Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Уфа и чайные короли

Официально ярмарка в Уфе была учреждена в 1812 году. Однако центром всей чайной торговли Южного Урала Уфа стала лишь в начале XX века. Население Южного Урала быстро приохотилось к чаю, который везли из Китая через Сибирь. Например, башкиры любили пить заваренный до черноты чай за самоваром. Правда, Великий чайный путь пролегал значительно севернее Башкирии, так что чай поступал из Казани и Нижнего Новгорода – по Волге, Каме и Белой. Главным же центром чайной торговли Уфимской губернии считался Мензелинск с его ярмаркой. Иными словами: доставка чая в Уфу представляла собой сложную систему с кружным путем через соседние города и ярмарки. Уфа была крупнейшим городом и административной столицей Южного Урала, однако по масштабу ее ярмарка проигрывала ярмарке в Мензелинске. Проводилась она с 20 января по 1 февраля. Чаем же, который привозили из Нижнего Новгорода, Москвы, Казани, Мензелинска, Елабуги и других городов, торговали здесь, на самой выгодной по расположению первой линии лавок. Чай

Официально ярмарка в Уфе была учреждена в 1812 году. Однако центром всей чайной торговли Южного Урала Уфа стала лишь в начале XX века.

Население Южного Урала быстро приохотилось к чаю, который везли из Китая через Сибирь. Например, башкиры любили пить заваренный до черноты чай за самоваром. Правда, Великий чайный путь пролегал значительно севернее Башкирии, так что чай поступал из Казани и Нижнего Новгорода – по Волге, Каме и Белой. Главным же центром чайной торговли Уфимской губернии считался Мензелинск с его ярмаркой. Иными словами: доставка чая в Уфу представляла собой сложную систему с кружным путем через соседние города и ярмарки.

Уфа была крупнейшим городом и административной столицей Южного Урала, однако по масштабу ее ярмарка проигрывала ярмарке в Мензелинске. Проводилась она с 20 января по 1 февраля. Чаем же, который привозили из Нижнего Новгорода, Москвы, Казани, Мензелинска, Елабуги и других городов, торговали здесь, на самой выгодной по расположению первой линии лавок. Чай и сахар входили в число наиболее рентабельных товаров.

Дореволюционная открытка с видами торговой площади и гостиных рядов в Уфе
Дореволюционная открытка с видами торговой площади и гостиных рядов в Уфе

В 1888 году Самару и Уфу связал железнодорожный путь, что значительно упростило доставку чая. Мензелинская ярмарка (как, впрочем, и другие) начала сдавать позиции, ведь теперь покупатели могли получать чай независимо от ярмарочного сезона. В Уфе один за другим открывались гастрономические и бакалейные магазины, да и просто лавки, где можно было купить разный чай, который из привозного товара окончательно превратился в продукт ежедневного обихода. Строительство же Транссибирской магистрали открыло новые возможности доставки китайского чая из Кяхты в Уфу, не связанные больше с Кунгуром и Ирбитом. Теперь кяхтинский чай шел в основном через Иркутск. Так, в 1900 году с двух железнодорожных станций Иркутска в Уфу отправили 93192 пуда чая.

Очень скоро Уфа получила статус центра оптовой торговли чаем Южного Урала, население которого начитывало свыше трех миллионов человек. Здесь прочно обосновались самые крупные чаеторговцы Российской империи. Так, торговый дом «Вогау и К°», который владел на Южном Урале Белорецкими металлургическими заводами, в 1883 году учредил чаеторговую фирму «Караван». (Надо сказать, что успех большого и многопрофильного концерна-торгового дома Вогау начался в свое время именно с чаеторговли). «Каравану»-миллионеру принадлежали многочисленные склады чая в городах Урала и Среднего Поволжья, а также чаеразвесочные фабрики – в Москве, Одессе и Уфе. Стоимость трехэтажной, прекрасно оборудованной, фабрики в Уфе составила свыше 80 тысяч рублей. Ее здание, значительно изменившееся после надстроек и реконструкций, можно видеть в современной Уфе по адресу: улица Чернышевского, дом № 88, на территории кластера «Арт-Квадрат». Несколько лет назад на фасадах была установлена серия из девяти мозаичных панно, рассказывающая историю семьи Вогау в России и в Уфе в частности.

Панно на территории кластера «Арт-Квадрат»: строительство чаеразвесочной фабрики Вога в Уфе. © «Арт-Квадрат»
Панно на территории кластера «Арт-Квадрат»: строительство чаеразвесочной фабрики Вога в Уфе. © «Арт-Квадрат»

Панно на территории кластера «Арт-Квадрат»: послеобеденное чтение газет с чаем от фирмы Вогау «Караван». © «Арт-Квадрат»
Панно на территории кластера «Арт-Квадрат»: послеобеденное чтение газет с чаем от фирмы Вогау «Караван». © «Арт-Квадрат»

Еще в 1860-е годы знаменитый уроженец Кунгура и ведущий российский чаеторговец Алексей Семенович Губкин открыл в центре Уфы розничный чайный магазин. Торгово-промышленное товарищество, созданное его внуком Александром Григорьевичем Кузнецовым, в 1892-1906 годах довело обороты торговли чаем через Уфу до миллионов рублей. Чай товарищества в Уфе можно было купить также в многочисленных магазинах других купцов.

Товарищество «В. Высоцкий и К°» соперничало с товариществом Кузнецова за звание главного чаеторговца Российской империи. Так что, оценив в свою очередь перспективы Уфы, и Высоцкие обустроили здесь не менее масштабный бизнес со складами и магазинами.

Обосновался в 1880-х годах в Уфе и известный кунгурский купец первой гильдии Михаил Иванович Грибушин. Ему и его наследникам в городе принадлежали магазины оптовой и розничной чайной торговли, склады, где развешивали чай, выписанный из Китая, Индии и Цейлона.

Боковая стенка деревянного ящика для чая «Чай № торгового дома М.И. Грибушина Н-ки в Уфе», конец ХIХ-начало XX века. © Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Боковая стенка деревянного ящика для чая «Чай № торгового дома М.И. Грибушина Н-ки в Уфе», конец ХIХ-начало XX века. © Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Чай
114,7 тыс интересуются