Найти в Дзене

Княжна Екатерина Дашкова: первая в мире женщина - глава национальной академии

Екатерина Романовна Воронцова (в замужестве Дашкова) родилась 28 марта 1743 года в Санкт‑Петербурге в семье графа Романа Илларионовича Воронцова, генерал‑аншефа и сенатора. Её мать, Марфа Ивановна Сурмина, была подругой императрицы Елизаветы Петровны и обладательницей огромного состояния. Судьба рано закалила характер девочки: в 1745 году умерла мать; отец, погружённый в государственные дела, не занимался воспитанием; в четыре года Екатерину отправили на воспитание к дяде Михаилу Илларионовичу Воронцову, будущему канцлеру Российской империи. В загородном имении дяди она открыла для себя огромную библиотеку. Именно там юная Екатерина познакомилась с трудами Вольтера, Гельвеция, Монтескьё и других просветителей. Это заложило основу её мировоззрения и страсти к науке. Получив блестящее домашнее образование (французский язык, танцы, рисование), она тем не менее проявляла необычную для девушки XVIII века тягу к серьёзным знаниям - разбирала документы и письма из кабинета дяди, жадно читала
Оглавление

Екатерина Романовна Воронцова (в замужестве Дашкова) родилась 28 марта 1743 года в Санкт‑Петербурге в семье графа Романа Илларионовича Воронцова, генерал‑аншефа и сенатора. Её мать, Марфа Ивановна Сурмина, была подругой императрицы Елизаветы Петровны и обладательницей огромного состояния.

Судьба рано закалила характер девочки:

  • в 1745 году умерла мать;
  • отец, погружённый в государственные дела, не занимался воспитанием;
  • в четыре года Екатерину отправили на воспитание к дяде Михаилу Илларионовичу Воронцову, будущему канцлеру Российской империи.

В загородном имении дяди она открыла для себя огромную библиотеку. Именно там юная Екатерина познакомилась с трудами Вольтера, Гельвеция, Монтескьё и других просветителей. Это заложило основу её мировоззрения и страсти к науке.

Получив блестящее домашнее образование (французский язык, танцы, рисование), она тем не менее проявляла необычную для девушки XVIII века тягу к серьёзным знаниям - разбирала документы и письма из кабинета дяди, жадно читала философские трактаты.

Екатерина Романовна Воронцова (в замужестве Дашкова)
Екатерина Романовна Воронцова (в замужестве Дашкова)

Путь к власти: участие в перевороте 1762 года

В юности Екатерина Воронцова сблизилась с великой княгиней Екатериной Алексеевной (будущей Екатериной II). В 1759 году вышла замуж за князя Михаила (Кондрата) Ивановича Дашкова. Но семейная жизнь не заслонила её политических устремлений.

В 1762 году 19‑летняя Дашкова стала одной из ключевых фигур дворцового переворота, приведшего Екатерину II к власти:

  • налаживала связи с гвардейскими офицерами;
  • передавала тайные послания;
  • убеждала аристократов поддержать будущую императрицу.

За участие в перевороте Дашкова получила:

  • титул статс‑дамы;
  • денежное вознаграждение (24 000 рублей);
  • земельные владения.

Однако вскоре между ней и императрицей возникли разногласия:

  • Дашкова считала, что её роль в перевороте недооценена;
  • Екатерина II полагала, что Дашкова преувеличивает своё значение;
  • напрягали критические замечания Дашковой в адрес фаворитов императрицы.

Годы изгнания: Европа и круг просветителей

В 1769 году, после смерти мужа и сына, Дашкова попросила разрешения уехать за границу. Следующие 13 лет она провела в Европе, где:

  • встречалась с Вольтером, Дени Дидро, Адамом Смитом, Уильямом Робертсоном, Джозефом Блейком, Бенджамином Франклином;
  • изучала систему образования и науки в Англии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Австрии, Пруссии;
  • заслужила признание как образованная и независимая женщина.

Дидро писал о ней:

«Она серьёзна по характеру, обыкновенно не высказывает того, что думает, но если говорит, то просто и с истинным убеждением… Душа её потрясена несчастьем. Её убеждения основательны и кругозор обширен. Она смела и горда. Она проникнута отвращением к деспотизму и к тому, что более или менее походит на тиранию».

