь. В 2005 году борт был законсервирован для длительного хранения в Мигалово, но в феврале 2010 года прошёл капитальный ремонт, после которого вернулся к лётной работе.
В описываемый день на борт Антея поднялись 12 человек - основной и подменный экипажи. В пояснение такого большого количества членов экипажей стоит отметить, что воздушные гиганты Ан-22 летали очень и очень мало. Под их грузоподъёмность просто не было такого большого количества груза, с перевозками справлялись и менее мощные Ан-12. Поэтому при редких полётах Антеев в состав экипажей включали дополнительных специалистов для поддержания лётных навыков и записей о часах налёта в лётных книжках.
Гигант оторвался от взлётно-посадочной полосы авиабазы Балтимор в 20:52 местного времени. Но после набора крейсерского эшелона в 7200 метров в 21:33 отметка от борта пропала с экрана радиолокатора. На неоднократные вызовы диспетчера экипаж не отвечал.
Первая информация о возможной трагедии поступила от главы Липицкого сельского поселения, сообщившего о падении с неба неопознанных предметов дежурному Чернского отдела милиции в 21:41. В результате организованных ночных поисков уже в среду 29 декабря в 02:36 неподалёку от заброшенной деревни Красный Октябрь в Чернском районе Тульской области, в лесу были обнаружены обломки самолёта и определены примерные координаты точки падения Антея. Чуть позже сельский житель, объезжая окрестности на тракторе, наткнулся на само место падения воздушного гиганта.
Как было установлено позднее, «Антей» следовал на участке трассы Тербуны - Малое Скуратово со скоростью 373 км/ч. Неожиданно руль направления резко, меньше чем за пару секунд, отклонился влево. Тяжёлая машина начала быстро входить в левый крен, а затем перешла в скольжение. Экипаж попытался исправить ситуацию. Пилоты отклонили штурвалы вправо, интенсивно нажимая на педали управления рулём направления, пытаясь вернуть его в нейтральное положение. Для этого им пришлось прикладывать усилия более 100 килограммов. Несмотря на эти действия, левый крен быстро, со скоростью 10° в секунду, увеличивался. Затем появилась отрицательная перегрузка в 0,38 единицы.
Самолёт начал терять высоту, поэтому лётчики потянули штурвалы «на себя», пытаясь поднять нос. Из-за этих действий вертикальная перегрузка достигла 1,38 единицы. Антей вышел на закритический угол атаки, при том, что уже находился в глубоком скольжении, после чего перешёл в штопор. В процессе падения из-за высоких аэродинамических перегрузок начала разрушаться конструкция планера. В 21:23 самолёт врезался в лес и полностью разрушился. На месте падения образовалась воронка диаметром 22 метра и глубиной 4 метра. Все 12 человек на борту погибли.
На период расследования полёты всех Ан-22 были приостановлены. Также приостановили и полёты стратегических бомбардировщиков Ту-95, которые оборудованы аналогичными турбовинтовыми двигателями НК-12, так как в качестве одной из версий причины падения лайнера рассматривался самопроизвольный переход реверсивных винтов двигателей в режим обратной тяги в крейсерском полёте.
Расследование катастрофы длилось около трёх месяцев. Наконец, 8 апреля 2011 года была названа основная причина катастрофы - отказ системы рулевого управления. Из-за сбоя в работе механизма автотриммирования произошло резкое отклонение руля направления на 11,6–14,3°, вследствие чего лайнер сначала перешёл в глубокий левый крен, после чего в скольжение, а затем вошёл в крутую левую спираль.
Автотриммирование - это автоматическая балансировка воздушного судна в полёте, при которой система управления самостоятельно компенсирует небольшие отклонения от установленного режима полёта, чтобы сохранить заданный тангаж и крен без постоянного вмешательства пилота.
Лётчики попытались остановить резкое снижение «Антея», но в результате вывели его на закритические углы атаки, что привело к срыву самолёта в штопор. Сбой в работе механизма автотриммирования, вероятно, был вызван разрушением кинематики привода датчика обратной связи этого механизма или разрушением крепления кронштейна датчика.
Комиссия по расследованию также выяснила, что за последний месяц на этом Антее два раза отмечалось нарушение в работе системы управления рулём направления: 11 декабря, при следовании из Твери в Краснодар, и 13 декабря, при следовании из Краснодара в Карши (Узбекистан). И оба раза экипажи Ан-22 эти случаи скрыли и своевременно о них должностным лицам не докладывали. В связи с этим никаких работ по выявлению и устранению неполадок на воздушном судне не производилось. К тому же, в «Инструкции экипажу самолёта Ан-22» в разделе «Особые случаи в полёте» не содержалось информации по определению отказа электромеханизмов триммеров и, соответственно, не были описаны действия экипажа при возникновении такого отказа.
21 января 2011 года на месте катастрофы был насыпан курган и установлен памятный крест. В 2012 году все 12 членов экипажа были посмертно награждены «Орденами Мужества».
Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся, пиши комментарий, это поможет в её продвижении. Заранее спасибо от всей команды!
История про первые катастрофы Антея и почему это имя оказалось неудачным: