Найти в Дзене

Чем опасны гаджеты для раннего речевого развития?

О вреде гаджетов знает каждый. Эти увлекательные устройства вызывают зависимость и чрезмерно стимулируют психику ребенка. Но чем опасны гаджеты для раннего речевого развития? Как они влияют на становление речи, рассказываем в статье. Речь и гаджеты — какая связь? Гаджеты вошли в нашу жизнь сравнительно недавно. Мы растим первое поколение детей, которые с пеленок развиваются с помощью экранных устройств. «Значит, все-таки развиваются?» — скажете вы. Мы не станем демонизировать воздействие гаджетов, хотя до определенного возраста вред от них в разы превосходит пользу. Наша задача — объяснить причины вреда гаджетов на раннее речевое развитие детей и подсказать, как сделать этот вред минимальным. Экранные устройства отнимают у детей время, которое они могли бы провести в реальном мире. Абсолютно все, что они видят и воспринимают в окружающем мире, напрямую влияет на их развитие. В частности, развитие речи происходит через: слушание речи других людей; наблюдение за артикуляцией и мимикой;
Оглавление

О вреде гаджетов знает каждый. Эти увлекательные устройства вызывают зависимость и чрезмерно стимулируют психику ребенка. Но чем опасны гаджеты для раннего речевого развития? Как они влияют на становление речи, рассказываем в статье.

Речь и гаджеты — какая связь?

Гаджеты вошли в нашу жизнь сравнительно недавно. Мы растим первое поколение детей, которые с пеленок развиваются с помощью экранных устройств. «Значит, все-таки развиваются?» — скажете вы. Мы не станем демонизировать воздействие гаджетов, хотя до определенного возраста вред от них в разы превосходит пользу. Наша задача — объяснить причины вреда гаджетов на раннее речевое развитие детей и подсказать, как сделать этот вред минимальным.

  1. Экранные устройства отнимают у детей время, которое они могли бы провести в реальном мире. Абсолютно все, что они видят и воспринимают в окружающем мире, напрямую влияет на их развитие. В частности, развитие речи происходит через:
  • слушание речи других людей;
  • наблюдение за артикуляцией и мимикой;
  • попытки подражать.

Когда малыши слышат цифровую речь, их фонематический слух не развивается. Зачастую они не видят того, кто произносит слова, и как двигается его речевой аппарат. То есть у ребенка нет условий, необходимых для развития речи. Потому они продолжают молчать, мычать и указывать пальчиком.

  1. Гаджеты заменяют у детей потребность в общении. Просмотр видеороликов или компьютерные игры создают иллюзию общения, давая информацию и яркие эмоции. Чтобы получить эмоции в реальном мире, нужно еще постараться: приложить физические усилия в игре или коммуникации. Гаджеты снижают мотивацию детей к общению с окружающими, чрезмерно стимулируя эмоциональную сферу. Такие спецэффекты, которые ребенок видит на экране, в жизни сложно найти, вот только развитию речи они никак не помогают.
  2. Учитывая вышесказанное, гаджеты вызывают зависимость, не только у детей, но и у взрослых.

Итак, гаджеты влияют на развитие речи не напрямую, а опосредованно. Они создают препятствие для развития детской речи, вытесняя естественные факторы, которые необходимы для появления речевых навыков у ребенка.

Что происходит с речью ребенка, который зависает с гаджетами

Негативные последствия гаджетов особенно заметны при чрезмерном их использовании. В отношении развития речи вы можете заметить у своих детей следующие признаки.

  • Задержка речи.
  • Снижение словарного запаса. Лексика, используемая в интернет-пространстве, довольно ограничена, и у ребенка нет стимула обогащать свою речь.
  • Упрощение речевых конструкций. Если малыш учится общению с умной колонкой или гугл-ассистентом, ему нужно уметь лишь отдавать короткие команды. А разнообразие ответов также не слишком велико и запоминается ребенком очень быстро. Если дошкольник общается в мессенджерах, он часто заменяет слова смайлами и гиф-картинками.
  • Поверхностное восприятие информации. Гаджеты дают возможность быстро переключать внимание с одного интересного объекта на другой еще более интересный. Все это не способствует глубокой переработке информации, снижается способность концентрировать внимание и запоминать новые слова. Речь становится примитивной.
  • Мусорная речь. Виртуальная среда — это не то место, где можно научиться богатой русской речи. А вот жаргонизмы, слова-паразиты, сленг и ненормативная лексика проникает в речь дошкольника очень быстро.

Как снизить вред от гаджетов

Самое главное условие, которое поможет снизить вред гаджетов для детей — сократить время их использования. Об этом можно почитать в отдельной статье. Лучше изначально найти гаджетам безопасную замену. Например, пазлтач вместо планшета.

Если гаджеты присутствуют в жизни малыша, вот что мы рекомендуем предпринять.

  1. Если ребенок является активным пользователем экранных устройств, контролируйте контент. Пусть малыш смотрит только образовательные, развивающие программы, которые не нанесут никакого вреда здоровью и психике.
  2. Смотрите видео вместе со своими детьми и обсуждайте. Любое обсуждение, диалог будет способствовать развитию речи, что нивелирует потенциальный вред, полученный за время, проведенное у экрана.
  3. Гаджеты можно использовать во благо. Можно купить ребенку курс обучения рисованию или оплатить дистанционное обучение иностранному языку. Устное общение онлайн — это тоже общение, и оно также способствует развитию речи.
  4. Гаджеты можно использовать непосредственно в целях развития речи: занятия с логопедом, видеоролики с примерами артикуляционной гимнастики, специальные приложения для изучения новых слов, программы с логоупражнениями.

Негативное влияние гаджетозависимости на когнитивные функции и нервную систему детей отмечают многие специалисты по детскому развитию. Поэтому, если не получилось оградить свое дитя от экрана, постарайтесь использовать его во благо.