Екатерина Романовна Воронцова (в замужестве Дашкова) родилась 28 марта 1743 года в Санкт‑Петербурге в семье графа Романа Илларионовича Воронцова, генерал‑аншефа и сенатора. Её мать, Марфа Ивановна Сурмина, была подругой императрицы Елизаветы Петровны и обладательницей огромного состояния.
Судьба рано закалила характер девочки:
- в 1745 году умерла мать;
- отец, погружённый в государственные дела, не занимался воспитанием;
- в четыре года Екатерину отправили на воспитание к дяде Михаилу Илларионовичу Воронцову, будущему канцлеру Российской империи.
В загородном имении дяди она открыла для себя огромную библиотеку. Именно там юная Екатерина познакомилась с трудами Вольтера, Гельвеция, Монтескьё и других просветителей. Это заложило основу её мировоззрения и страсти к науке.
Получив блестящее домашнее образование (французский язык, танцы, рисование), она тем не менее проявляла необычную для девушки XVIII века тягу к серьёзным знаниям - разбирала документы и письма из кабинета дяди, жадно читала философские трактаты.
Путь к власти: участие в перевороте 1762 года
В юности Екатерина Воронцова сблизилась с великой княгиней Екатериной Алексеевной (будущей Екатериной II). В 1759 году вышла замуж за князя Михаила (Кондрата) Ивановича Дашкова. Но семейная жизнь не заслонила её политических устремлений.
В 1762 году 19‑летняя Дашкова стала одной из ключевых фигур дворцового переворота, приведшего Екатерину II к власти:
- налаживала связи с гвардейскими офицерами;
- передавала тайные послания;
- убеждала аристократов поддержать будущую императрицу.
За участие в перевороте Дашкова получила:
- титул статс‑дамы;
- денежное вознаграждение (24 000 рублей);
- земельные владения.
Однако вскоре между ней и императрицей возникли разногласия:
- Дашкова считала, что её роль в перевороте недооценена;
- Екатерина II полагала, что Дашкова преувеличивает своё значение;
- напрягали критические замечания Дашковой в адрес фаворитов императрицы.
Годы изгнания: Европа и круг просветителей
В 1769 году, после смерти мужа и сына, Дашкова попросила разрешения уехать за границу. Следующие 13 лет она провела в Европе, где:
- встречалась с Вольтером, Дени Дидро, Адамом Смитом, Уильямом Робертсоном, Джозефом Блейком, Бенджамином Франклином;
- изучала систему образования и науки в Англии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Австрии, Пруссии;
- заслужила признание как образованная и независимая женщина.
Дидро писал о ней:
«Она серьёзна по характеру, обыкновенно не высказывает того, что думает, но если говорит, то просто и с истинным убеждением… Душа её потрясена несчастьем. Её убеждения основательны и кругозор обширен. Она смела и горда. Она проникнута отвращением к деспотизму и к тому, что более или менее походит на тиранию».
Эти годы стали для Дашковой школой европейского Просвещения. Она усвоила идеи рационализма, ценности научного знания и важности образования для общества.
Вершина карьеры: руководство Академией наук
В 1782 году Дашкова вернулась в Россию. Отношения с Екатериной II временно улучшились: императрице импонировало стремление Дашковой сделать русский язык великим литературным языком Европы.
В 1783 году Екатерина II назначила Дашкову директором Петербургской Академии наук. Впервые в мировой истории женщина возглавила национальную академию. Тогда же по её инициативе была учреждена Императорская Российская академия, главной целью которой стало исследование русского языка.
На посту директора Дашкова провела масштабные реформы:
- Модернизация инфраструктуры:
построила современные печи для химического отдела;
наладила работу типографии. - Расширение образования:
увеличила число студентов‑стипендиатов академии с 17 до 50;
увеличила число воспитанников Академии художеств с 21 до 40;
отправила молодых учёных на стажировку в Германию. - Издательская деятельность:
создала «переводческий департамент» для перевода лучших иностранных произведений;
начала выпуск серии мемуаров академии Nova acta acad. scientiarum petropolitanae;
основала журнал «Собеседник любителей российского слова» (1783–1784), где публиковались Державин, Херасков, Капнист, Фонвизин, Богданович, Княжнин и сама императрица;
возобновила издание «Продолжения Древней Российской Вивлиофики» (письменные памятники по истории России);
запустила «Новые ежемесячные сочинения» (1786–1796) с статьями по истории, языкознанию, географии. - Работа над языком:
инициировала создание 6‑томного «Словаря Академии Российской» - первого полного толкового славяно‑российского словаря;
лично участвовала в работе как переводчик;
предложила ввести печатную букву «Ё». - Просветительские инициативы:
организовала публичные лекции каждое лето, привлекавшие множество слушателей;
способствовала распространению научных знаний среди широкой публики.
Конфликт и отстранение
К 1795 году отношения с Екатериной II окончательно разладились. Причиной стал инцидент с трагедией Якова Княжнина «Вадим Новгородский», опубликованной в сборнике «Российский театр». В пьесе усмотрели критику государственных устоев. Императрица:
- потребовала изъять издание;
- отстранила Дашкову от управления Академией.
После смерти Екатерины II (1796 год) на престол взошёл Павел I. Помня о роли Дашковой в свержении своего отца, он:
- лишил её всех должностей;
- отправил в ссылку в собственное имение.
В 1801 году, при Александре I, Дашковой предложили вновь возглавить Академию наук. Она отказалась:
- ей было уже почти 60 лет;
- здоровье было подорвано годами напряжённой работы и перипетиями судьбы;
- она считала, что уже сделала для российской науки всё, что могла.
Последние годы Дашкова провела в своём имении в Калужской губернии, работая над мемуарами «Записки княгини Дашковой, урождённой Воронцовой». Эти воспоминания:
- отличаются субъективностью и эмоциональной окраской;
- содержат ценные свидетельства о дворе Екатерины II, европейской интеллектуальной жизни и научных начинаниях;
- были изданы лишь спустя 30 лет после её смерти, в 1840 году в Лондоне Александром Герценом.
Екатерина Романовна Дашкова скончалась 16 января 1810 года. Её похоронили в церкви села Троицкого Московской губернии.
Дашкова оставила глубокий след в российской культуре и науке:
- Первая женщина‑руководитель национальной академии в мировой истории - её назначение стало прорывом для эпохи.
- Реформатор науки и образования: она превратила Академию наук в действенный институт, расширила доступ к знаниям, поддержала молодых учёных.
- Защитница русского языка: её усилия по созданию словаря и внедрению буквы «Ё» повлияли на развитие литературной нормы.
- Посредник между Россией и Европой: благодаря её связям российская наука включилась в общеевропейский интеллектуальный диалог.
- Пример женской эмансипации: несмотря на ограничения эпохи, она доказала, что женщина может успешно руководить крупным научным учреждением.
Её жизнь это история о силе воли, интеллекте и вере в просвещение, показавшая, что даже в условиях жёстких социальных рамок можно изменить ход развития науки и культуры.
Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся на канал и жди следующую публикацию.