Найти в Дзене

Любовь и всемогущество. Психологический разбор фильма "Дракула: История любви"

Оглавление
Кадр из фильма "Дракула: История любви"
Кадр из фильма "Дракула: История любви"

Любовь как смысл жизни

Юный Вадим Дракула влюблён и счастлив. Он сливается со своей возлюбленной Элизабет в единое целое. Она становится центром его желания. Наслаждение захватывает Дракулу и заставляет переживать себя как часть чего-то прекрасного. Возлюбленная становится единственным источником его существования, смыслом его жизни. 

Влад растворяется, сливается с Элизабет, как младенец со своей матерью, которая даёт младенцу тепло, удовольствие и блаженство. Там, где вселенская поглощённость другим, там обязательно огромный страх его потерять. Без него, единственного другого, пустота и бессмысленное существование. 

Кадр из фильма "Дракула: История любви"
Кадр из фильма "Дракула: История любви"

Во имя любви

Дракулу буквально отрывает от Элизабет, напоминая ему, что есть ещё долг. И он покоряется, он отзывается на отцовский призыв. Влад принимает необходимость выполнить свои обязанности, но только для того, чтобы снова вернуться к своей любимой и быть рядом с ней. 

Кадр из фильма "Дракула: История любви"
Кадр из фильма "Дракула: История любви"

Главный герой выполняет свой долг. Он выступает в защиту Бога против иноверцев, но теряет свою Элизабет. Дракула в ярости и в обиде. Он был послушным мальчиком, он сделал всё правильно. Во имя Бога он воевал и победил! И где благодарность, где награда?! В ответ у него забрали самое дорогое — его возлюбленную. 

Потеря: злость и обида

Он наивно полагает, что виноват Бог как отец, который неблагодарный. Он свято верит, что Бог видит его, наблюдает, оценивает, вознаграждает или отбирает. Бог как отец, который контролирует, наказывает и поощряет. Но ведь он сам поверил в то, что Богу нужно, чтобы он убивал иноверцев. Это его человеческое решение. Это он отправил Элизабет в другой замок, он по нелепой случайности убил её. Но Дракула не хочет это осознавать.

Кадр из фильма "Дракула: История любви"
Кадр из фильма "Дракула: История любви"

Он верит во всемогущество Бога и свое всемогущество. Есть убеждение, что своим хорошим поведением он может управлять Богом. Представление о Боге как всевидящем контроллере, с которым можно договориться, — это детское восприятие божественного. Дракула не осознаёт, что у него как у человека есть воля, возможность творить и принимать решения. И он не может устанавливать правила, он может принимать решения, ошибаться, нести ответственность, испытывать чувство вины. 

Отвержение Бога 

Чтобы принять потерю, необходимо принять смертность человека, его ограниченность. Если человек принимает смертность как данность, он способен принять потерю реального близкого человека, но сохранить в своей душе его как свою внутреннюю часть. Рана будет болеть всю жизнь, но останется свет в душе и благодарность за то, что этот человек был в жизни. 

Дракула отрицает смерть, он хочет быть всемогущим. Желание снова чувствовать наслаждение с Элизабет сильнее его. От горя он падает в пустоту, где нет течения времени и возможности пережить утрату. Он не может жить, но не может и умереть. 

Кадр из фильма "Дракула: История любви"
Кадр из фильма "Дракула: История любви"

Дракула теряет отношения с Элизабет, но входит в конфликтные отношения с Богом (отцовской функцией). Трудно сказать, что для него важнее: вернуть возлюбленную или победить Бога (свергнуть отца). Победить Бога — жить, презрев правила и законы, подчинить мир своим желаниям. 

Всемогущество 

Дракула обижен на Бога и решает сам стать богом. А в его представлении Бог — это повелитель, который управляет жизнью людей. Дракула изобретает духи — волшебное средство, чтобы уподобиться богу. Духи как метафора возможности манипулировать и управлять людьми. И это у него получается. Он упивается властью, получает от неё удовольствие, но не получает того любовного наслаждения, которое он испытывал с Элизабет.

Кадр из фильма "Дракула: История любви"
Кадр из фильма "Дракула: История любви"

Покоряются его контролю те, кто пуст и лишён живости и искренности. Он осознаёт, что среди этого маскарада, где он ловко управляет людьми, не может быть его возлюбленной. В гневе он превращает людей в марионеток, которые повинуются его приказу и готовы искать его Элизабет. 

Вернуть потерянное

Мина — милая девушка, которая живёт, не чувствуя себя. Она наивная девочка. В её жизни всё тихо и спокойно. Всё понятно и известно наперёд. А тут появляется таинственный незнакомец. Возникает возможность испытать сильные чувства, попасть в мир, где всё удивительно и непредсказуемо. Можно оставаться Миной, непонятной для себя и обыкновенной для других. А можно стать Элизабет, уникальной возлюбленной навечно.

Кадр из фильма "Дракула: История любви"
Кадр из фильма "Дракула: История любви"

Дракула придаёт смысл жизни Мины, опредмечивает её жизнь, рассказывает о ней прекрасную сказку. Благодаря Дракуле она проявляется, ведь нет у Мины своего смысла жизни, цели, желаний. Он её создаёт как свою возлюбленную, соблазняет её прекрасным образом избранной и уникальной женщины. Её жених реальный и понятный, а здесь сплошная тайна и неопределённость. А ещё предвкушение чего-то таинственного. 

Дракула хочет всё восстановить, воскресить то прекрасное, что было между ним и Элизабет. Поэтому он отправляется в свой замок, несмотря на опасность. Его желание восстановить прекрасное, но прерванное не имеет границ. Это бессознательное стремление воссоединиться со своим наслаждением, состоянием счастья не замечает запретов и пределов. 

Кадр из фильма "Дракула: История любви"
Кадр из фильма "Дракула: История любви"

Возвращение к действительности

Но ничего нельзя повторить, потому что он человек. Нельзя победить смерть в материальном мире. Искусственный мир всегда будет атакован действительностью, как что-то противоестественное. Амина не станет Элизабет, даже если наденет её платье. А 400 лет уже прошли... Это всё детские фантазии, которые невозможно воплотить, презрев законы и запреты человеческой жизни. 

Святой отец как символ реальности. Отец, который возвращает Дракуле принцип реальности. С Богом невозможно сражаться, он не повелитель, он закон. В человеческом мире есть тоска невозможных желаний, которую придётся принять. Дракула умирает, оставляя Мину... Отношения с Богом разрешены. Иллюзии всегда лопаются, красивая фантазия рассыпается в прах.

Спасибо, что дочитали статью!

Психологический разбор фильмов | Психолог Лариса Пугачева | Дзен