Эти годы стали для Дашковой школой европейского Просвещения. Она усвоила идеи рационализма, ценности научного знания и важности образования для общества.

Вершина карьеры: руководство Академией наук

В 1782 году Дашкова вернулась в Россию. Отношения с Екатериной II временно улучшились: императрице импонировало стремление Дашковой сделать русский язык великим литературным языком Европы.

В 1783 году Екатерина II назначила Дашкову директором Петербургской Академии наук. Впервые в мировой истории женщина возглавила национальную академию. Тогда же по её инициативе была учреждена Императорская Российская академия, главной целью которой стало исследование русского языка.

На посту директора Дашкова провела масштабные реформы:

  1. Модернизация инфраструктуры:
    построила современные печи для химического отдела;
    наладила работу типографии.
  2. Расширение образования:
    увеличила число студентов‑стипендиатов академии с 17 до 50;
    увеличила число воспитанников Академии художеств с 21 до 40;
    отправила молодых учёных на стажировку в Германию.
  3. Издательская деятельность:
    создала «переводческий департамент» для перевода лучших иностранных произведений;
    начала выпуск серии мемуаров академии
    Nova acta acad. scientiarum petropolitanae;
    основала журнал
    «Собеседник любителей российского слова» (1783–1784), где публиковались Державин, Херасков, Капнист, Фонвизин, Богданович, Княжнин и сама императрица;
    возобновила издание
    «Продолжения Древней Российской Вивлиофики» (письменные памятники по истории России);
    запустила
    «Новые ежемесячные сочинения» (1786–1796) с статьями по истории, языкознанию, географии.
  4. Работа над языком:
    инициировала создание 6‑томного «Словаря Академии Российской» - первого полного толкового славяно‑российского словаря;
    лично участвовала в работе как переводчик;
    предложила ввести печатную букву «Ё».
  5. Просветительские инициативы:
    организовала публичные лекции каждое лето, привлекавшие множество слушателей;
    способствовала распространению научных знаний среди широкой публики.

Конфликт и отстранение

К 1795 году отношения с Екатериной II окончательно разладились. Причиной стал инцидент с трагедией Якова Княжнина «Вадим Новгородский», опубликованной в сборнике «Российский театр». В пьесе усмотрели критику государственных устоев. Императрица:

  • потребовала изъять издание;
  • отстранила Дашкову от управления Академией.

После смерти Екатерины II (1796 год) на престол взошёл Павел I. Помня о роли Дашковой в свержении своего отца, он:

  • лишил её всех должностей;
  • отправил в ссылку в собственное имение.

В 1801 году, при Александре I, Дашковой предложили вновь возглавить Академию наук. Она отказалась:

  • ей было уже почти 60 лет;
  • здоровье было подорвано годами напряжённой работы и перипетиями судьбы;
  • она считала, что уже сделала для российской науки всё, что могла.

Последние годы Дашкова провела в своём имении в Калужской губернии, работая над мемуарами «Записки княгини Дашковой, урождённой Воронцовой». Эти воспоминания:

  • отличаются субъективностью и эмоциональной окраской;
  • содержат ценные свидетельства о дворе Екатерины II, европейской интеллектуальной жизни и научных начинаниях;
  • были изданы лишь спустя 30 лет после её смерти, в 1840 году в Лондоне Александром Герценом.

Екатерина Романовна Дашкова скончалась 16 января 1810 года. Её похоронили в церкви села Троицкого Московской губернии.

Дашкова оставила глубокий след в российской культуре и науке:

  • Первая женщина‑руководитель национальной академии в мировой истории - её назначение стало прорывом для эпохи.
  • Реформатор науки и образования: она превратила Академию наук в действенный институт, расширила доступ к знаниям, поддержала молодых учёных.
  • Защитница русского языка: её усилия по созданию словаря и внедрению буквы «Ё» повлияли на развитие литературной нормы.
  • Посредник между Россией и Европой: благодаря её связям российская наука включилась в общеевропейский интеллектуальный диалог.
  • Пример женской эмансипации: несмотря на ограничения эпохи, она доказала, что женщина может успешно руководить крупным научным учреждением.

Её жизнь это история о силе воли, интеллекте и вере в просвещение, показавшая, что даже в условиях жёстких социальных рамок можно изменить ход развития науки и культуры.

Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся на канал и жди следующую публикацию.