Фильм «Франкенштейн», 2025 г. Режиссер: Гильермо дель Торо
Виктор, главный герой фильма, одержим идеей победить смерть. По большому счёту, это позиция Бога. Всемогущество высшей степени. Откуда у Виктора эта всепоглощающая жажда победить смерть?
Франкенштейн: истоки всемогущества
Виктор в детстве, хотя и боялся своего сурового отца, но в душе он уже тогда чувствовал своё превосходство над ним. Его мать выбирала его, а не отца. Жестокость отца заставила сблизиться мать и сына, образовать очень прочную связь. В семейной системе маленький Виктор уже тогда победил отца. Да, он был слаб рядом с отцом и вынужден был ему подчиняться, но у него были более нежные отношения с матерью, чем у матери с отцом. Иерархия в семье была нарушена, отцовская функция не работала, несмотря на его строгость. Виктор прибывал в детской иллюзии всемогущества без внутренних границ и пределов.
Попав в отношения между матерью и отцом, он вынужден противопоставлять себя отцу. Он хотел защищать мать от жестокого отца, поэтому всячески вытеснял в своей душе маленького слабого ребенка, ему хотелось быть сильнее отца.
Мать для главного героя фильма стала главной фигурой в жизни. Он так и не почувствовал, что мать может не принадлежать ему одному. Виктор остался в вечном симбиозе с ней. Смерть матери нанесла огромную психологическую травму Виктору. Он потерял мать как единственного живого человека в его жизни. Так как он был слит с матерью, появилось ощущение, что умерла какая-то очень важная часть его самого. В его душе образовалась мёртвая часть. Психологически похоронить мать, смириться с ее смертью, навечно расстаться с тем, кто является самым дорогим в его душе, невозможно... Появляется жгучее желание оживить эту мёртвую часть. Детская всемогущество соединилось с жаждой оживления.
Осуждение отца в смерти матери — это окончательное обесценивание отцовской фигуры. Виктор реально признавал превосходство своего отца в его интеллекте, его знаниях и умениях, но после смерти матери Виктор и это отказывается обесценивает. Ведь отец не смог спасти мать. Слова отца о том, что перед смертью мы не властны, не принимаются Виктором. Теперь он окончательно свободен от мнения отца, нет правил, законов, границ. Всё возможно! Отец не спас его мать, он ничего не может, а я могу!
Во взрослой жизни образ отца Виктор проецирует на Бога. Если отец мне не закон, значит, и Бог мне не указ.
Но образ отца никуда не исчезает из психики Виктора. Жестокий и сильный отец уже отпечатался в душе Виктора. Теперь он осуждён вечно сражаться с ним, вечно доказывать, что он умнее, сильнее и выше его. Чем сильнее он вытесняет свою слабость маленького ребёнка, тем сильнее внутренняя отцовская фигура ему противостоит. Его не принимают в обществе учёных, не верят в его идеи. Напоминают ему, что есть пределы его изысканиям, но он не слышит, но чувствует внутренний зов.
Франкенштейн: триумф и разочарование
Появляется меценат Харландер. Кто это, помощник, спаситель или змей-искуситель? Он даёт Виктору возможность создать существо, восставшее из мёртвых. Этот человек — проекция соблазняющей части в душе Виктора, части, которая хочет реализовать свою мечту. Но обратная сторона этой мотивации — это страх, страх перед смертью и страх перед жизнью. О чём мы узнаём, когда Харландер сообщает о своей болезни. Настоящая мотивация Виктора тоже страх, страх жить и страх соприкоснуться со смертью.
Важно, что в процессе создания своего творения Виктор влюбляется в Элизабет. Эта девушка не случайно копия его матери. И всё-таки она не мать, она реальная девушка. Конечно, он чувствует и нежность, и любовь к Элизабет, которую испытывал к матери. Виктор уверен, что она ответит ему взаимностью, но она отказывает.
Он как маленький ребёнок жаждет безусловной любви и уверен, что должен её получить. Отказ Элизабет мог быть моментом его взросления. Виктору необходимо пережить эту боль отказа, которую ему нужно было пережить в детстве, если бы мать предпочла любящего и любимого ею взрослого мужчину — отца Виктора.
Виктор создаёт своё творение — это никто иной как сам Виктор, его раненый маленький ребёнок. Сначала создатель добр к своему творению, но затем он становится требовательным и жестоким. Виктор воссоздаёт картину своего детства. Он проецирует на своё творение свою детскую часть и превращается в отца. Он отыгрывает свою детскую злость, обиду на зависимом от него создании. Теперь он чувствует своё превосходство и может наконец стать сильным. Это механизм, который объясняет, почему дети, вырастая в ситуации насилия, затем продолжают его в отношении своих детей.
Элизабет симпатизирует сотворенному существу именно так, как его мать симпатизировала ему, а не отцу. И теперь Виктор чувствует то, что чувствовал его отец. Он завидует, ревнует и очень недоволен интеллектуальным развитием своего создания. Виктор не может им гордиться, он не может показать его миру и обрести славу. Он не может победить отца и оживить мать. Он не может стать богом! Виктор решает убить своё творение.
Франкенштейн: понять и принять
Ирония заключается в том, что сотворенное из мёртвых существо невозможно убить, ведь он уже умер. На самом деле он оживил всё то, что было скрыто в его душе, свою детскую часть, которую он отвергал и ненавидел. То, что мы не принимаем, всегда нападает на нас и пытается нас разрушить.
Виктор был уверен, что отвергал и боролся со своим отцом, но на самом деле он боролся с собой, со своей слабостью, со своей уязвимостью и человеческой ограниченностью. В борьбе со своей слабостью он слился с тёмной стороной своего отца, превратился в монстра.
Виктор отправляется в страну вечной стужи, туда, где замёрзли его чувства и переживания. И вся его борьба бесполезна, он не может справиться с монстром, потому что не может признать в себе монстра. И только тогда, когда он признал свою слабость, позволил себе чувствовать, он смог попросить прощение и стать человеком, уже не всемогущим, но живым.