Киноисторию «Франкенштейн» в интерпретации Гильермо дель Торо можно рассматривать как сказочную историю про создателя и его создание, а можно увидеть в ней историю внутренней жизни человека. Все персонажи становятся внутренними частями психики, и тогда сказка перестает быть просто сказкой, а превращается в исследование сложных переплетений событий внутренней жизни человека, исканий его души, стремящейся к целостности, несмотря на травмы и потери.
Фильм «Франкенштейн», 2025 г. Режиссер: Гильермо дель Торо
Мертвое, но не нашедшее покой
Предлагаю посмотреть на историю отношений Виктора и созданного им существа как на внутренний процесс, который разворачивается в его душе.
Виктор создал существо из того, что уже умерло, но не было похоронено. Он воскресил то, чего он не смог отпустить, отгоревать, оставить в прошлом. Франкенштейн воссоздал то, что осталось в его душе не пережитым, поэтому требующим его внимания. Это его детство.
Он воскресил прошлое, чтобы заново прожить его с надеждой его принять. Виктор оживил ту часть себя, которую он отвергал. Это его внутренний ребёнок, которого не любил отец, покинула мать, и которого он не хотел принимать. Когда ребёнок живет в мире насилия, он отвергает и стыдится своей детской части, так как ему кажется, что это она не смогла и не сумела. У Виктора была еще и слабая мать, которая не смогла его защитить и которую ему хотелось самому защитить от жестокого отца. Места слабому ребенку в психике Виктора не нашлось. Надо было представлять себя всемогущим, а детскую слабую часть ненавидеть и отрицать.
Через оживление своего творения прошлое вернулось к Виктору, чтобы он принял этого ребёнка. Принял его несовершенство, уязвимость и детскую невозможность быть идеальным. Но Виктор в процессе общения с созданным им существом принимает сторону отца, он идентифицируется с ним и отвергает своё творение, а значит, себя, свою человеческую неидеальность. Он не может переработать своё травматическое детство. Созданное им существо раздражает его своей глупостью. Он не видит в нём желания близости и потребности в принятии. Ему важен только его интеллект. Создание не может принести создателю славу, он не оправдал его ожиданий, теперь он монстр. Разочаровавшийся Франкенштейн пытается убить его окончательно, отрицать связь со своей травматической внутренней частью.
Но убить нельзя то, что уже есть в нашей психике. Существо спасается и прячется. В психологическом смысле отвергнутая дважды часть психики погружается в более глубокие пласты психики.
Вытесненное, но не убитое
В фильме мы видим, как монстр попадает в мир, где его изгоняют и стремятся уничтожить. Так живет отвергнутый ребёнок. Мир всегда встречает детей так, как к нему относятся родители. Но если мы посмотрим на этот процесс символически, то можно сказать, что внутренний мир Виктора отрицает этого монстра как ненужного и лишнего.
Образы волчьей стаи как животная часть психики, где нет моральных законов и норм, есть только борьба за выживание. И есть опасность уподобиться этой волчьей стае. Но существо ищет что-то другое.
Он прячется на старой мельнице среди крыс. Символически это глубины бессознательного. Крысы — это то, что мы отвергаем и уничтожаем. Но крысы — это ещё и символ живучести. Монстр выживает и учится. Он не превращается в беспощадного волка, он учится наблюдать и созидать. Он делает то, что не делал Виктор. Он помогает и благодарит. Так он обретает другого отца — мудрого и понимающего. Образ слепого мудреца — архетипический образ коллективного бессознательного.
Без насилия наш герой быстро учится и набирается сил, и у него возникает потребность в самосознании. Обретая доброго, понимающего родителя, он хочет знать, кто он. Монстр стремится к началу, возвращается туда, где его создали.
Возвращение к создателю
Он узнаёт, кто его создатель, кто его отец и как он к нему относиться. И это наносит ему удар. Как часто мы хотим узнать своё прошлое, правду о своих родителях, думая, что это поможет нам, мечтая, что это даст нам силу, энергию для жизни. Но очень часто это только возбуждает в нас гнев и злость на родителей, а значит, на весь мир. Его движение в сторону своего прошлого разрушает то человеческое, что он приобрел, поселяет в нём отчаяние и безысходность.
Стая волков как стихия стремится разрушить в этом существе то человеческое, что родилось в нём во время общения с мудрецом. Он опять в одиночестве, он опять гоним и лишний. И нет возможности умереть...
Он чувствует, что его судьба в руках его создателя. Он принадлежит ему. И он не в силах ей сопротивляться. Он идёт к Виктору и требует смерти. Монстр как часть психики опять не принят Виктором, но любим Элизабет. Назвав свое создание монстром и изгнав его из своей сознательной жизни, Виктор сам превращается в монстра, лишается возможности испытывать близость, любовь, сочувствие... Он убивает Элизабет, то есть символически отказывается чувствовать и любить. Не зря Монстр забирает мертвую Элизабет и уносит ее из мира Виктора. Умирает и его брат.
Борьба, где нет победителя
У Виктора нет ресурсов удерживать своего монстра в бессознательном, который уже обрел силу и власть. Внутренний конфликт перерастает в открытое противостояние. В психике разворачивается борьба между Виктором и его отвергаемой частью. Всё, что мы отвергаем и вытесняем, никуда не исчезает. Отвергаемая часть всегда ждёт принятие, если этого не происходит, то она вступает в борьбу. Разворачивается ожесточенное внутреннее противостояние, где отвергаемая часть набирается всё больше сил и начинает постоянно атаковать.
Виктор одержим идеей уничтожить монстра как свою ненужную и отвергаемую часть. Он вступает в мир, где всё ледяное и безжизненное. В этом мире всё остановилось и замерло. Эта метафора остановки его движения по жизни, возможностей его самореализации. А капитан как образ его эго. Всё замерло, всё остановилось. И невозможно не уничтожить этого монстра, не уплыть от него.
Только когда соединяются эти две враждующие стороны и примеряются, корабль начинает движение. Монстр превращается в помощника. Деструктивная энергия направляется на созидание. Отвергаемая часть принята, ей найдено место, она обрела смысл и место.
Спасибо, что дочитали статью!