Найти в Дзене
Around Art

Женя Чапайкина и ее «Девочки» как метафора поглощения на Опытном поле в Кельне

Текст: Галина Мумрикова Вообще тема Nachtbild der Leers (Послеобраз Пустоты) была заявлена на прошедшей осенью в Кельне выставке проекта Опытное поле. … Опытное поле создала группа московских художников как независимую институцию в 2017 году. Каждая выставка проходила в подмосковной Балашихе в микрорайоне, который так и называется – Опытное поле. Одна, например, состоялась в открытой деревянной беседке возле Булганинского озера, еще одна называлась Подзаборная и рассматривала феномен простого забора. Была даже удаленная выставка в фейсбуке, которая так и называлась – Удаленно. Потом случилось, что главные устроители выставки уехали, как, впрочем, уехали и многие другие художники и фотографы и потому предпоследнее Опытное поле было «засеяно» в Черногории, а осенью этого года – в Германии… Кстати, к каждой выставке печатался каталог. Все по правилам. Такова краткая «биография» проекта. И вот 4 октября выставка современного искусства – Опытное поле – открылась в абсолютно новом пр

Текст: Галина Мумрикова

Вообще тема Nachtbild der Leers (Послеобраз Пустоты) была заявлена на прошедшей осенью в Кельне выставке проекта Опытное поле.

Фрагмент экспозиции Опытного поля. Кёльн. Евгения Чапайкина. Девочки. 2025 г.
Фрагмент экспозиции Опытного поля. Кёльн. Евгения Чапайкина. Девочки. 2025 г.
Подзаборная в Балашихе. Фрагмент
Подзаборная в Балашихе. Фрагмент

… Опытное поле создала группа московских художников как независимую институцию в 2017 году. Каждая выставка проходила в подмосковной Балашихе в микрорайоне, который так и называется – Опытное поле. Одна, например, состоялась в открытой деревянной беседке возле Булганинского озера, еще одна называлась Подзаборная и рассматривала феномен простого забора. Была даже удаленная выставка в фейсбуке, которая так и называлась – Удаленно. Потом случилось, что главные устроители выставки уехали, как, впрочем, уехали и многие другие художники и фотографы и потому предпоследнее Опытное поле было «засеяно» в Черногории, а осенью этого года – в Германии… Кстати, к каждой выставке печатался каталог. Все по правилам. Такова краткая «биография» проекта.

И вот 4 октября выставка современного искусства – Опытное поле – открылась в абсолютно новом пространстве – в Кельне. Тему задали Nachbild der Leere, что в переводе с немецкого означает Послеобраз Пустоты. Пустота, которая на самом деле вовсе не пуста. Она как бы создает свой образ, даже если он кажется отсутствующим. И каждое такое отсутствие становится началом новой (или старой) памяти, превращается в своеобразный архив. Пустота как бы активируется и пробуждает воображение. Которое, в свою очередь, лепит свой образ, даже когда он вообще-то отсутствует. Каждое отсутствие становится началом памяти. В этом смысле пустота оказывается активной: она заставляет работать мысль. Так возникает Послеобраз – Нахбильд, живущий в теле и в памяти, возвращая то, что исчезло, но продолжает существовать. .

Помните в романе Льва Толстог «Война и мир» есть такой эпизод: «…Бывает с тобой, - сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, — бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет — ничего; что все, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно?..

И дальше – разговор о вечности: — «Отчего же трудно представить вечность? — сказала Наташа. — Нынче будет, завтра будет, всегда будет, и вчера было и третьего дня было».

Как, однако, в молодости в любые времена легко рассуждать о материях. Рассуждать и ничего не бояться.

Женя Чапайкина
Женя Чапайкина

Я хотела представить одну из участниц «Опытного поля» – Женю Чапайкину, художника и фотографа, выпускницу Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко. Сейчас она живет и работает в Париже, сотрудничает с брендами и частными лицами создавая запоминающиеся портреты. Она считает, что «каждый портрет – это маленькое приключение». В своем творчестве Женя также исследует проблему гендерного неравенства, изучает структуру патриархального общества.

Евгения Чапайкина на Опытном поле. Девочки. Сет из 4 скульптур,
керамических и пенопластовых, 15 × 20 × 10. 2025
Евгения Чапайкина на Опытном поле. Девочки. Сет из 4 скульптур, керамических и пенопластовых, 15 × 20 × 10. 2025
-5

-6

Специально для проекта «Опытное поле» художник создала четыре керамические и пенопластовые скульптуры «Девочки». Сделанные вручную, безликие. Никакой четкой идентификации, исключительно демонстрация поз. Лиц нет, есть только тела. Лежащие или сидящие фигурки погружены в пенопластовую основу, которая как бы поглощает их вес. Метафора. Их поглощает, их давит несовершенная система. Они анонимны и в то же время конкретны. И… что напоминают нам их позы?

Эти скульптуры с размытыми лицами задают извечный вопрос: можно ли избежать эксплуатации, не потеряв индивидуальности, или система неизбежно накладывает свой отпечаток на тех, кого она потребляет?

Вопрос остается открытым. Ибо между теми, кто потребляет все подряд, в том числе и личность, и теми, кого эксплуатируют – все та же пустота, некий послеобраз, мимо которого трудно пройти равнодушно.

А мы и не проходим. Мы всё понимаем...

#выставки#современное искусство#проект Опытное поле#Евгения Чапайкина