Найти в Дзене
История экономики

Хозяйки салонов самолетов

Сложно сказать, кого стоит считать первым бортпроводником - возможно, все-таки немца Генриха Кубиса, профессионального официанта, нанятого компанией графа Цеппелина для обслуживания пассажиров дирижаблей еще в 1912 году (Кубис работал в компании больше четверти века, его последний полет - это последний полет дирижабля Гинденбург в 1937 году, при крушении которого Кубис спасся, выпрыгнув через окно, когда пылающий дирижабль приблизился к земле).
Пассажирские перевозки как явление массовое начались с начала 20-х г.г. ХХ века, пассажиров заманивали на этот жутковатый аттракцион в том числе и едой, и многим компаниям приходила в голову мысль использовать для раздачи еды какого-то специального человека, чтобы не отвлекать пилотов, и почти каждая компания готова рассказать свою версию насчет того, кто именно впервые использовал стюардов.
При этом совершенно бесспорной выглядит фигура 25-летней медсестры Эллен Чёрч, нанятой United Airlines в 1930 году. тут надо сказать пару слов о маркетинге

Сложно сказать, кого стоит считать первым бортпроводником - возможно, все-таки немца Генриха Кубиса, профессионального официанта, нанятого компанией графа Цеппелина для обслуживания пассажиров дирижаблей еще в 1912 году (Кубис работал в компании больше четверти века, его последний полет - это последний полет дирижабля Гинденбург в 1937 году, при крушении которого Кубис спасся, выпрыгнув через окно, когда пылающий дирижабль приблизился к земле).
Пассажирские перевозки как явление массовое начались с начала 20-х г.г. ХХ века, пассажиров заманивали на этот жутковатый аттракцион в том числе и едой, и многим компаниям приходила в голову мысль использовать для раздачи еды какого-то специального человека, чтобы не отвлекать пилотов, и почти каждая компания готова рассказать свою версию насчет того, кто именно впервые использовал стюардов.
При этом совершенно бесспорной выглядит фигура 25-летней медсестры Эллен Чёрч, нанятой United Airlines в 1930 году. тут надо сказать пару слов о маркетинге - куда же без него.
Дело в том, что летать было страшно.Аварийные ситуации не то чтобы случались - они были вполне себе обыденностью. Славная своими нормативами безопасности Люфтганза, например, за последнее пятилетие 30-х годов фиксировала 300 летных происшествий. Словом, летали (пассажирами в том числе) люди отважные, и руководству компании показалась хорошей идеей мысль о том, что в полете должна присутствовать бесстрашная девушка.
А медсестра - ну, болтанка, знаете ли - приходилось иногда некоторых приводить в чувство.
Плюс статус медсестры, как казалось руководству авиакомпании, должен был как-то успокаивать пассажиров, давать понять, что помощь (что называется, “на всякий пожарный случай”) всегда рядом.
Новшество оценили и пилоты (им не приходилось больше метаться между рабочим местом и пассажирским салоном) и путешествующие. Успех Чёрч позволил United Airlines сделать следующий шаг: Элен собрала группу из девушек-медсестер (строго весом не более 115 фунтов - 52 кг, вес был важным для самолетов того времени), которые и стали первой командой стюардесс в истории.
Получали эти летающие медсестры очень даже неплохо - 125 долларов при средней зарплате в стране в те годы 114 долларов.
Опять же - Великая Депрессия, с работой и рабочими местами вообще было, мягко говоря, крайне плохо.
Появилось и само слово “стюардесса”, а еще - появилась вакансия, на которую долгое время брали только девушек с медицинским  образованием, что было большой редкостью и большим прорывом в те времена, когда женщины уже готовы были выйти на работу, вот только рабочих мест для них было ничтожное количество.
В 1935 году на 43 вакансии стюардесс претендовали 2 тысячи девушек.
Требования были жесткими: кроме диплома медсестры надо было обладать миниатюрной привлекательной внешностью, стройностью (параметры публиковались) и идеальным здоровьем и (что казалось крайне важным, так как пассажирами были в основном состоятельные джентльмены) - не состоять в браке.
Идея с обслуживанием пассажиров в полете специальной бригадой довольно быстро распространилась по планете, до СССР она докатилась к 1939 году, когда 20-летняя Эльза Городецкая...

Продолжение этой статьи можно прочитать ЗДЕСЬ, Ссылка приведет вас в блог автора на платформе Boosty, где можно прочесть не только продолжение этой статьи, но и еще больше 400 статей, посвященных истории экономики. Блог в Boosty - платный, но там можно выбрать опцию оплаты по карману.
А смысл оплаты - поддержать работу по теме, которая в школьные учебники никак не попадает. Потому что школьные учебники - это про войны, разрушения, убийства - словом, читая их, кажется, что суть и смысл существования - в ограблении, в стремлении кого-то убить, ограбить, чего-то отнять, и читая их, совершенно непонятно, как так вышло, что, в итоге, человечество становится гуманнее, а мир - удобнее и уютнее.
Ну вот это недоразумение и призвана исправить (или хотя бы скорректировать) работа автора. Если вы "за" такой подход - жду вас в Boosty.
Если кому-то туда переходить лень, то сейчас сказать автору "спасибо" можно, просто отправив донат в Дзене.
Мой благодарность всем услышавшим и правильно понявшим смысл сказанного. И великая благодарность - всем подписчикам, людям, которые, что называются, подставляют плечо.