Найти в Дзене
Цифровой Океан

Эксперты предупреждают о «пузыре» в индустрии гуманоидных роботов

Китай стремительно наращивает мощности в сфере робототехники: по данным Reuters, в стране уже действует более 150 компаний, занимающихся разработкой и производством гуманоидных роботов. Инвестиции исчисляются миллиардами долларов, а сегмент считается одной из ключевых точек экономического роста на ближайшие годы. Однако впервые за долгое время власти открыто заявили о рисках — сектор может столкнуться с перепроизводством и резким падением спроса. Photo by Gabriele Malaspina on Unsplash Спрос отстает от предложения Источники в правительстве отмечают: количество созданных прототипов растет быстрее, чем число реальных сценариев применения. В результате большая часть моделей демонстрируется только на выставках и остается на уровне испытаний. Для промышленности и бытового использования они пока недостаточно надежны, а бизнес не торопится внедрять новые решения. Такая ситуация уже наблюдалась в Китае ранее. Несколько лет назад страны пережила бум велошеринга — производители выпустили миллион
Оглавление

Китай стремительно наращивает мощности в сфере робототехники: по данным Reuters, в стране уже действует более 150 компаний, занимающихся разработкой и производством гуманоидных роботов.

Инвестиции исчисляются миллиардами долларов, а сегмент считается одной из ключевых точек экономического роста на ближайшие годы. Однако впервые за долгое время власти открыто заявили о рисках — сектор может столкнуться с перепроизводством и резким падением спроса.

Photo by Gabriele Malaspina on Unsplash
Photo by Gabriele Malaspina on Unsplash

Спрос отстает от предложения

Источники в правительстве отмечают: количество созданных прототипов растет быстрее, чем число реальных сценариев применения. В результате большая часть моделей демонстрируется только на выставках и остается на уровне испытаний.

Для промышленности и бытового использования они пока недостаточно надежны, а бизнес не торопится внедрять новые решения.

Такая ситуация уже наблюдалась в Китае ранее. Несколько лет назад страны пережила бум велошеринга — производители выпустили миллионы велосипедов, но сервисы оказались нежизнеспособными. Итогом стали сотни тысяч невостребованных байков на заброшенных полигонах. По мнению чиновников, индустрия гуманоидов может повторить этот сценарий.

Отсутствие технологического скачка

Эксперты называют главной проблемой слабую дифференциацию. Большинство роботов на рынке имеют схожий дизайн, одинаковые алгоритмы и ограниченные функции.

Разработчики модернизируют одни и те же базовые конструкции, что тормозит прогресс и не создает технологий, способных вызвать рост отрасли.

В таких условиях интерес инвесторов постепенно снижается: рынок насыщается, а инновационных прорывов становится меньше.

Photo by Aideal Hwa on Unsplash
Photo by Aideal Hwa on Unsplash

Планы по ужесточению регулирования

Чтобы не допустить перегрева, власти намерены пересмотреть политику поддержки. Среди предложений:

  • усиление контроля за выходом новых компаний на рынок;
  • приоритетная поддержка проектов с уникальными технологическими решениями;
  • развитие совместных программ по созданию новых поколений роботов;
  • сокращение числа субсидий для компаний, выпускающих схожие или устаревающие модели.

Ожидается, что часть производителей прекратит работу, а оставшиеся будут вынуждены инвестировать в исследования, а не в быстрый выпуск идентичных устройств.

Глобальные риски и конкуренция

Если рынок действительно перегреется, под угрозу попадут и крупные игроки — включая BYD и Xiaomi. Компании будут вынуждены пересматривать стратегию и сосредоточиться на роботах, которые могут выполнять реальные задачи в логистике, производстве или сервисной сфере.

В то же время в отрасли активизируются зарубежные конкуренты. Tesla и Figure AI уже демонстрируют роботов, адаптированных под конкретные рабочие процессы. Если китайские производители не ускорят переход от демонстраций к практическим решениям, свободные ниши могут занять американские компании.