Найти в Дзене
Дед клуб

Внешний микрофон с фантомным питанием для цифровой камеры

Мои первые видеорепортажи о своих самоделках получились крайне неудачными. В то время я не задумывался о качественной съёмке — главной задачей было показать работу устройств. Я снимал чем придётся: то дешёвой «мыльницей», то более продвинутой камерой, но качество звука неизменно оставалось низким. Стоило отодвинуть камеру от себя и приблизить к самоделке — звуковое сопровождение резко ухудшалось, речь становилась неразборчивой. Теперь я решил использовать с камерой электретный выносной микрофон. Он будет располагаться рядом с ртом и обеспечивать стабильный уровень громкости моих комментариев. Подготовка и замеры. Я начал с простейшей схемы с фантомным питанием: по одному проводу передаются и питание микрофона, и звуковой сигнал. Прежде всего я выяснил, какое напряжение выдаёт камера для микрофона. Это критически важно: некоторые микрофоны рассчитаны строго на 3 В, тогда как в профессиональных камерах фантомное питание может достигать 48 В. Моя бюджетная видеокамера Canon EOS 600D имее

Мои первые видеорепортажи о своих самоделках получились крайне неудачными. В то время я не задумывался о качественной съёмке — главной задачей было показать работу устройств. Я снимал чем придётся: то дешёвой «мыльницей», то более продвинутой камерой, но качество звука неизменно оставалось низким. Стоило отодвинуть камеру от себя и приблизить к самоделке — звуковое сопровождение резко ухудшалось, речь становилась неразборчивой.

Теперь я решил использовать с камерой электретный выносной микрофон. Он будет располагаться рядом с ртом и обеспечивать стабильный уровень громкости моих комментариев.

Подготовка и замеры.

Я начал с простейшей схемы с фантомным питанием: по одному проводу передаются и питание микрофона, и звуковой сигнал. Прежде всего я выяснил, какое напряжение выдаёт камера для микрофона. Это критически важно: некоторые микрофоны рассчитаны строго на 3 В, тогда как в профессиональных камерах фантомное питание может достигать 48 В.

Моя бюджетная видеокамера Canon EOS 600D имеет лишь один встроенный микрофон, но поддерживает подключение двух внешних. Я подсоединил стереоджек к разъёму «Микрофон» и измерил напряжение на контактах — получилось 2,3 В.

Рис. 1. Измерил напряжение и сопротивление нагрузки микрофонов.
Рис. 1. Измерил напряжение и сопротивление нагрузки микрофонов.

На всякий случай я также определил сопротивление нагрузки микрофона. Для этого:

  1. Подключил к контактам переменный резистор номиналом 5,1 кОм.
  2. Выставил на резисторе половину измеренного напряжения — 1,15 В.
  3. Замерил сопротивление резистора — оно составило 2,2 кОм.

Теперь я имел полное представление о параметрах системы (рис. 1).

Сборка и первые испытания.

Все оригинальные комплектующие от камеры я потерял, но у меня сохранился стереофонический джек с двумя «тюльпанами» и экранированными проводами длиной 5 м.

Фото 1. Экранированные провода.
Фото 1. Экранированные провода.

Экранирование принципиально важно — без него возникают наводки. Я укоротил провод до 1 м, чтобы снизить фон; при необходимости удлинить кабель планирую использовать переходник.

Оставалось распаять микрофоны и сделать пробную запись. Я сомневался, что с этими недорогими микрофонами (приобретёнными для самодельных радиостанций) удастся добиться качественного звука. Тем не менее решил начать с них.

Бюджетные микрофоны.
Бюджетные микрофоны.
Рис.2.  Эквивалентная схема электретного микрофона.
Рис.2. Эквивалентная схема электретного микрофона.
Рис. 3.  Эквивалентная схема подключения микрофонов к камере.
Рис. 3. Эквивалентная схема подключения микрофонов к камере.
Фото 2.
Фото 2.

После распайки и тестовой записи я отметил:

уровень сигнала вырос (благодаря двум микрофонам);

вместе с ним увеличился и уровень собственных шумов;

звучание стало более объёмным.

Я замерил напряжение на микрофонах — оно составило 1,7 В. Затем поднёс микрофоны вплотную к наушникам, подключённым к генератору с тональным сигналом 1кГц на высокой громкости. Результат: нелинейные искажения отсутствовали.

