Существует мнение, что всё хорошее уже написано. Есть классика, на которой все зиждется, другого можно не читать (это смешно хотя бы потому, что когда-то в сторону этих самых классиков фыркали также, как сейчас в сторону условной Гузель Яхиной). И, стало быть, современным авторам следует писать в стол, дабы не раздражать взыскательную публику? К счастью, помимо романов-однодневок, на половину написанных нейросетью, есть очень достойные произведения, которые не стыдно рекомендовать.
Лично я считаю эти книги хорошими, а вы решайте сами, читать, или нет. Почти на все книги в подборке у меня есть подробные отзывы:
Анна Маркина «Кукольня»
Ошеломительный роман, основанный на реальных событиях и написанный прекрасным языком. Роман страшный по своей сути, ведь он об умном, но психически нездоровом человеке, который совершает преступления не потому, что он плохой, а потому, что слишком хороший.
Но несмотря на пугающую детективную составляющую и жуткое послевкусие, для меня это в первую очередь история о любви, личной трагедии человека, разрушении личности, тотальном одиночестве трех главных героев и поиске духовной близости.
«Его мысли были похожи на пригоревшую перловую кашу. Там, как кусок масла, плавал образ Юли среди разваренных зёрен брошенных задач, и таял, и расходился в общем объёме».
Анна Маркина
Виктор Ремизов «Вечная мерзлота»
Роман, который был признан значимым событием литературной жизни: он награждён третьей премией «Большая книга» (2021) и премией «Книга года» в номинации «Проза года».
Фундаментальная, пронзительная история о простых людях, большинство из которых сломала система. Здесь несколько центральных персонажей – от заключенных до гражданских, объединенных великой целью - масштабным строительством Трансполярной магистрали, в миру – Сталинской магистали. Строительством бессмысленным и дорогостоящим в плане денег и человеческого ресурса, и оказавшимся ненужным после смерти великого вождя.
«— Значит, не так плох был этот сталинский принцип управления. Люди были счастливы! Под репрессии не попало и трех процентов населения! Остальные по-настоящему радовались жизни!
— Три процента это миллионы людей!
— Нет, это не миллионы, это всего три процента! Ради счастья девяносто семи тремя можно пожертвовать!»
Виктор Ремизов
Наталья Илишкина «Улан Далай»
Уникальная семейная сага, настолько идеально выписанная, что проваливаешься с головой с первых страниц. Эффект удивительный.
В центре сюжета – история трёх поколениях рода Чолункиных, донских калмыцких казаков, в период с 1884 по 1957 год, то есть со времен правления царя - Александра III, до хрущёвской оттепели. Баатр, трое его сыновей – Очир, Чагдар и Дордже, и сын Чагдара Иосиф-Александр, как главный представитель третьего поколения Чолункиных. Повествование ведется от лица нескольких персонажей поочередно, таким образом мы погружаемся не только в определенный отрезок времени, насыщенный различными событиями, но и проживаем их эмоционально, как Чагдар или Баатр.
«…когда Байн пришла пора рожать, соблюли все обычаи до последнего: дали роженице выпить топленого масла, открыли запоры на амбаре, замок на сундуке, выдвинули ящики у кухонного стола. Рожала в кибитке, лицом к бурханам, стоя на коленях, опершись на сундук, все как положено. Повитуху пригласили самую опытную - бабку Нюдлю».
Наталья Илишкина
Шамиль Идиатуллин «До февраля»
Очень и очень приличный детективный триллер, в котором хорошо все, от сюжета до стиля автора. Здесь есть нерв, в меру жесткость и жестокость, тонкая психология, тревожность, интрига, идеально прописанные персонажи. Качественные романы такого жанра – редкость в нашей литературе.
Молоденькая редактор литературного журнала «Пламя» находит в архиве рукопись захватывающего триллера, написанного от лица серийного убийцы. Но вскоре выясняется, что все описанное анонимным автором случилось в городке пятнадцать лет назад, и преступник до сих пор на свободе…
«Митя оказался среднестатистическим любителем-любителем, который искренне гордится принадлежностью к самой читающей нации, но заграничных авторов не знает совершенно, потому что он же русский человек, современных авторов не читает, предпочитая им классику, а классику любит на почтительном расстоянии том самом, что отделяет его от стопки, прочитанной в выпускном классе или универе».
Шамиль Идиатуллин
Елена Минкина-Тайчер «Время обнимать»
Семейная сага о жизни питерских интеллигентов с 20-х годов XX века до начала 2000-х. Они пережили революцию, блокаду, эпоху застоя и перестройку. Они любили, дружили, расходились навсегда.
Каждая глава романа словно отрывок из жизни одного из героя, раскрывающая в первую очередь что-то личное о конкретном персонаже и одновременно касающееся всей семьи, с которой персонаж неразрывно связан. Если любите книги в таком жанре, очень рекомендую.