Оптимизация звучания.

Я попробовал соединить микрофоны параллельно. Это дало следующие результаты:

уровень громкости слегка вырос;

уровень шума снизился в 1,41 раза (что можно зафиксировать лишь приборами — на слух разница едва уловима, особенно без музыкального слуха).

Рис. 4.  Два параллельных микрофона на каждый канал.
Рис. 4. Два параллельных микрофона на каждый канал.
Фото 3.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 4.

Теоретически для точной оценки требуется сложная процедура: изготовление звукопоглощающего ящика с широкополосным динамиком и фиксированным местом для микрофона, оснащённого контрольным усилителем и подключённого к измерительным приборам. Однако я решил довериться собственному слуху.

К каждому каналу я подключил по два параллельно соединённых микрофона. Пробная запись показала: шумы немного уменьшились, но не исчезли полностью.

В итоге я пришёл к выводу: «Лучше хорошее моно, чем плохое стерео». Я объединил выходы микрофонов и сделал новую запись, сравнив её с предыдущей.

Рис. 5. Выходы микрофонов я соединил параллельно. Из стерео сделал моно.
Рис. 5. Выходы микрофонов я соединил параллельно. Из стерео сделал моно.

Финальная доработка.

Уровень сигнала с четырёх микрофонов превышал уровень встроенного микрофона. Чтобы это скорректировать, я уменьшил усиление, введя отрицательную обратную связь: добавил дополнительный резистор в цепь истока встроенного в микрофон транзистора. Это позволило снизить как громкость, так и собственные шумы транзистора.

Тем не менее едва заметное шипение (напоминающее звук закипающего чайника) сохранилось. Я решил, что дальше экспериментировать нецелесообразно: скорее всего, этот шум останется незамеченным для большинства зрителей.

 Фото 5. Форма сигнала на четырёх микрофонах.
Фото 5. Форма сигнала на четырёх микрофонах.

Для проверки я подключил к микрофонному входу пустой стереоджек и сделал запись. Результат оказался куда хуже: вместо лёгкого шипения я услышал настоящий «шум дождя по крыше». Это убедило меня, что достигнутое качество — приемлемый компромисс.

Фото 6.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 7.

Уровень шума у этого микрофона оказался почти в 2 раза меньше.

Рив. 6. Эквивалентная схема подключения микрофона к камере.
Рив. 6. Эквивалентная схема подключения микрофона к камере.
Фото 7. Микрофон в штекере по схеме рисунка 6.
Фото 7. Микрофон в штекере по схеме рисунка 6.

P.S.

Я уже собирался закрыть эту тему, но в комментариях мне стали предлагать использовать дополнительный усилитель, чтобы снизить шум в паузах речи. Однако мне не нужно дополнительное усиление — вместе с речью будут усиливаться и посторонние акустические шумы.

Тем не менее у меня появилась мысль, как можно применить усилитель в другом контексте. Когда я демонстрировал работу детекторного приёмника, принимающего частотно-модулированный сигнал, я использовал дополнительный усилитель для низкоомных наушников. Некоторые критики заявили, что в таком случае это уже не детекторный приёмник, а приёмник прямого усиления с дополнительным питанием, которого быть не должно. По их мнению, это делает эксперимент некорректным.

Они утверждают, что даже подключение детекторного каскада к микрофонному входу ноутбука превращает устройство в приёмник со звуковой картой и т. д.

Интересно, какова будет их реакция, если я поднесу микрофон с дополнительным усилителем к низкоомным наушникам, подключённым через понижающий трансформатор?

Ниже — простая схема микрофонного усилителя с фантомным питанием. Я давно применял её ещё с кассетным плеером. Представьте: встроенный микрофон записывал шум двигателя кассетника, а выносной обеспечивал качественную запись.

Рис. 7.   Микрофонный усилитель с фантомным питанием.
Рис. 7. Микрофонный усилитель с фантомным питанием.

Транзистор Т1 - усилитель с отрицательными обратными связями для уменьшения шума каскада и коррекции частотной характеристики, выделяющей речь. Т2 — эмиттерный повторитель с низким выходным сопротивлением для устранения фона и наводок.

Рис. 8.  Эскиз микрофонного усилителя  с фантомным питанием.
Рис. 8. Эскиз микрофонного усилителя с фантомным питанием.

Надо на полевых транзисторах эту схему повторить, но это будет уже другая история.