«Все-таки память странная штука. Столько событий произошло в стране за те десять лет - развенчали Сталина, реабилитировали несправедливо осужденных, построили новые станции метро, полетели в космос - а помнится лето на даче, домашний Новый год с Диной-Снегурочкой и мандаринами в серебристой фольге, какие-то шарады, посиделки, пирожки с капустой».
Елена Минкина-Тайчер
Роман Сенчин «Елтышевы»
Скажу сразу – это депрессивная, серая, мрачная история о падении одной семьи, но иногда именно такие книги нужны. В определенный момент жизни. К тому же Сенчин прекрасно владеет словом и читать даже про упадничество и разруху русской провинции – одно удовольствие. С Елтышевыми происходят разного рода неприятные события, в результате которых они вынуждены ехать в деревне, где им предстоит жить в какой-то развалюхе. Точнее, выживать, ведь в деревне не живут, в деревне выживают. И то, что раньше Елтышевым казалось диким, сейчас – норма. Роман о моральном дне. И самое страшное, что это дно – не исключение одной отдельно взятой деревни.
«Нашему обществу поставлен диагноз: психологическая усталость и социальная апатия. Неверие в собственные силы. Только отчаяние и озлобленность».
Роман Сенчин
Катя Качур «Ген Рафаила»
Есть вопросы к началу (не очень поняла, к чему авторское вступление, ибо связи с сюжетом нет), но дальше шло как по маслу. Я и смеялась, и плакала. Очень эмоциональное произведение, нестандартно затрагивающее простую тему – тему семьи. Потому что здесь показаны отношения в первую очередь между зятем и тёщей, а уже через призму их отношений читатель узнает и о детях, и о женах, и о бывших (или убитых) мужьях, и о дедах, и о любовниках. Особое место занимает испанец Хуан, живущий в Заволжье и изучающий лис, перенимая опыт генетика Дмитрия Беляева, и беглый заключенный Раф, преследующий свои цели.
Это не просто хорошо, это очень хорошо. Прочитала в один присест, так как оторваться было невозможно.
Под одной крышей в российской глубинке, на острове Рафаила живут генерал на пенсии Анатолий и его тёща Пелагея по прозвищу Батутовна, буквально гром-женщина. На первый взгляд кажется, что они готовы друг друга убить, но присмотревшись, расковыряв все ранки, понимаешь, насколько сильно первое впечатление отличается от финала…
«Конечно, разница в словарном запасе двух ухажеров была колоссальной. Но Пелагея вышла замуж за косноязычного Алтана, годами потом анализируя -чем же руководствовалась в этом выборе хваткая девчонка в полосатой юбчонке? У Данилы изо рта пахло тиной, рукопожатие его было вялым, любовь - преданной, но унылой. Как освещение колхозного коровника. Никогда не погаснет, но ничего и не видно. Излучение Оболенского напоминало бенгальскую свечу. Радостно, бравурно, бессмысленно, сиюминутно. На это и повелась»
Катя Качур
Евгений Водолазкин «Авиатор»
Роман отмечен премией «Большая книга».
Иннокентий Платонов, очнувшись в больнице, понимает, что не помнит ничего. В попытке восстановить жизнь, он записывает все, что всплывает в памяти – куски, имена, образы, запахи. Но почему в 1999 году человек помнит, каков Петербург начала ХХ века, помнит революцию 1917-го, старую гимназию, любовь к авиации, заключение в Соловках и очаровательную Анастасию?
Произведение невероятное – многослойное, изящно-философское и атмосферное, написанное красивым, приятным слогом. Здесь множество событий, обилие деталей, взгляд с нескольких сторон, каждая из которых, как откровение. Не так давно, кстати, вышла экранизация этого романа.
«Проснешься, бывало, на даче рано утром – все спят еще. Чтобы никого не будить, выйдешь на цыпочках на веранду. Ступаешь осторожно, а половицы всё равно скрипят. Скрип этот спокоен, он не тревожит спящих. Стараешься бесшумно открыть окно, но рама идет туго, стекла позвякивают, уже жалеешь, что всё затеял. А распахнешь окно – радуешься. Занавески не колышутся, ни малейшего ветра. Удивляешься, каким густым и хвойным может быть воздух. По раме ползет паук. Положишь локти на подоконник (старая краска шелушится и прилипает к коже), смотришь наружу. Трава искрится каплями, тени на ней по-утреннему резки. Тихо, как в Раю. Мне почему-то кажется, что в Раю должно быть тихо.
В сущности, вот он, Рай. В доме спят мама, папа, бабушка. Мы любим друг друга, нам вместе хорошо и покойно. Нужно только, чтобы время перестало двигаться, чтобы не нарушило того доброго, что сложилось».
Евгений Водолазкин
Читали эти книги? Какие произведения современных российских авторов считаете достойными?
Обсуждаем книги и кино и здесь: ТГ , ВКонтакте и Max. Подписывайтесь, буду рада!